Судья Степанов Б.Б. Дело №33а-187/2021
УИД - 26RS0035-01-2020-003744-06
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 9 марта 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.
судей Болотовой Л.А., Кострицкого В.А.
при секретаре судебного заседания Стаценко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† апелляционной жалобе представителя административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по СК – ФИО7 на решение Шпаковского районного суда Старопольского края от 30 сентября 2020 года по административному делу апелляционной жалобе представителя административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по СК – ФИО7 на решение Шпаковского районного суда Старопольского края от 30 сентября 2020 года
по административному делу по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., объяснения представителя административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по СК по доверенности ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы,
установила:
Межрайонная ИФНС России № 5 по СК обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживающий по адресу: 356245, <адрес>, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю.
Согласно сведениям, предоставляемыми органами государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. 68,кадастровый №.
Согласно налоговому уведомлению № 74232449 от 27.08.2016 г., сумма к уплате по налогу на имущество за 2015 г. у ФИО1 составляла 19 228 руб.
Согласно налоговому уведомлению № 42962367 от 31.08.2017 г., сумма к уплате по налогу на имущество за 2016 г. у ФИО1 составляла 6 836 руб.
Согласно налоговому уведомлению № 35114846 от 14.07.2018 г., сумма к уплате по налогу на имущество за 2017 г. у ФИО1 составляла 4 557 руб.
Согласно налоговому уведомлению № 76646868 от 08.09.2018 г., сумма к уплате по налогу на имущество за 2016 г., 2017 г. у ФИО1 составляла 3 988 руб.
В отношении земельного налога: Согласно сведениям, предоставляемыми органами государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных в г. Михайловске, с кадастровыми номерами 26:11:020102:188 и 26:11:020102:98. Таким образом, ФИО1 является плательщиком земельного налога.
Согласно налоговому уведомлению № 74232449 от 27.08.2016 г., сумма к уплате по земельному налогу за 2015 г. у ФИО1 составляла 709 руб.
Согласно налоговому уведомлению № 42962367 от 31.08.2017 г., сумма к уплате по земельному налогу за 2016 г. у ФИО1 составляла 1 599 руб.
Согласно налоговому уведомлению № 35114846 от 14.07.2018 г., сумма к уплате по земельному налогу за 2017 г. у ФИО1 составляла 355 руб.
Должнику в порядке досудебного урегулирования было направлено заказным письмом требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 59587 от 09.07.2019 г.
В установленные законодательством сроки в добровольном порядке задолженность не была погашена в полном объеме. Налоговым органом направлено в суд заявление № 16271 от 08.11.2019 г. о вынесении судебного приказа с целью взыскания задолженности за счет имущества и наличных денежных средств данного физического лица.
27.01.2020 г. мировым судьей судебного участка № 6 Шпаковского района Ставропольского края вынесен судебный приказ № 2а-8-37-559/2020 о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю задолженности на сумму 5 015,30 руб., в том числе: по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 4407,06 руб.; по транспортному налогу с физических лиц: пеня в размере 42,98 руб.; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 565,26 руб.
В связи с поступлением возражений от ответчика, удовлетворением ходатайства ФИО1 о восстановлении срока для подачи возражений, определением мирового судьи судебного участка № 6 Шпаковского района Ставропольского края ФИО6 от 11.03.2020 г. судебный приказ № 2а-8-37-559/2020 от 27.01.2020 г. был отменен.
К настоящему моменту сумма задолженности ФИО1 по данному судебному приказу составляет 4 972,32 руб.
На основании изложенного административный истец просил суд взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю задолженность в размере 4 972,32 руб., в том числе:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 4407,06 руб.;
- по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 565,26 руб.
Обжалуемым решением Шпаковского районного суда Старопольского края от 30 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ставропольскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по СК – ФИО7, просит решение отменить, заявленные требований удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционных требований ссылается на то, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно Требованию № 59587 от 09.07.2019 г. налогоплательщику был предоставлен срок для исполнения требования об уплате пени до 29.10.2019 г., именно с этого момента следует исчислять шестимесячный срок для обращения. Заявление о вынесении судебного приказа было удовлетворено Мировым судьей с/у №6 Шпаковского района 27.01.2020 г., т.е. в переделах шестимесячного срока с момента истечения срока по оплате требования об уплате налога и пени.
Однако в виду неверного применения норм материального права, суд исчислял трехлетний срок не с момента истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налогов и пени, а с момента отправки налоговых уведомлений: № 76646868 от 08.09.2018 г., № 35114846 от 14.07.2018 г., № 42962367 от 31.08.2017 г., №74232449 от 27.08.2016 г.
Указывает, что налоговое законодательство предусматривает возможность оплаты пени по налогам после оплаты самого налога. Согласно ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, в связи с чем, выводы суда об утрате налоговым органом права взыскания задолженностей по налогам, как и отсутствие возможности до взыскания пени после уплаты налогов, не соответствуют нормам материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком ФИО1, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу статьи 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Согласно части 1 статьи 70 Налогового кодекс Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (часть 2 ст.48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 ст.48 НК РФ).
Как следует из материалов дела ФИО1 состоит на учёте в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ставропольскому краю в качестве налогоплательщика.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Шпаковского района Ставропольского края от 11 марта 2018 года судебный приказ №2а-8-37-559/2020 от 27.01.2020 г. был отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1
С административным заявлением о взыскании пени административный истец обратился в районный суд 11 сентября 2020 года (согласно штампа на почтовом отправлении).
Согласно налоговому уведомлению №74232449 от 27.08.2016 г. произведен расчет земельного налога и налога на имущество подлежащего уплате за 2015 г. в размере 19937 рублей, который необходимо уплатить не позднее 01.12.2016 г.
Согласно налоговому уведомлению №42962367 от 31.08.2017 г. произведен расчет налога подлежащего уплате за 2016 г. в размере 8435 рублей, который необходимо уплатить не позднее 01.12.2017 г..
Согласно налоговому уведомлению №35114846 от 14.07.2018 г. произведен расчет налога подлежащего уплате за 2017 г. в размере 4912 рублей, который необходимо уплатить не позднее 01.12.2018 г..
Согласно налоговому уведомлению №76646868 от 08.09.2018 г. произведен расчет налога подлежащего уплате за 2016-2017 гг. в размере 3988 рублей, который необходимо уплатить не позднее 03.12.2018 г.
Доказательств направления налоговым органом требований об уплате недоимки по налогу на имущество и земельному налогу за 2015 год (на которые начислены пени по настоящему делу) административным истцом не представлено. Между тем судебная коллегия отмечает, что расчет пени может производиться лишь в случае не исполнения налогоплательщиком в добровольном порядке налогового уведомления и направления ему в связи с этим требования об уплате налога.
Основанием для обращения налогового органа в суд явилось требование № 59587 от 09.07.2019 года, в соответствии с которым у ответчика возникла обязанность по уплате пени в размере 5040,38 руб.
Как следует из заявленных налоговым органом по настоящему делу административных требований, истец просит взыскать с налогоплательщика задолженность только по пене на основании требования № 59587 от 09.07.2019 года, рассчитанной по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2015 год в размере 4407,06 руб.;
- а также только по пене, рассчитанной по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2015 год в размере 565,26 руб.
В силу положений части 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как следует из расчета сумм пени включенных в требование № 59587 от 09.07.2019 года, на момент формирования требования (8.07.2019) задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2015 год не погашена и составляет 709 руб. (л.д.33).
Согласно этого же расчета сумм пени включенных в требование № 59587 от 09.07.2019 года, на момент формирования требования (8.07.2019) задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2015 год погашена частично и составила 16135,30 руб (л.д.38).
Между тем, несмотря на то, что налоги ответчиком не оплачены в полном объеме, в нарушение положений ч.5 ст.75 НК РФ налоговый орган выставил налогоплательщику требование № 59587 от 09.07.2019 года только в отношении пени. Сведения о полной уплате ответчиком налогов за 2015 год, либо об их принудительном взыскании административным истцом в материалы дела не представлены, представитель истца в заседании судебной коллегии также не смог дать пояснения по этому вопросу. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что налоговым органом не утрачено право на взыскание налога на имущество и земельного налога на которые налоговым органом рассчитаны пени по настоящему делу.
Согласно правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 422-0, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Ошибочное указание суда на пропуск срока для обращения в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа, подлежит исключению из мотивировочной части решения суда и не является основанием к отмене решения суда, поскольку не опровергает правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307-HYPERLINK consultantplus://offline/ref=60E8429351D90E907A75EF7502CD8FC229A00C2C799354732CA17CFE8EDF216A78163E7C6BB2A2E620V5J 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 30 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи