ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-190/2021 от 02.03.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Донских Н.В.

Дело №33а-190/2021

УИД 26RS0001-01-2019-016974-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь

02 марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи

Строчкиной Е.А.,

судей

ФИО1, ФИО2,

с участием секретаря

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО4 на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 10.08.2020 по административному делу по административному исковому заявлению ФИО4 к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, Администрации г.Ставрополя об отказе в предварительном согласовании земельного участка, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, выделении в аренду земельного участка,

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,

установила:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя (далее – КУМИ г.Ставрополя), Администрации г.Ставрополя (далее – Администрация), в котором просила суд признать незаконным отказ от 06.09.2019 №08/15-7006с Администрации, КУМИ г.Ставрополя в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, возложить на Администрацию, КУМИ г.Ставрополя обязанность устранить допущенные нарушения и согласовать предоставление земельного участка, площадью 635 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, выделить в аренду ФИО4 земельный участок с возможностью исполнить обязательства, предусмотренные пунктами статьи 55.32 ГрК РФ «Особенности сноса самовольных построек или приведение их в соответствие с установленными требованиями», утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 10.08.2020 ФИО4 отказано в удовлетворении ее административных исковых требований.

В апелляционной жалобе ФИО4 просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым возложить на Администрацию, КУМИ г.Ставрополя обязанность устранить допущенные нарушения и согласовать предоставление земельного участка, площадью 635 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, выделить в аренду ФИО4 земельный участок с возможностью исполнить обязательства, предусмотренные пунктами статьи 55.32 ГрК РФ «Особенности сноса самовольных построек или приведение их в соответствие с установленными требованиями», утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что право на объект незавершенного строительства она не заявляла. Указывает, что на основании всех полученных ответов по запросам, права на владение земельным участком и объектом незавершенного капитального строительства в ЕГРН не зарегистрированы, иными лицами не представлены, сведения о формировании земельного участка, заключении договоров аренды в КУМИ г.Ставрополя отсутствуют, разрешение на строительство Градостроительным комитетом не выдавалось, в Межрайонной ИФНС России №12 по Ставропольскому краю информации о зарегистрированных правах не имеется, расчёты по земельному налогу не производились, оплата не поступала, таким образом, земельный участок свободен от прав и обременений третьих лиц. Считает, что на земельном участке расположено строение без разрешений на строительство и без регистрации, что является самовольной постройкой. Полагает, что земельные участки предоставляются в аренду инвалидам и семьям, имеющим в своём составе инвалидов, без проведения торгов.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, 10.08.2019 ФИО4, являясь Ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом первой группы, подала документы на «Предварительное согласование земельного участка» в кадастровом квартале , площадью 635 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Испрашиваемое право на указанный земельный участок – аренда без проведения торгов, цель использования – индивидуальное жилищное строительство, основания предоставления – без проведения торгов (пункт 14 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ. При подаче указанного обращения административным истцом одновременно представлены копии удостоверения Ветерана Великой Отечественной войны и справки об инвалидности МСЭ-2014 .

Заявление о предоставлении муниципальной услуги подано в целях формирования земельного участка <адрес> <адрес> края, площадью 635 кв.м.

В представленном с заявлением сообщении о расположенных в границах формируемого земельного участка объектах недвижимости отсутствовала информация о наличии таких объектов.

Выездом на место специалистом Администрации установлено, что на формируемом земельном участке расположен объект незавершенного строительства.

При этом, в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте незавершенного строительства, расположенном по <адрес> края.

Администрацией рассмотрены заявление от 10.08.2019 №30_1-308233 и документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> края, а также принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случаях предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления, а также предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ (пункты 9, 14 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ).

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

В соответствии с абзацем 20 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 14 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 №36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случаях, установленных федеральными законами, а также для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства – ветеранам Великой Отечественной войны при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с ЖК РФ.

Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов ветеранам Великой Отечественной войны не предусмотрено действующим законодательством.

Согласно пунктам 1, 4-7 части 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу пункта 4 статьи 36.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 ГрК РФ.

В силу подпунктов 3, 6 пункта 19 административного регламента Администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка», утвержденного постановлением Администрации города Ставрополя от 16.09.2015 №2064 (далее – Административный регламент), основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются: разработка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных земельным законодательством; обращение с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Пунктом 2 Административного регламента предусмотрено, что заявителями являются физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (бюджетных, казенных, автономных), казенных предприятий, центров исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий), имеющие в соответствии с земельным законодательством право на предоставление земельного участка без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением земельных участков на территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.

Суд первой инстанции, установив, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте незавершенного строительства и регистрации прав на него, административный истец не относится к лицам, имеющим в соответствии с земельным законодательством право на предоставление земельного участка без проведения торгов, а также не представлено доказательств постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 10.08.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение 6 месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи