Судья –Язвенко Р.В. Дело №33а-19024/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2016 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.
судей: Башинского Д.А., Смирнова Е.А.
по докладу судьи Башинского Д.А.
при секретаре < Ф.И.О. >12
с участием прокурора < Ф.И.О. >13
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности < Ф.И.О. >8 на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 13 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Прокурор Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании к определенным действиям.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка в сфере законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог от моста по <...> до конечной остановки пассажирского маршрута <...> по <...>, г. Сочи. <...> по поручению прокуратуры района, сотрудниками отделения <...> ОГИБДЦ УВД по г. Сочи проведено обследование улично-дорожной сети по <...> до конечной остановки пассажирского маршрута <...> по <...>, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно 40 нарушений требований ГОСТ Р 50597-93.
Таким образом автомобильная дорога от моста по <...> до конечной остановки пассажирского маршрута <...> по <...>, г. Сочи не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что снижает уровень безопасности дорожного движения и противоречит требованиям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52767- 2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров».
Кроме того, <...> проведена контрольная проверка улично- дорожной сети, о чем составлен акт контрольной проверки выявленных недостатков в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
В силу части 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и т.д.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Устава г. Сочи, утвержденного решением Городского собрания Сочи от 29.07.2010 № 92, к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского округа.
Организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации г. Сочи (ст. 42 Устава г. Сочи).
В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.2007 № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи от 20.06.2007 № 94, автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи.
Постановлением Главы г. Сочи от 12.12.2012 № 2700 «О создании муниципального казенного учреждения города Сочи «Управление автомобильных дорог утвержден устав Учреждения, согласно которого МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» создано администрацией г. Сочи для выполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, относящихся к муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи (пункт 1.1 Устава).
Цели деятельности Учреждения определены в главе 2 Устава.
К ним, в том числе, относится: обеспечение проведения содержания, ремонта, - капитального ремонта, реконструкция (включая проектно- изыскательские работы) автомобильных дорог общего пользования местного значения города Сочи. Обеспечение соблюдения нормативно-технических требований при проведении ремонта, капитального ремонта и т.д.
Учитывая изложенное, бездействие администрации г. Сочи в части непринятия мер по устранению и приведению улично-дорожной сети в надлежащее состояние по <...> в <...> г. Сочи, нарушают права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как пешком, так и с использованием транспортных средств.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Администрации г. Сочи, выразившееся в непринятии мер по содержанию проезжей части от моста по <...> до конечной остановки пассажирского маршрута <...> по <...> г. Сочи в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Обязать администрацию г. Сочи привести проезжую часть автомобильной дороги от моста по <...> до конечной остановки пассажирского маршрута <...> по <...> г. Сочи в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52767-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров».
Обжалуемым решением Адлерский районного суда г. Сочи от 13 мая 2016 года административное исковое заявление прокурора удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи по доверенности < Ф.И.О. >8 просила решение районного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора. В обоснование требований жалобы указала, что решение суда незаконное и необоснованное, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, прокурора < Ф.И.О. >14, считавшего решение районного суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределённого круга лиц.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и т.д.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка в сфере законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог от моста по <...> до конечной остановки пассажирского маршрута <...> по <...>, г. Сочи. В ходе которой, выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно 40 нарушений требований ГОСТ Р 50597-93.
Таким образом, обустройство автомобильной дороги по <...> г. Сочи не отвечает требованиям действующего законодательства, что снижает уровень безопасности дорожного движения и противоречит требованиям Закона.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от <...>, а также фототаблицей. Содержание указанного акта органом местного самоуправления не опровергнуто, акт является допустимым доказательством, правомерно принятыми во внимание районным судом.
На основании пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденного решением Городского собрания Сочи от 29 июля 2010 года №92, к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов городского округа.
Согласно статье 42 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации города Сочи.
В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26 апреля 2007 года № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе и улица Ломоносовская, расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи в составе имущества казны города Сочи.
Постановлением Главы города Сочи от 12 декабря 2012 года № 2700 «О создании муниципального казенного учреждения города Сочи «Управление автомобильных дорог» утвержден Устав Учреждения, согласно которому МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» создано администрацией города Сочи для выполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, относящихся к муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи (пункт 1.1 Устава).
Цели деятельности Учреждения определены в главе 2 Устава.
К ним, в том числе, относится: обеспечение проведения содержания, ремонта, капитального ремонта, реконструкция (включая проектно-изыскательские работы) автомобильных дорог общего пользования местного значения города Сочи. Обеспечение соблюдения нормативно-технических требований при проведении ремонта, капитального ремонта и т.д.
Согласно Положению об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи, утвержденному решением Городского Собрания Сочи от 22 сентября 2011 года № 157, управление автомобильных дорог администрации города Сочи является отраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административного иска прокурора, поскольку бездействие администрации города Сочи в части отсутствия надлежащего контроля за подконтрольными ему отраслевыми органами в исполнении возложенных на них функциональных обязанностей, влечет нарушение законных прав жителей на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как пешком, так и с использованием транспортных средств.
При этом, в силу приведенных выше норм закона, муниципальное образование как собственник имущества (дорог в пределах муниципального образования) в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Организация осуществления дорожной деятельности посредством создания отраслевого управления не освобождает собственника имущества от обязанности по надлежащему его содержанию.
С учетом изложенного, суд первой инстанции имел достаточные основания для удовлетворения административного иска прокурора <...> города Сочи в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
С учётом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Адлерского районного суда города Сочи от 13 мая 2016 года, вынесено законно и обоснованно, без нарушения норм процессуального и материального права, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Адлерского районного суда г. Сочи от 13 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Сочи по доверенности < Ф.И.О. >8 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи