Судья Куклева Ю.В. Дело №33а-191/2021
УИД 76RS0015-01-2020-001831-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.
судей Емельяновой Ю.В., Федотовой Н.П.
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
5 февраля 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Ярославской области на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 05 октября 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание №76/8-2521-20-И/12-3614-И/17-10, выданное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области Семичевой Н.С. в адрес и.о. директора Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» Коротовой Елены Владимировны 13 августа 2020 г.».
Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Государственное бюджетное клиническое учреждение здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области Семичевой Н.С. №76/8-2521-20-И/12-3614-И/17-107 от 13 августа 2020 г.
В обоснование исковых требований указано, что 13 августа 2020 г. Государственной инспекцией труда в Ярославской области была проведена проверка, по результатам которой вынесено обжалуемое предписание. Вынесенным предписанием на и.о. директора ГБУЗ ЯО «Центральная городская больница» Коротову Е.В. была возложена обязанность в течение 15 рабочих дней начислить и произвести выплаты стимулирующего характера за июль 2020 г. медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также произвести работникам выплату денежной компенсации в связи с несвоевременной выплатой указанной выше выплаты стимулирующего характера в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ.
Административный истец не согласен с выводом административного ответчика о том, что спорные выплаты стимулирующего характера являются частью заработной платы, установленной работникам в рамках трудовых отношений; постановлением Правительства РФ №415 сроки выплат стимулирующих выплат не установлены. Средства на выплаты стимулирующих выплат доводятся до административного истца в рамках соглашения №602иц-2020/ЛМ о предоставлении субсидии на иные цели от 09 января 2020 г. и дополнительных соглашений к нему. На момент проведения проверки средства для выплаты работникам стимулирующих выплат за июль 2020 г. из соответствующего бюджета до больницы доведены не были, поэтому выплаты не могли быть произведены.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда. Доводы жалобы сводятся к недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильному применению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав представителя административного истца по доверенности Григорьева В.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Судом установлено, из материалов дела следует, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Ярославской области №76/8-2521-20-И/12-3539-И/107 от 10 августа 2020 г. Синицыной Т.А. была проведена внеплановая выездная проверки Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница», по результатам которой был составлен Акт проверки №76/8-2521-20-И/12-3609-И/107 от 13 августа 2020 г.
Согласно Акту проверки от 13 августа 2020 г., Государственной инспекцией труда в Ярославской области выявлены нарушения обязательных требований, а именно в нарушение статьи 22, части 6 статьи 136 Трудового кодекса РФ, пункта 5.2 раздела V Коллективного договора Государственного бюджетного клинического учреждения здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» выплаты стимулирующего характера за особые условия и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за июль 2020 г. со сроком выплаты 10 августа 2020 г. на момент проверки не произведены.
На основании Акта проверки от 13 августа 2020 г. государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области Семичевой Н.С. вынесено предписание №76/8-2521-20-И/12-3614-И/17-107 от 13 августа 2020 г., которым на и.о. директора ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница» Коротову Е.В. возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, а именно в течение 15 рабочих дней со дня получения предписания начислить и произвести выплаты стимулирующего характера за июль 2020 г. медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также произвести выплату денежной компенсации в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ за задержку выплаты стимулирующего характера.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суд пришел к выводу о том, что требования, изложенные в оспариваемом предписании от 13 августа 2020 г., возлагающие на административного истца обязанность в течение 15 рабочих дней произвести выплаты стимулирующего характера за июль 2020 г., а также денежную компенсацию за задержку выплаты, являются незаконными.
С выводом суда об удовлетворении административных исковых требований судебная коллегия соглашается, находит его правильным, соответствующим материалам дела, а также закону.
Постановлением Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г. (действовавшим на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания), были утверждены Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Постановлением Правительства Ярославской области №425-п от 19 мая 2020 г. утвержден Порядок предоставления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Пунктом 3 данного постановления установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 г.
09 января 2020 г. между Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области и Государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» заключено Соглашение №6026иц-2020/ОМ о предоставлении субсидии на иные цели. Согласно данному Соглашению, предметом настоящего Соглашения является порядок предоставления Учредителем из областного бюджета субсидии на иные цели. Учредитель обязался предоставлять в 2020 г. Учреждению субсидию в размере ... рублей в соответствии с направлениями расходования средств, выделенных в форме субсидии, указанными в приложении к настоящему Соглашению.
В рамках реализации постановления Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г. между Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области и Государственным бюджетным клиническим учреждением здравоохранения Ярославской области «Центральная городская больница» были заключены дополнительные соглашения №3 от 23 апреля 2020 г., №4 от 26 мая 2020 г., №5 от 04 июня 2020 г., №6 от 29 июня 2020 г., №7 от 06 июля 2020 г., №8 от 05 августа 2020 г., №9 от 17 августа 2020 г., №10 от 24 августа 2020 г., №11 от 08 сентября 2020 г. к Соглашению №6026иц-2020/ОМ от 09 января 2020 г., в соответствии с которыми в направления расходования и сроки предоставления субсидии на иные цели вносились изменения.
Указанными Дополнительными соглашениями в направления расходования и сроки предоставлений субсидии на иные цели включены, в том числе, субсидии на предоставление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств резервного фонда Правительства РФ.
16 апреля 2020 г. директором ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница» издан приказ №153 «Об утверждении Положения «О выплатах стимулирующего характера из средств федерального бюджета за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией Центральной городской больницы».
Согласно указанному приказу, он распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 г.
Из представленных в материалы дела доказательств судом установлены факты поступления в ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница» денежных средств на выплату стимулирующих выплат за апрель 2020 г., май 2020 г., июнь 2020 г., июль 2020 г. и август 2020 г. - 27 апреля 2020 г., 29 мая 2020 г., 09 июля 2020 г., 21 августа 2020 г. соответственно, а также факты осуществленных стимулирующих выплат, в том числе, 21 августа 2020 г. за июль 2020 г. в размере ... рублей.
Отсутствие объективной возможности осуществления выплаты в необходимом размере выплат стимулирующего характера на момент проведения проверки подтверждено представленными административным истцом в суд первой инстанции, а также в суд апелляционной инстанции документами.
Так, из представленных платежных документов, справки за подписью и.о. главного бухгалтера ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница» ФИО о поступлениях и расходовании денежных средств в рамках постановления Правительства №415 от 02 апреля 2020 года усматривается, что в результате расходования денежных средств, поступивших в медицинское учреждение на выплату стимулирующих выплат 27 апреля 2020 года, 29 мая 2020 года, 09 июля 2020 года (включая суммы, выплаченные работникам, а также уплаченные в качестве страховых взносов), остаток на конец дня 10 августа 2020 года составлял ... копеек. Указанной суммы было не достаточно для осуществления стимулирующих выплат работникам за июль 2020 года. После поступления из соответствующих бюджетов денежной суммы на осуществление стимулирующих выплат в размере ... рублей 21 августа 2020 года, стимулирующие выплаты за июль 2020 года в общей сумме ... рубля были перечислены работникам незамедлительно.
Правильно истолковав положения статей 22, 129, 135, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, а также положения Коллективного договора ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница», суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная постановлением Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г. и Положением от 16 апреля 2020 г. выплата стимулирующего характера из средств федерального бюджета за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией не является составной частью заработной платы, а потому на нее не распространяются положения статей 22 и 136 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункта 5.2 раздела V Коллективного договора ГБКУЗ ЯО «Центральная городская больница». Доводы апелляционной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
При этом суд верно исходил из того, что по своей правовой природе спорная стимулирующая выплата является мерой государственной поддержки за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам в период распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19, не включена в систему оплаты труда, не является ее обязательной частью, а также гарантированной и безусловной выплатой, распространяется только на определенную в правовых актах категорию работников. Данная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета, носит целевой характер. Сроки таких выплат не предусмотрены ни постановлением Правительства РФ №415 от 02 апреля 2020 г., ни постановлением Правительства Ярославской области №425-п, ни Положением о выплатах стимулирующего характера из средств федерального бюджета №153 от 16 апреля 2020 г.
Ссылка в апелляционной жалобе на письма Министерства здравоохранения Российской Федерации №16-3/И/1-3061 от 17 мая 2020 г. и № 16-3/И/1-6965 от 21 мая 2020 г. об ошибочности выводов суда не свидетельствует. Указанные письма не относятся к нормативно-правовым актам либо официальным разъяснениям, которыми суду надлежит руководствоваться в обязательном порядке при рассмотрении административных дел.
Принимая во внимание изложенное в совокупности, при установленных обстоятельствах дела, суд законно и обоснованно предписание 76/8-2521-20-И/12-3614-И/17-107 от 13 августа 2020 г. государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области Семичевой Н.С., которым на административного истца возложена обязанность в течение 15 рабочих дней произвести выплаты стимулирующего характера за июль 2020 г., а также денежную компенсацию за задержку выплаты, признал незаконным и отменил, удовлетворив требования административного истца.
Доводы апелляционной жалобы Государственной инспекции труда в Ярославской области в целом повторяют позицию, изложенную административным ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции, правильности выводов суда указанные доводы не опровергают, оснований к отмене решения суда не содержат. Решение суда является законным и обоснованным, постановлено при правильном применении норм материального права, без нарушений норм процессуального права, отмене либо изменению, в том числе по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 05 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Ярославской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение и решение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи