ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1879/2023 от 21.12.2023 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

Судья <ФИО>12 Дело 33а-1879/2023

УИД - 09RS0№...-73

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

<адрес> 21 декабря 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего – Федотова Ю.В.,

судей – Лайпанова А.И., Адзиновой А.Э.

при секретаре судебного заседания – Чочуеве М.А.-А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-766/2023 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика мэра Карачаевского городского округа <ФИО>6<ФИО>16 на решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25 сентября 2023 года по исковому заявлению прокурора г. Карачаевска КЧР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Думе Карачаевского городского округа, Главе Карачаевского городского округа, мэру Карачаевского городского округа <ФИО>6 и Народному Собранию (Парламенту) КЧР о признании действий незаконными и обязании их устранить,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Федотова Ю.В., выслушав пояснения представителя административного истца <ФИО>17, представителя административного ответчика мэра Карачаевского городского округа <ФИО>6<ФИО>16, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Карачаевска обратился в Карачаевский городской суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Думе Карачаевского городского округа (далее - КГО), Главе КГО и бывшему мэру КГО <ФИО>6 о признании действий Думы КГО в части непризнания нарушений антикоррупционного законодательства бывшим мэром КГО основанием для освобождения от замещаемой должности и увольнения в связи с утратой доверия незаконными, о признании решения Думы КГО от 28.01.2022 г. №...-5 «О рассмотрении вопроса о соблюдении мэром КГО <ФИО>6 требований Федерального закона от 02.03.2007 г. №... ФЗ «О муниципальной службе в РФ» незаконным и о признании нарушений <ФИО>6 запретов установленных законодательством о противодействии коррупции основанием для освобождения от замещаемой должности и увольнением в связи с утратой доверия, считая заключенный с ним 12.02.2021 г. трудовой контракт расторгнутым в связи с утратой доверия.

В обоснование заявленных исковых требований истцом указано, что по результатам проведенной прокуратурой КЧР проверки соблюдения мэром Карачаевского городского округа <ФИО>6 обязанностей, запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции, выявлены нарушения антикоррупционного законодательства, выразившиеся в несоблюдении запрета иметь счета в иностранных банках, расположенные за пределами территории РФ, обязательств финансового характера перед организацией иностранного государства, участвовать в управлении коммерческими организациями, а также обязанностей не допускать конфликтов интересов и принимать меры по его урегулированию, представлять полные и достоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Решением Карачаевского городского суда КЧР от 24 марта 2022 года административные исковые требования прокурора г. Карачаевска к Думе Карачаевского городского округа, главе Думы Карачаевского городского округа <ФИО>18, мэру Карачаевского городского округа <ФИО>6 были удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда КЧР от 22.06.2022 года решение Карачаевского городского суда от 24 марта 2022 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в Карачаевский городской суд КЧР.

Решением Карачаевского городского суда от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 30 ноября 2022 года в удовлетворении вышеуказанного административного иска прокурора г. Карачаевска КЧР отказано.

Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2023 года решение Карачаевского городского суда КЧР от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КЧР от 30 ноября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебное заседание суда первой инстанции представители ответчиков Думы КГО, главы КГО, Парламента КЧР и заинтересованного лица Управления Главы КЧР по вопросам противодействия коррупции в судебное заседание не явились, с ходатайством об отложении разбирательства не обращались.

Представитель административного истца просил удовлетворить административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика <ФИО>6, просила в иске прокурора отказать, по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск.

Решением Карачаевского городского суда КЧР от 25 сентября 2023 года административный иск прокурора г. Карачаевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Думе Карачаевского городского округа, главе Карачаевского городского округа, мэру карачаевского городского округа и Народному Собранию (Парламенту) КЧР – удовлетворен.

Суд признал действия Думы Карачаевского городского округа о непризнании нарушений антикоррупционного законодательства, допущенных мэром Карачаевского городского округа <ФИО>6, основанием для освобождения его от замещаемой должности и увольнения в связи с утратой доверия, незаконными. Признал незаконным решение Думы Карачаевского городского округа от 28.01.2022 года №... «О рассмотрении вопроса о соблюдении мэром Карачаевского городского округа <ФИО>6 требований Федерального закона от 02.03.2007 года №...- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Признал нарушения мэром Карачаевского городского округа <ФИО>6 установленные законодательством о противодействии коррупции запретов, обязанностей и ограничений основанием освобождения его от замещаемой должности и увольнения в связи с утратой доверия. Постановил считать расторгнутым контракт, заключенный 12.02.2021 года с мэром Карачаевского городского округа <ФИО>6 в связи с утратой доверия.

На данное решение представителем административного ответчика <ФИО>6<ФИО>16 подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение Карачаевского городского суда КЧР от 25 сентября 2023 года отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что выводы суда основаны на неполном исследовании обстоятельств дела, т.к. суд не дал оценку доводам, указанным в возражении административного ответчика, не указал, чем они опровергаются и почему не могут быть положены в основу выводов по существу спора.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора города Карачаевска <ФИО>19 просит решение Карачаевского городского суда КЧР от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В письменных возражениях Председатель Народного Собрания КЧР <ФИО>20 просил исключить Народное собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики из числа административных ответчиков, поскольку Народное собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики не является тем лицом, которое должно отвечать по заявленным требованиям.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца просил удовлетворить административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика <ФИО>6, просила в иске прокурора отказать, по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административный иск.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, с ходатайством об отложении разбирательства не обращались.

Судебная коллегия в соответствии с правилами, установленными статьями ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы апелляционного представления, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №... от 19 декабря 2003 года, судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение соответствует указанным требованиям.

Как следует из материалов дела, распоряжением мэра Карачаевского городского округа от 28 сентября 2020 г. №...-лс <ФИО>6 назначен на должность первого заместителя мэра Карачаевского городского округа и принят на муниципальную службу с 28 сентября 2020 г., с 30 сентября 2020 г. исполнял обязанности мэра Карачаевского городского округа.

Решением Думы Карачаевского городского округа от 12 февраля 2021 г. №...<ФИО>6 назначен на должность мэра Карачаевского городского округа. В тот же день между главой Карачаевского городского округа <ФИО>18 и <ФИО>6 заключен контракт.

20 апреля 2021 г. прокурором Карачаево-Черкесской Республики главе Карачаево-Черкесской Республики внесено представление №..., из которого следует, что по результатам прокурорской проверки соблюдения мэром Карачаевского городского округа <ФИО>6 обязанностей, запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции, выявлен ряд нарушений требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», выразившееся в несоблюдении <ФИО>6 запрета иметь счета в иностранных банках, участвовать в управлении коммерческими организациями, обязанностей не допускать конфликта интересов и принимать меры по его урегулированию, представлять полные и достоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Прокурором предложено рассмотреть представление, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших, а также провести проверку, по результатам которой решить вопрос об обращении в Думу Карачаевского городского округа или в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий мэра Карачаевского городского округа <ФИО>6

24 мая 2021 г. главой Карачаево-Черкесской Республики вынесено распоряжение №...-р «О проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», которым Управлению Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции поручено проведение соответствующей проверки в отношении <ФИО>6

8 декабря 2021 г. Управлением Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции составлено заключение по результатам служебной проверки, из содержания которого следует, что в результате проведения проверочных мероприятий установлен факт нарушения <ФИО>6 требований статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в качестве кандидата на замещение должности мэра Карачаевского городского округа, на себя, свою супругу и несовершеннолетнего ребенка, представлены неполные сведения).

9 декабря 2021 г. начальником Управления Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции в адрес главы Карачаево-Черкесской Республики составлен доклад по результатам проверки №..., в котором содержится предложение направить информацию о результатах проверки в Думу Карачаевского городского округа для рассмотрения вопроса об ответственности мэра Карачаевского городского округа <ФИО>6 в части представления им неполных сведений при поступлении на муниципальную службу, а также запросить из прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики первичные документы, содержащие информацию о наличии у <ФИО>21 и его супруги действующих счетов в иностранных банках. Соответствующее письмо 10 декабря 2021 г. направлено в адрес главы Карачаевского городского округа с предложением рассмотреть выявленные факты допущенных нарушений и принять соответствующее решение.

20 декабря 2021 г. исполняющим обязанности прокурора Карачаево-Черкесской Республики в адрес главы Карачаевского городского округа направлено письмо №... ДСП, из содержания которого следует, что при рассмотрении Думой Карачаевского городского округа информации Управления Главы Карачаево-Черкесской Республики по вопросам противодействия коррупции от 10 декабря 2021 г. №... следует учесть факты владения <ФИО>6 и его супругой банковскими счетами и недвижимостью в Королевстве Испания.

Из представления прокурора от 20 апреля 2021 г. №... и письма от 20 декабря 2021 г. №... ДСП усматривается, что проведенными проверками установлены факты, подтверждающие нарушения мэром Карачаевсого городского округа <ФИО>6 антикоррупционного законодательства, а именно:

супруга <ФИО>6 - <ФИО>3 является владельцем счета, открытого 16 ноября 2020 г. в отделении банка Испании «<данные изъяты>

<ФИО>6 и <ФИО>3 являлись владельцами счета, открытого 22 марта 2012 г. в банке Испании <данные изъяты> (счет закрыт 14 мая 2021 г., то есть после внесенного прокуратурой республики представления на имя главы Карачаево-Черкесской Республики);

с 16 сентября 2012 г. <ФИО>6 и <ФИО>3 являются совладельцами (в равных долях) недвижимого имущества на территории <адрес> которое они приобрели в ипотеку и оплачивают через банк «<данные изъяты>

<ФИО>6 участвовал в управлении коммерческой организацией ООО «<данные изъяты>», осуществляющей деятельность в сфере строительства жилых и нежилых зданий. В то же время ООО «<данные изъяты>» является арендатором земельного участка, расположенного на территории Карачаевского городского округа (кадастровый №..., №...), при этом администрацией Карачаевского городского округа (арендодателем) меры по взысканию с ООО «<данные изъяты>» задолженности по договору аренды земельного участка, составляющей 57 607,34 рублей, не принимались;

арендатором земельных участков и злостным должником перед администрацией Карачаевского городского округа являлось ООО «<данные изъяты>», 100 % доли которого принадлежит ЗАО «<данные изъяты>», руководителем и учредителем которого до назначения на должность являлся <ФИО>6 Задолженность ООО «<данные изъяты>» перед администрацией Карачаевского городского округа за аренду земельных участков под многоэтажную жилую застройку (земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 3683 кв.м; земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 2000 кв.м) составляла 731 958,71 рублей. Меры по взысканию с ООО «<данные изъяты>» указанной задолженности по договорам аренды земельных участков администрацией Карачаевского городского округа не принимались;

<ФИО>6 на основании договора от 17 февраля 2021 г., то есть спустя 4,5 месяца после назначения на должность исполняющего обязанности мэра Карачаевского городского округа, передал акции ЗАО «<данные изъяты>» в количестве 8 828 штук в доверительное управление своей дочери <ФИО>6, с которой они зарегистрированы по одному адресу, тогда как передача ценных бумаг в доверительное управление лицам, состоящим со служащим в родственных отношениях, не может рассматриваться как мера по недопущению возможности возникновения конфликта интересов;

индивидуальный предприниматель <ФИО>22, доводящаяся племянницей <ФИО>6, являлась исполнителем находившихся на исполнении муниципальных контрактов, заключенных с управлением экономического развития, строительства и ЖКХ администрации Карачаевского городского округа, на общую сумму 3 229 520 рублей. По данным фактам <ФИО>6 своевременно в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Думы Карачаевского городского округа не обращался, о конфликте интересов представителя нанимателя (работодателя) в письменной форме не уведомил, меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не принял.

<ФИО>6 представил недостоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, относящиеся к грубым нарушениям антикоррупционного законодательства, а именно: в разделе 4 своей справки о доходах, расходах за 2019 г., об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера на 1 сентября 2020 г. (далее - справка) не указал три счета, открытые в ПАО «<данные изъяты>, с остатком в размере 98 839 рублей; в разделе 4 справки супруги не отражены ее счета, открытые в АО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ПАО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>», ПАО <данные изъяты>, и остатки на них; в разделе 4 справки несовершеннолетнего сына не указал счет, открытый в ПАО «<данные изъяты>», и остаток на нем; в подразделе 5.1 раздела 5 своей справки <ФИО>6 не указал принадлежащие ему 100 % доли в ООО «<данные изъяты> номинальной стоимостью 10 000 рублей; в подразделе 5.1 раздела 5 своей справки супруги <ФИО>6 не указал 100 % доли участия в ООО «<данные изъяты>» (ИНН 0916003881), номинальной стоимостью 260 000 рублей, принадлежащей ей с 10 августа 2012 г., и 100 % доли участия в «<данные изъяты>), номинальной стоимостью 10 000 рублей, принадлежащей ей с 1 августа 2007 г.

12 февраля 2021 г. <ФИО>6 представил неполные и недостоверные сведения за 2020 г. на имя главы республики в качестве кандидата на должность мэра Карачаевского городского округа. На момент представления сведений <ФИО>6 более пяти месяцев являлся муниципальным служащим (с 28 сентября 2020 г. - первым заместителем мэра Карачаевского городского округа, с 30 сентября 2020 г. - исполнял обязанности мэра Карачаевского городского округа). Счета в иностранном банке, расположенном за пределами Российской Федерации, <ФИО>6 и его супруга обязаны были закрыть в течение трех месяцев с момента назначения на должность исполняющего обязанности мэра Карачаевского городского округа, то есть до 30 декабря 2020 г., чего сделано не было. Только в рамках декларационной кампании, после внесенного прокурором республики представления и в период проводимой на основании распоряжения главы республики проверки, <ФИО>6 25 мая 2021 г. на имя главы республики представил уточненную справку в отношении супруги <ФИО>3, где указал ее счет в банке <данные изъяты>, а также отразил имущество в Королевстве Испания, однако площадь земельного участка им была занижена в 60 раз.

28 января 2022 г. состоялось заседание Думы Карачаевского городского округа с участием старшего прокурора отдела по противодействию коррупции прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики <ФИО>23 и прокурора города Карачаевска <ФИО>24, по итогам принято решение №..., которым признано установленным нарушение <ФИО>6 норм Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», выразившееся в представлении им при поступлении на муниципальную службы недостоверных и неполных сведений в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствам имущественного характера. Дума Карачаевского городского округа пришла к выводу, что данные нарушения не носили заведомого характера, и оснований для досрочного прекращения полномочий мэра не имеется.

Указывая, что установленные факты нарушений Думой Карачаевского городского округа при принятии решения от 28 января 2022 г. №... об ответственности мэра Карачаевского городского округа <ФИО>6 проигнорированы, 2 февраля 2022 г. прокурор г. Карачаевска обратился в суд с административным иском с требованиями о признании незаконными действий по непризнанию нарушений антикоррупционного законодательства основанием для освобождения от занимаемой должности и увольнения в связи с утратой доверия, признании незаконным решения по результатам рассмотрения вопроса о соблюдении требований антикоррупционного законодательства, признании нарушений установленных законом о противодействии коррупции запретов, обязанностей и ограничений, основанием для освобождения от занимаемой должности и увольнения в связи с утратой доверия, возложении обязанности расторгнуть контракт в связи с утратой доверия.

В ходе рассмотрения дела, 1 апреля 2022 г. мэр Карачаевского городского округа <ФИО>6 обратился к главе Карачаевского городского округа с заявлением об отставке; 6 апреля 2022 г. главой Карачаевского городского округа принято решение №... о досрочном прекращении полномочий мэра Карачаевского городского округа, в связи с отставкой по собственному желанию. Отставка принята досрочно с 1 апреля 2022 г., запись об освобождении от замещаемой должности и увольнении с муниципальной службы внесена в трудовую книжку <ФИО>6 серии №... 1 апреля 2022 г. под номером №...

Так, положения Федерального закона от 17 января 1992 г. №... «О прокуратуре Российской Федерации» возлагают на прокурора обязанность по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе законов о муниципальной службе, о противодействии коррупции.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность муниципального служащего, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии коррупции".

В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений об отказе в прекращении его полномочий. Тогда как возложение на представительный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность муниципального служащего, в связи с несоблюдением им ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных в том числе Федеральным законом "О противодействии коррупции", представляет собой вмешательство в компетенцию представительного органа муниципального образования, уже принявшего коллегиальное решение по данному вопросу, однако, как указано выше, не исключает прекращения таких полномочий в судебном порядке.

Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что деятельность мэра Карачаевского городского округа, которым в период с 30 сентября 2020 г. по 1 апреля 2022 г. являлся <ФИО>6 (с 30 сентября 2020 г. исполнял обязанности мэра Карачаевского городского округа, с 12 февраля 2021 г. по 1 апреля 2022 г. замещал должность мэра Карачаевского городского округа), регламентируется статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф), статьями 38, 39, 40 Устава Карачаевского городского округа, принятого решением Думы Карачаевского городского округа от 11 ноября 2013 г. №... (далее - Устав Карачаевского городского округа, Устав), а также специальным Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которым регулируются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

В силу части 9 статьи 38 Устава, части 9.1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ мэр Карачаевского городского округа должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, Федеральный закон «О противодействии коррупции»), Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее -Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ).

Основания досрочного прекращения полномочий мэра Карачаевского городского округа предусмотрены статьей 40 Устава, частью 10 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Так, основаниями досрочного прекращения полномочий мэра Карачаевского городского округа являются, в том числе: смерть; отставка по собственному желанию; отрешение от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и т.д.

Частью 4 стать 40 Устава определено, что контракт с мэром Карачаевского городского округа может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления главы Карачаево-Черкесской Республики, в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ, от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, выявленными в результате проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах,

об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что на момент представления сведений <ФИО>6 более 5 месяцев являясь муниципальным служащим, в нарушение требований вышеуказанных Федеральных законов, представил Справки о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 г. на себя, свою супруг <ФИО>3 и сына <ФИО>4, не указав в них недвижимое имущество и банковские счета на себя и супругу, находящиеся в том числе и Королевстве Испания, что подтверждается материалами дела.

Так, <ФИО>6 и <ФИО>3 с <дата> являются совладельцами (в равных долях) недвижимого имущества на территории Испании, расположенного по адресу: <адрес>

При подачи сведений <ФИО>6 в разделе 4 своей справки о доходах, расходах за 2019 год, об имуществе, принадлежащем на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера на 01.09.2020 не указал три счета, открытые в <данные изъяты> (27.06.2019) остаток на которых на отчетную дату составлял 98 839 рублей.

В разделе 4 справки супруги <ФИО>6 не отражены счета, открытые в АО «<данные изъяты>» (14.08.2018), ООО «<данные изъяты>» (01.06.2015), ПАО «<данные изъяты>» (17.01.2015), АО «<данные изъяты>» (16.07.2019, 12.08.2019) остаток на отчетную дату составлял 19 157 рублей, доход выплаченный по счету в размере 473 рублей, <данные изъяты> (три счета от 17.07.2019) остаток на счету на отчетную дату составлял 1245 рублей.

В разделе 4 справки несовершеннолетнего сына <ФИО>6 не указал счет, открытый в ПАО «<данные изъяты>» (10.06.2019) на его имя с остатком на счету в 23 006 рублей. В подразделе 5.1 раздела 5 своей справки <ФИО>6 не указал 100 % доли в ООО «<данные изъяты>», номинальной стоимостью 10 000 рублей, принадлежавшие ему с 05.10.2015 г. В подразделе 5.1 раздела 5 своей справки супруги <ФИО>6 не указал 100 % доли участия в ООО «<данные изъяты>), номинальной стоимостью 260 000 рублей, принадлежащей ей с 10.08.2012 и 100 % доли участия в «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), номинальной стоимостью 10 000 рублей, принадлежащей ей с 01.08.2007 г.

Мэром Карачаевского городского округа <ФИО>25 при предоставлении сведений не было указано об участии супруги в ООО «<данные изъяты>» где ей принадлежит 100% доли номинальной стоимостью 260000 рублей и о 100% доли участия в ООО «<данные изъяты>» номинальной стоимостью 10000 рублей состоятельными, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

<ФИО>6, будучи назначен 12.02.2021 г. на должность Мэра Карачаевского городского округа, при представлении сведений «Декларации» Справок о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2020 года по 31.12.2020 г, в том числе на супругу <ФИО>3 и сына <ФИО>5 2005 года рождения, не указал в представленных декларациях сведения банковских счетах открытых на свое имя <ФИО>6 и супруги, в Королевстве Испания, а именно что супруга <ФИО>6, - <ФИО>3 (28.08.1969 г.р., гражданка РФ, испанский <данные изъяты>) является владельцем счета №..., открытого 16.11.2020 в отделении банка «<данные изъяты>»).

С 22.03.2012 <ФИО>6, <дата> г.р., гражданин РФ, испанский <данные изъяты>) и <ФИО>3 являлись владельцами испанского счета №..., открытого в «<данные изъяты> Счет закрыт 14.05.2021.

Согласно заключению от 08.12.2021 г. составленного по результатам проверки проведенной Управлением главы КЧР по вопросам противодействия коррупции проведенной на основании Распоряжения Главы Карачаево-Черкесской республики от 24.05.2021 г за №...-р, был установлен факт нарушения <ФИО>6 требований ст.8 ФЗ -273 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции».

В поступившем Главе Карачаево-Черкесской республики от Управления главы КЧР по вопросам противодействия коррупции от 09.12.2021г. докладе предложено направить информацию о результатах проверки в Думу Карачаевского городского округа для рассмотрения вопроса об ответственности мэра КГО <ФИО>6 в части предоставления им неполных сведений при поступлении на муниципальную службу и также запроса в Прокуратуру КЧР первичных документов содержащих информацию о наличии у <ФИО>6 и его супруги счетов в иностранных банках.

Управлением главы КЧР по вопросам противодействия коррупции 10.12.2021 г. по итогам проведенной проверки достоверности сведений о доходах расходах об имущественных и обязательствах имущественного характера представленных <ФИО>6 в качестве гражданина претендующего на замещение должности мэра КГО и также соблюдения им ограничений запретов требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов исполнения должностных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции направлена информация Главе Карачаевского городского округа <ФИО>18 для рассмотрения принятия соответствующего решения.

28.01.2022 года на заседании Думы КГО по итогам рассмотрения поступившей от Управления Главы КЧР по вопросам противодействия коррупции, информации о несоблюдении Мэром КГО <ФИО>6 обязанностей запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции, по результатам проведенной на основании представления прокурора КЧР от 20.04.2021 г. за №... при наличии кворума (присутствовали 13 депутатов КГО) принято решение о признании нарушений <ФИО>6 нормы Федерального закона от 02.03.2007 года №... ФЗ «О муниципальной службе в РФ» выразившихся в предоставлении им при поступлении на муниципальную службу недостоверных и неполных сведений в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не носило заведомого характера. Оснований для досрочного прекращения полномочий Мэра КГО <ФИО>6 не имеется. Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что данное Решение Думы КГО от 28.01.2022 года нельзя признать законным, поскольку, в соответствии с п.4 ст.40 Устава КГО, несоблюдение ограничений, запретов неисполнением обязанностей, которые установлены ФЗ №... от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», №ФЗ 230 от 3.12.2012 г «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам», ФЗ №79 от 07.05.2013г. «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады) хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами» допущенные Мэром Карачаевского городского округа, <ФИО>6 являются безусловным основанием для досрочного прекращения его полномочий.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Карачаевска.

Доводы же апелляционной жалобы повторяют доводы ее автора, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, они не опровергают выводы суда первой инстанции, основываются на неправильном толковании норм материального и процессуального права и фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств, и не содержат оснований, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований процессуального законодательства.

Таким образом, поскольку обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену или изменение судебного решения не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Карачаевского городского суда КЧР от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика мэра Карачаевского городского округа <ФИО>6<ФИО>16 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: