ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-19161/20 от 11.11.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33а-19161/2020 Судья: Асмыкович В.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 11 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.

судей

Ивановой Ю.В., Шеломановой Л.В.

при секретаре

В.Е.М.

рассмотрела в судебном заседании административное дело № 2а-23/2020 по апелляционным жалобам председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юго-Запад, председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Южно-Приморский, председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Красное село, председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновая поляна на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 января 2020 года по административному иску О.А.Р. к председателям призывных комиссий, осуществляющих призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальный округ «Юго-Запад», «Южно-Приморский», город Красное село, «Сосновая поляна», «Горелово», «Урицк», «Константиновское» об оспаривании бездействия.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., выслушав объяснения представителя административного ответчика председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юго-Запад – Б.Е.И. (по доверенности), представителя административного ответчика председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Южно-Приморский – С.А.С. (по доверенности), судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

О.А.Р. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к председателям призывных комиссий, осуществляющих призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальный округ «Юго-Запад», «Южно-Приморский», город Красное село, «Сосновая поляна», «Горелово», «Урицк», «Константиновское», в котором, после уточнения требований в соответствии со статьёй 46 КАС Российской Федерации, просил признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности рассмотрения запроса О.А.Р. от <дата> в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в части несоблюдения требований статей 18, 19 указанного закона об обязанности мотивировать отказ в предоставлении информации по основаниям, предусмотренным статьёй 20 названного закона (т. 1 л.д. 31, т. 4 л.д.170).

В качестве меры по восстановлению нарушенного права О.А.Р. просил суд возложить на административных ответчиков обязанность рассмотреть его запрос от <дата> в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и направить в адрес истца ответ, мотивированный ссылками на основания, предусмотренные статьёй 20 указанного закона.

В обоснование административного иска О.А.Р. ссылалась на то обстоятельство, что руководствуясь Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» истец <дата> обратился к административным ответчикам с запросом, в котором просил ознакомить его с регламентом призывной комиссии, функциональными обязанностями членов призывной комиссии, графиком работы призывной комиссии, а также выдать заверенные копии указанных документов и сообщить истцу место, где на официальном сайте органа местного самоуправления размещены данные документы, однако, запрос О.А.Р., по его утверждению, не был рассмотрен в порядке, установленном статьями 18-20 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ, что, по мнению истца, нарушило его право на получение доступа к информации о деятельности государственных органов.

Определением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, внесенным в протокол судебного заседания от 10 июня 2019 года, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены:

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Юго-Запад» - глава муниципального образования С.С.П.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Южно-Приморский» - глава муниципального образования А.А.Э.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Сосновая поляна» - глава муниципального образования Т.М.М.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Урицк» - глава муниципального образования П.Н.К.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Константиновское» - глава муниципального образования З.Т.В.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Горелово» - глава муниципального образования Т.В.С.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село - глава муниципального образования М.Е.М.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Юго-Запад» - глава местной администрации муниципального образования А.С.И.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Сосновая поляна» - глава местной администрации муниципального образования Р.А.Р.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Константиновское» - глава местной администрации муниципального образования Л.А.К.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Южно-Приморский» - глава местной администрации муниципального образования Г.П.С.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Урицк» - глава местной администрации муниципального образования М.И.В.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Горелово» - глава местной администрации муниципального образования И.Д.А.;

председатель призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село - глава местной администрации муниципального образования К.В.И. (т. 4 л.д. 171-172).

В связи с изменением составов призывных комиссий после прошедших 08 сентября 2019 года выборов в представительные органы местного самоуправления, определением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, внесенным в протокол судебного заседания от 16 декабря 2019 года, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены:

глава местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Урицк» Р.А.В.;

председатель резервного состава призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село И.Д.А.;

председатель резервного состава призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Горелово» З.А.И.;

глава местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Сосновая Поляна» Б.М.З.;

глава местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Юго-Запад» Ш.В.В.;

глава местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Южно-Приморский» Н.А.В. (т. 5 л.д. 188-191).

Определением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, внесенным в протокол судебного заседания от 20 января 2020 года, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена глава местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Горелово» Л.Н.С. (т. 5 л.д. 225-228).

Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 20 января 2020 года, административный иск О.А.Р. удовлетворен - признано незаконным бездействие председателей призывных комиссий, осуществляющих призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальный округ «Юго-Запад», муниципальный округ «Южно-Приморский», муниципальный округ «Сосновая Поляна», муниципальный округ «Урицк», муниципальный округ «Константиновское», муниципальный округ «Горелово», город Красное Село, выразившееся в несоблюдении обязанности муниципального образования мотивировать отказ в предоставлении информации по основаниям, предусмотренным статьёй 20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» при рассмотрении запросов административного истца от <дата>.

Этим же решение суда на административных ответчиков возложена обязанность рассмотреть запрос административного истца О.А.Р. от <дата> в порядке, предусмотренном статьями 18, 19, 20 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В апелляционных жалобах председатели призывных комиссий, осуществляющих призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальный округ «Юго-Запад», «Южно-Приморский», город Красное село, «Сосновая поляна» просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела и на нарушение судом норм материального права.

Административный истец, административные ответчики, кроме председателя призывной комиссии ВМО Санкт-Петербурга муниципальный округ Юго-Запад, председателя призывной комиссии ВМО Санкт-Петербурга муниципальный округ Южно-Приморский, в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей административных ответчиков, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

<дата>О.А.Р. направил председателям призывных комиссий, осуществляющих призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальный округ «Юго-Запад», «Южно-Приморский», город Красное село, «Сосновая поляна», «Горелово», «Урицк», «Константиновское» заявление, в котором просил:

ознакомить его в помещениях, занимаемых указанными органами, с регламентами призывных комиссий, функциональными обязанностями членов призывных комиссий, графиками работы призывных комиссий;

выдать ему заверенные копии регламентов призывных комиссий, документа, содержащего функциональные обязанности членов призывных комиссий, графиков работы призывных комиссий;

сообщить место, где на официальном сайте органов местного самоуправления размещены регламент призывной комиссии, функциональные обязанности членов призывных комиссий, графики работы призывных комиссий;

сообщить о фактах влияния военного комиссара района на членов призывных комиссий, при формировании мнения членов призывных комиссий исходя из авторитетного мнения военного комиссара района;

сообщить регистрационный номер указанного заявления;

сообщить о мерах, принятых по заявлению (т. 1 л.д.19-30).

Главой внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село <дата> в адрес О.А.Р. направлено письмо Военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга от <дата>№..., содержащее разъяснения по вопросам, изложенным О.А.Р. в обращении от <дата> (т. 4 л.д. 176).

Так, в письме Военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга от <дата>№...О.А.Р. сообщено, что запрашиваемые им документы – регламент призывной комиссии, функциональные обязанности членов призывной комиссии, график работы призывной комиссии – не затрагивают непосредственно его прав и свобод, в связи с чем, их предоставление О.А.Р. является нецелесообразным, а также сообщено, что указанные документы не относятся к сведениям о деятельности органа местного самоуправления и поэтому опубликованию на его официальном сайте не подлежат.

Кроме того, военным комиссаром О.А.Р. разъяснено, что последний может присутствовать на заседаниях призывной комиссии только при рассмотрении вопроса о принятии решения в отношении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, при наличии доверенности от данного гражданина, а в остальных случаях, при рассмотрении вопросов, связанных с призывом граждан на военную службу, при отсутствии нотариально заверенной доверенности, присутствие О.А.Р. на заседании призывной комиссии незаконно, а доводы О.А.Р. о том, что военный комиссар Красносельского района Санкт-Петербурга осуществляет влияние на членов призывной комиссии признаны необоснованными, поскольку решение призывной комиссии принимается большинством голосов, военный комиссар и члены призывной комиссии не находятся в служебной подчиненности и зависимости друг от друга, что исключает возможность использования механизма административного ресурса при принятии решения членами призывной комиссии в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу (т. 4 л.д.177-179).

Аналогичные по своему содержанию письма направлены главами внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальных округов «Урицк», «Константиновское» в ответ на обращение О.А.Р.<дата> и <дата> соответственно (т. 5 л.д. 49-51, 129-131).

Письмом главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Юго-Запад» от <дата>№...О.А.Р. сообщено о необходимости обращения по всем вопросам работы призывной комиссии указанного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга в Военный комиссариат Красносельского района Санкт-Петербурга (т. 5 л.д. 13).

Главы внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальный округ «Южно-Приморский», муниципальный округ «Горелово» <дата> и <дата> соответственно, уведомили О.А.Р. о направлении его запроса о предоставлении информации о работе призывной комиссии военному комиссару Красносельского района Санкт-Петербурга для рассмотрения и ответа (т. 5 л.д. 6, 54).

Сведений о направлении председателем призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ «Сосновая Поляна» ответа на обращение О.А.Р. от <дата> материалы настоящего административного дела не содержат.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что административными ответчиками надлежащим образом не исполнена обязанность по рассмотрению обращения истца, поданного в соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Вывод суда первой инстанции следует признать обоснованным.

Согласно статье 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относится информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Обращение будет считаться разрешенным только тогда, когда государственный орган рассмотрит все поставленные в обращении вопросы и письменно ответит заявителю на них.

Правовой статус призывных комиссий определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу.

Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ в состав призывной комиссии включается, в том числе, должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель - председатель призывной комиссии.

Призывная комиссия, хотя и не входит в систему государственных органов, не является органом местного самоуправления, но выполняет публичную функцию путем реализации возложенных государством распорядительных полномочий в сфере призыва на военную службу и гражданскую альтернативную службу.

С учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции в постановленном по делу решении обоснованно пришел к выводу о том, что обращения О.А.Р. от <дата> должны были быть рассмотрены лично председателями районных призывных комиссий – главами соответствующих муниципальных образований, в связи с чем, направление председателями призывных комиссий, осуществляющих призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальный округ «Южно-Приморский», «Горелово» запроса административного истца в Военный комиссариат и указание председателем призывной комиссии ВМО Санкт-Петербурга МО «Юго-Запад» на необходимость обращения по вопросам работы призывных комиссий в Военный комиссариат, нельзя признать надлежащим исполнением обязанности по рассмотрению обращения истца.

Также судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования к председателю призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга «Сосновая поляна», выразившимся в неисполнении обязанности направления ответа на обращение О.А.Р. от <дата>, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств, рассмотрения указанного обращения истца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Ответы председателей призывных комиссий, осуществляющих призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территориях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга муниципальный округ «Урицк» и «Константиновское» по существу являются отказом в предоставлении О.А.Р. запрашиваемой им информации, однако, данные ответы не содержат оснований, исключающих возможность предоставления информации о деятельности призывных комиссий, перечень которых (оснований) приведен в части 1 статьи 20 Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ.

Следовательно, указанные ответы не содержат мотивированный отказ в предоставлении запрашиваемой истцом информации, в связи с чем, также не могут быть признаны надлежащим исполнением обязанности по рассмотрению обращения истца.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 20 января 2020 года по административному делу № 2а-23/2020, оставить без изменения, апелляционные жалобы председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Юго-Запад, председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Южно-Приморский, председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга города Красное село, председателя призывной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сосновая поляна – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: