ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-19143/2016 от 12.10.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

... № 33а-19143/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 12 октября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей: Идрисовой А.В.,

Киньягуловой Т.М.,

при секретаре Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ш. и ее представителя О. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата>, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления С., С., П., Ш. к Филиалу ФГБУ «ФКП «Росреестра», Администрации ГО г.Уфа об оспаривании аннулирования и исключения сведений о земельном участке из ГКН, отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

С., С., П., Ш. обратились в суд с административным иском к филиалу ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Республике Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об оспаривании аннулирования и исключения сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, ссылаясь на то, что административные истцы являются собственниками квартир <адрес>, бани, сараи, принадлежащие административным истцам расположены на земельном участке с кадастровым <№> площадью 1 077 кв.м.

Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ от <дата> вышеуказанный участок с кадастровым <№>, <дата> аннулирован и исключен из государственного кадастра недвижимости по заявлению <№> представителя администрации городского округа г. Уфа от <дата>.

Земельный участок с кадастровым <№> поставлен на кадастровый учет <дата>, многоквартирный дом и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества принадлежали административным истцам на праве собственности.

На основании вышеизложенного, истец просил признать действия, а именно заявление <№> администрации городского округа г. Уфа РБ от <дата> по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 1077 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; признать незаконными бездействия администрации городского округа г. Уфа РБ по не установлению категории земель и вида разрешенного использования земельному участку с кадастровым <№>, расположенному по адресу: <адрес>; признать незаконными действия филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ по аннулированию и исключению сведений о земельном участке с кадастровым <№> площадью 1 077 кв.м.; обязать филиал ФГБУ «ФКУП Росреестра» по РБ устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод: -восстановить сведения об аннулированном и исключенном из государственного кадастра недвижимости земельного участка (кадастровый <№>) площадью 1 077 кв.м, и присвоить данному земельному участку новый кадастровый номер с сохранением указания на прежний кадастровый номер; - установить категорию земель, вид разрешенного использования земельному участку с вновь присвоенным кадастровым номером площадью 1 077 кв.м., распложенному по адресу: <адрес>.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ш. и ее представитель О. просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, приводят доводы аналогичные доводам административного искового заявления.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав С., П., представителя С., П., С., С.О., действующую на основании доверенностей от <дата> и <дата>, представителя филиала ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Республике Башкортостан Ш., действующую на основании доверенности от <дата>, Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (далее - Закон о кадастре).

В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, то есть проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер.

Филиал учреждения осуществляет учетные функции, в полномочия Филиала не входит проведение инвентаризации, подготовка землеустроительной документации, выявление незаконности землеустроительного дела, описания, подделки подписей в документах, представляемых для внесения сведений в ГКН, то есть правовая экспертиза представляемых документов, и установление факта нарушения законодательства третьими лицами в полномочия Филиала учреждения не входят.

Орган кадастрового учета не проверяет соблюдение иными организациями действующего законодательства. Установление фактов фальсификации входит в компетенцию следственных органов РФ, и не может быть осуществлено в рамках государственного кадастрового учета.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о кадастре в ГКН вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно земельного участка: 1) вид объекта недвижимости 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно ст. 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что права истцов со стороны филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ, администрации городского округа г. Уфа РБ не нарушены. Постановка земельного участка на учет, то есть конкретные учетные действия, не нарушают права и свободы гражданина, не создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, не возлагают на гражданина незаконно какую-либо обязанность. Указанные последствия возникают только после государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, которая в свою очередь к компетенции филиала учреждения не относится. Полномочным органом по ведению единого государственного реестра прав является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.

На основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от <дата>: <№> (заявитель - Т.) и межевого плана (заявители – П., С.; исполнитель – кадастровый инженер - Т.), поступивших через интернет-портал государственных услуг Росреестра, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) земельный участок с кадастровым <№> в настоящее время имеет следующие характеристики: поставлен на государственный кадастровый учет – <дата>; - статус –«аннулирован»; адрес – <адрес>; категория земель – не установлена; вид разрешенного использования – отсутствует; права и обременения – отсутствуют; уточненная площадь – 1077 кв.м.

При постановке на учет к земельному участку <№> был «привязан» объект капитального строительства с кадастровым <№>, имеющий следующие характеристики: назначение – жилой дом; поставлен на государственный кадастровый учет – <дата>; статус – «ранее учтенный»; адрес – <адрес>; площадь – 89,1 кв.м.; количество этажей – 1; права – отсутствуют.

Как правильно указал суд, у данного объекта капитального строительства отсутствую координаты, то есть невозможно однозначно определить его местоположение.

Доводы истца о том, что на земельном участке с кадастровым <№> расположен многоквартирный дом являются несостоятельными, так как по представленным кадастровым инженером сведениям при постановке на учет земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка не был установлен.

На основании ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации прав на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведении об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (заявительный характер).

Согласно и. 53 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04 февраля 2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» внесение в Реестр сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные».

В отношении образованных объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений ГКН изменяется на «учтенный» с момента государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо с момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В случае если право собственности на объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП, кадастровые сведения о таких объектах недвижимости с момента их внесения в Реестр приобретают статус «учтенный», при этом в данном случае статус кадастровых сведений о преобразуемых объектах недвижимости изменяется на «архивный» с момента постановки на кадастровый учет образованных из них объектов недвижимости.

«Временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае: истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и отсутствия в ЕГРП записи о зарегистрированных правах на объект недвижимости либо отсутствия зарегистрированной аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН в орган кадастрового учета собственником (собственниками) исходного объекта недвижимости заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном объекте недвижимости либо образованных объектах недвижимости, сведения ГКН о которых имеют «временный» статус; представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН в орган кадастрового учета исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельном участке либо земельных участках, сведения ГКН о которых имеют «временный» статус; представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН о части объекта недвижимости в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений о части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют «временный» статус.

На основании заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости от <дата><№> (заявитель - И. по доверенности от администрации городского округа город Уфа) земельный участок с кадастровым <№> был снят с государственного кадастрового учета с присвоением статуса «аннулированы».

Таким образом, земельный участок с кадастровым <№> был поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана, а затем снят с государственного кадастрового учета на основании заявления собственника земельного участка о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с присвоением статуса «аннулирован» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При постановке земельного участка на кадастровый учет и до момента снятия его с учета категория земельного участка и разрешенное использование не были определены.

При таких обстоятельствах дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, принимая во внимание заявленные истцами требования, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований об оспаривании аннулирования и исключения сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Доводы жалобы о том, что в силу ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» собственникам многоквартирного дома в общую долевую собственность переходит земельный участок с момента формирования, принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка не требуется, не состоятельны и не могут явиться основанием для отмены решения, поскольку земельный участок под домом административных истцов до введения в действие Жилищного кодекса РФ сформирован не был.

Как было указано выше, привязанный к земельному участку <№> объект капитального строительства с кадастровым <№>, поставленный на государственный кадастровый учет <дата>, имеет назначение жилой дом (не многоквартирный), у него отсутствую координаты, что не позволяет определить точное его местоположение.

Принятие Администрацией городского округа г. Уфа решения о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, не лишает административных истцов на основании п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со ст. 310 КАС РФ.

Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. и ее представителя О. – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи А.В. Идрисова

Т.М. Киньягулова