Судья Комиссарова Е.А. Дело №33а-1906/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«22» августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Добровольской Т.В.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Пыльновой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2021-009367-25, №2а-560/2022) по апелляционной жалобе представителя Администрации города Костромы Ермаковой Е.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 мая 2022 года, которым административное исковое заявление прокурора города Костромы к Администрации города Костромы об обязании организовать работы по устройству системы водоотведения – сети ливневой канализации, работы по устранению дефектов дорожного полотна проезжей части удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения прокурора Рыловой Т.В. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Костромы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Костромы об обязании организовать систему водоотведения – сеть ливневой канализации по проезду Галичскому в г. Костроме, устранить дефекты дорожного полотна проезжей части около домов №2, №4, №11А, №39 по проезду Галичскому в г. Костроме в срок до 31 декабря 2022 года.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Костромы по обращению ФИО5 проведена проверка деятельности Администрации города Костромы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и водоотведения по проезду Галичскому в г. Костроме, в ходе которой установлено, что около дома №2 дорожное полотно имеет повреждение в виде выбоины глубиной 9 см, шириной 130 см, длиной 220 см, около дома №4 – в виде выбоины глубиной 6 см, шириной 55 см, длиной 160 см, около дома №11А – в виде выбоины глубиной 7 см, шириной 110 см, длиной 100 см, около дома №39 – в виде выбоины глубиной 9 см, шириной 310 см, длиной 820 см. Также Администрацией города Костромы ненадлежащим образом исполняются полномочия по обеспечению водоотведения в районе проезда Галичского в г. Костроме, а именно закрытые сети ливневой канализации в районе проезда Галичского в г. Костроме отсутствуют. Ранее отведение поверхностного стока осуществлялось организованным способом по открытой сети водоотводных канав, которые располагались вдоль проезда Галичского (от улицы Боевой до улицы Карьерной) и вдоль улицы Боевой (от проезда Галичского до улицы Тихой). В настоящее время канава по четной стороне улицы Боевой отсутствует, вдоль проезда Галичского имеются небольшие участки канав, у которых нет сброса стоков, по старым канавам проложены сети газоснабжения. Благоустройство многоквартирного жилого дома №45/28 по проезду Галичскому в г. Костроме выполнено со сбросом стоков открытым способом на проезжую часть проезда Галичского. Кроме того, на проезд Галичский поступают стоки с улицы Боевой, в результате чего подтоплена проезжая часть проезда Галичского, обочина и прилегающая территория вышеуказанного многоквартирного дома. Необеспечение безопасности дорожного движения, отсутствие контроля со стороны Администрации города Костромы за содержанием улично-дорожной сети и организацией водоотведения на участке улично-дорожной сети может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, к причинению вреда жизни и здоровью участников дорожного движения.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, Управление финансов Администрации города Костромы, МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство», МУП «Костромагорводоканал», УГИБДД по Костромской области, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 16 мая 2022 года административное исковое заявление прокурора города Костромы удовлетворено. На Администрацию города Костромы возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года организовать работы по устройству системы водоотведения – системы ливневой канализации по Галичскому проезду в г. Костроме, организовать работы по устранению дефектов дорожного полотна проезжей части в районе домов №2, №4, №11А, №39 по проезду Галичскому в г. Костроме.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Костромы Ермакова Е.Н., полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что из материалов административного дела не следует, что прокуратурой города Костромы инициировалась и проводилась проверка, в связи с чем представитель прокуратуры города Костромы не вправе в соответствии с пунктом 3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17 марта 2017 года №172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07 марта 2017 года №27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» составлять акт проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона. Решение о проведении проверки деятельности уполномоченных органов Администрации города Костромы прокуратурой города Костромы не выносилось, непосредственно в органе местного самоуправления проверка и опрос должностных лиц не осуществлялись. Основанием для подачи административного иска и принятия судом решения являлись акты проверки от 24 ноября 2021 года, от 24 марта 2022 года и от 13 апреля 2022 года, вместе с тем данные документы в нарушение требований Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» составлены неуполномоченным и неаттестованным для выполнения экспертно-аналитических функций лицом. Прокуратурой города Костромы должны были быть инициированы полноценная проверка и документирование нарушений, отраженных в административном исковом заявлении. Судом не приняты соответствующие меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств, выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела.
Решением Думы города Костромы от 25 октября 2018 года №174 «Об учреждении Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы и об утверждении Положения о Комитете» (далее также – Решение) регламентировано, что в сфере осуществления дорожной деятельности Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы обеспечивает организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения (за исключением объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог), разрабатывает и представляет главе Администрации города Костромы проекты нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения (за исключением объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог) и правил расчета размера ассигнований бюджета г. Костромы на указанные цели. Задачами Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы являются, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом города Костромы в части организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, линейных объектов, элементов обустройства автомобильных дорог (за исключением объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог), инженерно-строительных объектов для муниципальных нужд города Костромы, благоустройство территории города Костромы, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы (статья 4 Решения). Согласно части 1 статьи 13 Решения Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы является получателем средств бюджета города Костромы, предусмотренных на его содержание, а также на финансирование его деятельности по решению вопросов местного значения, исполнению отдельных государственных полномочий Костромской области, иных функций, возложенных на Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы. Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы в соответствии с решением Думы города Костромы о бюджете на очередной финансовый год является главным распорядителем средств бюджета города Костромы и осуществляет бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами города Костромы, регулирующими бюджетные правоотношения. Исходя из вышеизложенного, административные исковые требования к Администрации города Костромы предъявлены и удовлетворены необоснованно, так как Администрация города Костромы является ненадлежащим административным ответчиком.
Кроме того, принимая во внимание, что заявленные прокуратурой города Костромы административные исковые требования направлены на защиту оспариваемых прав, свобод и законных интересов, предположительно возникших из гражданских, трудовых, жилищных, земельных и иных правоотношений, такие требования подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства.
Лица, участвующие в деле, за исключением прокурора Рыловой Т.В., в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в мае 2020 года прокуратурой города Костромы проведена, в том числе проверка соблюдения Администрацией города Костромы требований законодательства в сфере водоотведения, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, в ходе которой установлено, что проезд Галичский в г. Костроме включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы, утвержденный решением Думы города Костромы от 27 августа 2015 года №174, за номером 34-401 ОП МГ34-060. Закрытые сети ливневой канализации в районе проезда Галичского в г. Костроме отсутствуют. Отведение поверхностного стока ранее осуществлялось организованным способом по открытой сети водоотводных канав, которые располагались вдоль проезда Галичского (от улицы Боевой до улицы Карьерной) и вдоль улицы Боевой (от проезда Галичского до улицы Тихой). В настоящее время канава по четной стороне улицы Боевой отсутствует, вдоль проезда Галичского имеются небольшие участки канав, у которых нет сброса стоков, по старым канавам проложены сети газоснабжения. Благоустройство многоквартирного жилого дома №45/28 по проезду Галичскому в г. Костроме выполнено со сбросом стоков открытым способом на проезжую часть проезда Галичского. Кроме того, на проезд Галичский поступают стоки с улицы Боевой, в результате чего подтоплена проезжая часть проезда Галичского, обочина и прилегающая территория вышеуказанного многоквартирного дома. В нарушение подпунктов 4 и 5 части 1 статьи 16, пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», части 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Администрацией города Костромы ненадлежащим образом исполняются полномочия по содержанию автомобильной дороги общего пользования по проезду Галичскому и обеспечению водоотведения в районе проезда Галичского в г. Костроме.
04 июня 2020 года заместителем прокурора города Костромы ФИО7 главе администрации города Костромы ФИО8 внесено представление №7-4-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в сфере водоотведения, законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, предложено принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, в частности, обеспечить устройство системы водоотведения – ливневой канализации, безопасность дорожного движения по проезду Галичскому в г. Костроме.
На указанное представление Администрацией города Костромы направлен ответ от 03 июля 2020 года №11исх-3133/20, согласно которому для устройства закрытых сетей ливневой канализации по проезду Галичскому с подключением их к водоотводной канаве по улице Тихой необходимо разработать проектную сметную документацию по строительству сетей водоотведения. Бюджетом города Костромы на 2020 год денежные средства на данные цели не предусмотрены. В условиях крайне напряженного исполнения бюджета города Костромы на 2020 год, наличия значительного объема кредиторской задолженности, значительного объема выпадающих доходов, в том числе из-за предоставленной отсрочки по уплате арендных платежей, возможность разработки проектной документации на строительство сети ливневой канализации по проезду Галичскому г. Костромы будет рассмотрена при формировании бюджета города Костромы на 2021 год. При этом в текущем году силами МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» неоднократно выполнено грейдирование с подсыпкой щебнем на участке примыкания проезда Галичского к улице Боевой, в рамках текущего содержания и ремонта улично-дорожной сети города МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» проведена откачка паводковых стоков с проезда Галичского на участке примыкания к улице Боевой. Указанные мероприятия будут производиться МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» на регулярной основе в периоды выпадения обильных осадков.
В апреле 2021 года прокуратурой города Костромы проведена, в том числе проверка исполнения Администрацией города Костромы законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в нарушение статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля» около дома №2 по проезду Галичскому в г. Костроме дорожное полотно имеет повреждение в виде выбоины глубиной 9 см, шириной 130 см, длиной 220 см, около дома №4 – в виде выбоины глубиной 6 см, шириной 55 см, длиной 160 см, около дома №11А – в виде выбоины глубиной 7 см, шириной 110 см, длиной 100 см, около дома №39 – в виде выбоины глубиной 9 см, шириной 310 см, длиной 820 см. Необеспечение безопасности дорожного движения, отсутствие контроля со стороны Администрации города Костромы за содержанием улично-дорожной сети может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, к причинению вреда жизни и здоровью участников дорожного движения.
30 апреля 2021 года заместителем прокурора города Костромы ФИО7 главе администрации города Костромы ФИО8 внесено представление №7-4-2021 об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, жилищного законодательства, о нарушениях социального законодательства, в том числе по обеспечению безбарьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения, законодательства об объектах культурного наследия, о средствах массовой информации, предложено принять меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в частности, устранить дефекты дорожного полотна проезжей части по проезду Галичскому в г. Костроме.
На указанное представление Администрацией города Костромы направлен ответ от 04 июня 2021 года №11исх-2437/21, согласно которому в целях исполнения требований представления в адрес МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» направлено поручение в срок до 15 июня 2021 года выполнить работы по ликвидации дефектов дорожного покрытия по проезду Галичскому в г. Костроме около домов №2, №4, №11а, №39.
Неисполнение предписаний повлекло обращение прокурора с настоящим административным иском в суд.
Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 15, пунктом 4 части 1 статьи 16, пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 3 и 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пунктами 6 и 12 статьи 3, пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктами 2, 9, 23, 28 статьи 2, статьей 3, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», исходил из того, что на территории городского округа город Кострома имеет место незаконное бездействие со стороны органов местного самоуправления в части неисполнения обязанности по надлежащему эксплуатационному содержанию проезжей части по проезду Галичскому в состоянии, допустимом по условиям безопасности дорожного движения. Кроме того, Администрацией города Костромы ненадлежащим образом исполняются полномочия по обеспечению водоотведения в районе проезда Галичского в г. Костроме, водоотведение ливневых сточных вод по проезду Галичскому в г. Костроме путем создания системы ливневой канализации не организовано. То обстоятельство, что деятельность по обеспечению организации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения возлагается на Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, содержание дорог возложено на МКУ «Дорожное хозяйство», а полномочия по организации содержания сетей и сооружений ливневой канализации на автомобильных дорогах местного значения возложены на Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, которые являются отраслевыми органами Администрации города Костромы, не исключает ответственность и обязанность Администрации города Костромы, как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, принять необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе в части организации и контроля по содержанию проезжей части улицы и улично-дорожной сети и организации водоотведения.
Данные выводы судом мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, и судебная коллегия с ними соглашается.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года №41, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Костромы относятся организация в границах города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также - Федеральный закон №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В свою очередь, статьей 3 Федерального закона №416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона №416-ФЗ установлено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Исходя из анализа содержания указанных выше правовых норм, организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование объектов водоотведения и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу пункта 5 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года №41, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Костромы относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Костромы, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №257-ФЗ) предусмотрено, что дорожная деятельность включает в себя, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог, то есть комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее также – Федеральный закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (часть 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2).
Частью 4 статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Пунктом 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, проломов, которые не должны превышать по длине 15 см и более, глубине 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м и более.
Подпунктом «а» пункта 13.2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года №827, установлено, что водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что обязанность по решению указанных вопросов местного значения возложена именно на органы местного самоуправления, в данном случае – на Администрацию города Костромы.
Проанализировав представленные доказательства и придя к выводу о том, что ненадлежащее состояние проезжей части по проезду Галичскому в г. Костроме и отсутствие на данном участке ливневой канализации создает угрозу безопасности дорожного движения, способствует дорожно-транспортным происшествиям, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, правильно применив положения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере дорожной деятельности, водоснабжения и водоотведения, обоснованно удовлетворил требования прокурора, определив срок для выполнения работ.
Как правильно указано судом, административным ответчиком доказательств своевременного выполнения действий, предусмотренных вышеприведенными нормами права, представлено не было, что подтверждает наличие правовых оснований к удовлетворению требований административного иска.
Вопреки доводам апелляционной жалобы несоответствие состояния дорожного покрытия по проезду Галичскому в г. Костроме требованиям пунктов 5.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» подтверждается надлежащими доказательствами – актом проверки от 24 ноября 2021 года, составленным помощником прокурора города Костромы в ходе осмотра спорной территории, протоколами инструментального обследования автомобильной дороги (улицы) от 23 марта 2022 года и от 13 апреля 2022, составленными старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Костроме в ходе осмотра спорной территории (л.д. 158-159), а также соответствующими фотоматериалами (л.д. 10-13, 160-161).
Какие-либо доказательства надлежащего состояния дорожного покрытия названного участка автомобильной дороги, наличия на нем сети ливневой канализации Администрацией города Костромы не представлены как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что прокуратурой города Костромы не проводилась соответствующая проверка в отношении Администрации города Костромы, акты от 24 ноября 2021 года, от 24 марта 2022 года и от 13 апреля 2022 года составлены неуполномоченным и неаттестованным для выполнения экспертно-аналитических функций лицом, отклоняются судебной коллегией.
Организация, полномочия и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №2202-1).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона №2202-1 установлено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В силу статьи 3 Федерального закона №2202-1 полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статьей 35 Федерального закона №2202-1 установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона №196-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.4 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 марта 2020 года №175 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» прокурорам предписано активизировать прокурорский надзор за исполнением законов в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспортных средств; осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в указанной сфере; на регулярной основе проверять исполнение законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 года №711 (далее также – Положение), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются – граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются – нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (пункт 2 Положения).
Согласно подпункту «а» пункта 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагается обязанность осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
- к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
- к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Таким образом, проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения проведена прокуратурой города Костромы в рамках осуществления прокурорского надзора в соответствии пунктами 1.1, 1.4 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 марта 2020 года №175 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» с привлечением специалиста дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Костроме.
С доводами апелляционной жалобы о том, что Администрация города Костромы является ненадлежащим административным ответчиком по делу, согласиться нельзя, поскольку, исходя из вышеприведенных правовых норм, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация водоснабжения и водоотведения являются обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, делегирование полномочий по решению вопросов местного значения муниципальным учреждениям ответственность Администрации города Костромы за надлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей не исключает и ее освобождение от соблюдения установленных действующим законодательством требований не влечет.
В рамках настоящего дела требования административного истца заявлены в сфере публичных правоотношений, направлены на оспаривание бездействия Администрации города Костромы по обеспечению безопасности дорожного движения, организации водоотведения. Спор о гражданских правах отсутствует, в связи с чем заявление прокурора города Костромы обоснованно рассмотрено по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Бремя доказывания распределено между сторонами по административному спору в соответствии с положениями частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для признания состоявшегося по делу решения незаконным, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, не содержат указания на существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Костромы Ермаковой Е.Н. – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: