ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1920/20 от 31.07.2020 Томского областного суда (Томская область)

Судья Дутов О.А. Дело №33а-1920/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2020 года

Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе судьи Простомолотова О.В. (помощник судьи Ш.), рассмотрев частную жалобуГлавы Администрации Володинского сельского поселения Петровой Р.П. на определение Кривошеинского районного суда Томской области от 3 июня 2020г. (материал №13а-31/2020) об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Кривошеинского районного суда Томской области от 7 декабря 2015года по административному делу №2а-319/2015 по административному иску прокурора Кривошеинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения, возложении обязанности

установила:

вступившим в законную силу решением Кривошеинского районного суда Томской области от 07.12.2015 на Администрацию Володинского сельского поселения возложена обязанность в срок до 01.12.2017 направить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области (сокращенное наименование - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области) Генеральный план и Правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) Володинского сельского поселения.

Определением Кривошеинского районного суда Томской области от 22.11.2017 Администрации Володинского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 01.12.2018.

Определением того же суда от 04.12.2018 Администрации Володинского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2020.

26.05.2020 Глава Володинского сельского поселения Петрова Р.П. обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 31.12.2020, указав, что исполнить решение суда в установленный срок не представилось возможным в связи с большим объемом работ, необходимых для его исполнения. За период с декабря 2015 года по декабрь 2017 года администрация внесла в ЕГРН сведения по описанию местоположения границ населенных пунктов, входящих в состав поселения. Администрацией Володинского сельского поселения проводилась работа по приведению в соответствие с действующим законодательством ПЗЗ Володинского сельского поселения, решением Совета поселения от 01.03.2019 утверждена новая редакция ПЗЗ. В связи с изменением ПЗЗ и исключением из них территориальной зоны П2 в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области 18.03.2019 и 10.06.2019 направлялись сведения о снятии с учета данной территориальной зоны, 09.07.2019 сведения о ней исключены из ЕГРН. В 2019 году по итогам заключенных заявителем муниципальных контрактов на учет в ЕГРН поставлено 7 территориальных зон из 10. В отношении остальных 3 зон ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области были выявлены реестровые ошибки в сведениях о местоположении земельных участков, в связи с чем проводились работы по уточнению границ земельных участков, в частности под автомобильной дорогой в д.Новониколаевке и налагаемых на нее земельных участков личных подсобных хозяйств. В настоящее время администрация принимает меры к установлению собственника последнего земельного участка. Также требуется разделение земельного участка в с. Володино, который был сформирован и предоставлен в собственность гражданина с нарушением правил ПЗЗ, в настоящее время кадастровым инженером проводится работа по исправлению допущенной им ошибки и разделению данного земельного участка, после чего возможно будет направить сведения о постановке на учет в ЕГРН территориальных зон Р1 и Ж1. Кроме этого, Федеральный закон от 31.12.2017 №507-ФЗ устанавливает срок для представления необходимых документов для внесения органами местного самоуправления сведений о границах территориальных зон в ЕГРН до 01.01.2021.

Дело рассмотрено в отсутствие судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

В судебном заседании представитель Администрации Володинского сельского поселения Борейко М.А. поддержала заявление по вышеизложенным основаниям, дополнительно пояснив, что Администрация поселения принимала все возможные меры по исполнению решения суда, которое не исполнено по объективным причинам, в том числе в связи с изменениями градостроительного законодательства и требований к предоставляемой информации; представитель административного истца помощник прокурора района Петрикова С.Г. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что установленный срок был достаточен для исполнения решения суда.

Обжалуемым определением в удовлетворении заявления отказано.

В частной жалобе Глава Володинского сельского поселения Петрова Р.П. просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу, предоставив отсрочку исполнения решения суда от 07.12.2015 до 31.12.2020. В обоснование жалобы указано, что выводы суда о том, что вопреки выводам суда, Администрацией поселения с момента вступления решения суда в законную силу принимались все необходимые меры по его исполнению, в результате которых в кадастровую палату направлены и внесены в ЕГРН сведения о границах населенных пунктов поселения и сведения о 7 из 10 территориальных зонах. Работы по внесению сведений в ЕГРН необходимо выполнять поэтапно. В связи с существенными изменениям градостроительного законодательства ПЗЗ необходимо было привести в соответствие с действующим законодательством, проект изменений в ПЗЗ был утвержден 01.03.2019, подготовка проекта изменений велась с привлечением подрядной организации по муниципальному контракту. В январе 2019 года администрацией были заключены с подрядной организацией контракты на подготовку документов для внесения в ЕГРН сведений о 3 территориальных зонах; после утверждения изменений в ПЗЗ сведения сразу направлены в кадастровую палату; в августе 2019 года администрацией выделены в бюджете дополнительные денежные средства и заключены контракты еще по 2 зонам. Работа велась непрерывно, все замечания Росреестра оперативно устранялись подрядчиком, но по представленным сведениям выявлялись новые замечания. Администрация не имеет возможности проверить представленные подрядчиком документы по сведениям о территориальной зоне ввиду отсутствия в штате кадастровых инженеров, а у подрядчика нет возможности учесть в работе замечания, которые ранее при рассмотрении документов выявлены не были. Для завершения работ в бюджете на 2020 года были предусмотрены в необходимом объеме денежные средства. По оставшимся 3 зонам подрядчиком ведутся работы по устранению препятствий для внесения сведений о них в ЕГРН, в отношении одной из них заключен контракт на выполнение работ. Внесению в ЕГРН сведений о 3 зонах препятствует необходимость уточнения границ земельного участка под автомобильной дорогой и необходимость раздела земельного участка для устранения пересечения с границами территориальных зон. Данные препятствия не были известны заявителю при предоставлении отсрочки исполнения решения суда в 2018 году. Изложенные обстоятельства подтверждают принятие заявителем всех мер для своевременного исполнения решения суда; основания для предоставления отсрочки не аналогичным ранее заявленным. Обстоятельства, препятствующие исполнению решения в полном объеме, не зависят от воли заявителя, возникли не по вине администрации, зависят в том числе от действий других лиц. Федеральным законом от 31.12.2017 № 507-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.06.2020 №166-ФЗ) установлен срок для направления органами местного самоуправления документов для внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН до 01.01.2024.

В возражениях на частную жалобу помощник прокурора района Петрикова С.Г. просит определение суда оставить без изменения.

На основании частей 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания.

Изучив представленные материалы, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно статье 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявления неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Указанные требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским судом по правам человека, в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должник имеет право поставить перед судом вопрос об отсрочке при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

Данное право должника закреплено и в пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В силу части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Таким образом, предоставление отсрочки исполнения решения является правом суда при наличии предусмотренных законом оснований. Обстоятельства, являющиеся основанием для отсрочки исполнения судебного акта, должны носить исключительный характер, объективно затруднять исполнение решения. При этом суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, в противном случае отсрочка исполнения решения может привести к затягиванию его реального исполнения, что будет противоречить общим целям правосудия и исполнительного производства.

Как следует из материалов административного дела, вышеназванным решением суда на административного ответчика возложена обязанность в срок до 01.12.2017 г. направить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Томской области Генеральный план и Правила землепользования и застройки Володинского сельского поселения (дело № 2а-319/15, л.д. 25-30); в апелляционном порядке решение суда не обжаловано, вступило в законную силу 12.01.2016 г.

Определениями Кривошеинского районного суда Томской области от 22.11.2017 и 04.12.2018 Администрации Володинского сельского поселения предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 01.12.2018 и до 01.06.2020, соответственно (дело № 2а-319/15, л.д.128-131, 166-171).

На основании постановления Администрации Володинского сельского поселения от 18.12.2018 № 101 назначены и проведены публичные слушания по проекту о внесении изменений в ПЗЗ Володинского сельского поселения (л.д. 11), по результатам которых принято решение от 01.03.2019 № 74 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Володинское селькое поселение», которым на территории поселения изменены виды и состав территориальных зон (л.д. 12).

Из сопроводительных писем от 18.03.2019 № 81, 19.04.2019 № 01-19/03101 10.06.2019 № 180 (л.д. 15), выписки из ЕГРН следует, что территориальная зона П2 ликвидируется в связи с внесением изменений в ПЗЗ (л.д.13-19).

Как следует из выписок из ЕГРН, в ЕГРН внесены сведения о 7 территориальных зона: Р2 - поставлена на учет 28.08.2019 (л.д. 27-30), СП1 - поставлена на учет 20.11.2019 (л.д. 39-42), ОД1 - поставлена на учет 28.08.2019 (л.д. 43-49), П1- поставлена на учет 31.03.2020 (л.д. 85-89), СХ1 - поставлена на учет 07.05.2020 (л.д. 99-106), И1 - поставлена на учет 12.05.2020 (л.д. 107-116), ОД2 - поставлена на учет 29.05.2020 (л.д. 147-146).

Сведения по другим 3 территориальным зонам (Р1, Ж1, Т1) в ЕГРН не внесены.

Согласно муниципальным контрактам № 8 и 9 от 28.01.2019, №38 от 09.08.2019, №20.01.2020 и дополнительным соглашением к нему, заключенным Администрацией Володинского сельского поселения с ООО «СибПроектНИИ» (л.д. 20-22, 31-33, 60-64, 73, 90-92), выпискам из ЕГРН, ( л.д.27-30, 39-42, 43-49, проведены кадастровые работы по подготовке документов и внесены в ЕГРН сведения о 7 территориальных зонах.

Заявителем заключен муниципальный контракт с ООО «СибпроектНИИ» на проведение кадастровых работ № 7 от 28.01.2019 в отношении территориальной зоны Р1 (л.д.50-52). Однако согласно уведомлениям от 24.04.2019, 28.08.2019, 03.10.2019, 09.12.2019 сведения о территориальной зоне Р1 невозможно внести в ЕГРН, в связи с пересечением границ зоны с границами двух земельных участков, границами другой территориальной зоны и населенного пункта (л.д.53-56,58). Дополнительным соглашением №2 к муниципальному контракту №7 от 11.12.2019, данный контракт расторгнут в связи с тем, что не были устранены пересечения границы данной территориальной зоны с границами смежных земельных участков, другой территориальной зоны и населенного пункта (л.д.59).

Письмами Администрации Володинского сельского поселения в адрес Администрации Кривошеинского района от 13.02.2020 №57 и 30.04.2020т №165, в декабре 2019 года Администрации Володинского сельского поселения было отказано в постановке на учет территориальной зоны Р1 ввиду пересечения границ зоны и земельного участка с кадастровым номером 70:09:0102001:1298, о чем было сообщено кадастровому инженеру и специалисту администрации; однако до настоящего времени изменения в отношении земельного участка не внесены, перерсечение не устранено, что препятствует почстановке на учет территориальной зоны Р1 и исполнению решения суда (л.д.131, 132).

Заявителем также заключен муниципальный контракт с ООО «СибпроектНИИ» на проведение кадастровых работ № 22 от 06.04.2020 в отношении территориальной зоны Т1 (л.д.117-119), однако согласно уведомлению от 12.05.2020 сведения о территориальной зоне Т1 невозможно внести в ЕГРН, так как ее границы пересекают границы других земельных участков, а также границы другой территориальной зоны (л.д.121)

Постановлением Администрации Кривошеинского района от 15.05.2019 №288 внесены изменения в постановление Администрации Кривошеинского района от 05.11.2014 № 747 «Об образовании земельного участка для обслуживания и эксплуатации автомобильной дороги по адресу: Томская область, Кривошеинский район, д.Новониколаевка», которым уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 0:09:0000000:80 с целью приведения данных границ в соответствие с фактическими границами земельного участка и устранения пересечений границ дороги со смежными земельными участками (л.д. 122-126).

18.05.2019 Администрация Володинского сельского поселения направила заявление об уточнении границ названного земельного участка в территориальный орган Управления Росреестра по Томской области (л.д.127).

Согласно уведомлению, поступившему заявителю из Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области, от 25.05.2020, осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 70:09:0000000:80, документы на который были представлены с заявлением от 18.05.2020, приостанавливаются до 25.08.2020 в связи с тем, что границы данного земельного участка пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером 70:09:0100016:2, для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (л.д.140).

06.04.2020 заявителем с ООО «СибпроектНИИ» заключен муниципальный контракт № 22 о проведении кадастровых работ в отношении территориальной зоны транспортной инфраструктуры (Т1) со сроком исполнения - до 31.12.2020 (л.д. 117-119).

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что убедительных доводов и доказательств, подтверждающих исключительные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда в установленные сроки, не представлено; заявителем не предприняты все необходимые и достаточные меры для своевременного исполнения решения суда.

Суд апелляционной инстанции находит такой вывод суда законным и обоснованным.

Указывая на невозможность исполнения решения суда в установленный срок апеллянт ссылается на необходимость исправления кадастровых ошибок, препятствующих внесению сведений о территориальных зонах в ЕГРН. Однако, по мнению судебной коллегии, указанное не может являться основанием для предоставления отсрочки с учетом того, что административный иск направлен на защиту интересов неопределенного круга лиц; длительность и поэтапность процедуры исполнения решения суда в связи с необходимостью исправления кадастровых ошибок также не может быть признана причиной объективного характера, препятствующей исполнению решения суда.

Доводы жалобы о том, что исполнение решения суда зависит, в том числе от третьих лиц – подрядной организации, также не может быть признана причиной объективного характера, препятствующей исполнению решения суда, поскольку обязанность по исполнению решения суда возложена на заявителя, который самостоятельно определяет процедуру исполнения решения суда и в силу закона обязан своевременно заключить соответствующие контракты и осуществлять контроль исполнения работ по данным контрактам. Судебная коллегия полагает, что при должной организации и планировании работ, и своевременном преступлении к исполнению возложенной судом обязанности, апеллянт имел возможность исполнить решение суда в установленный, с учетом ранее предоставленной отсрочки, срок.

По той же причине не может являться основанием для удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки ссылка в жалобе на то, что обстоятельства, препятствующие внесению сведений в ЕГРН об оставшихся 3 территориальных зонах, не были известны заявителю при предоставлении отсрочки исполнения решения суда в 2018 году.

Доводы частной жалобы не подтверждают невозможность исполнения судебного решения в установленный срок вследствие каких-либо объективных причин, носящих исключительный характер.

Как верно отмечено судом первой инстанции, с момента вступления в законную силу решения суда до обращения административного ответчика с заявлением об отсрочке прошло больше четырех лет. Кроме того, отсрочка исполнения решения суда уже предоставлялась дважды в сроки, указанные заявителем как достаточные для исполнения решения суда.

Кроме того, предполагаемый срок исполнения обязанностей, установленных решением суда, какими-либо доказательствами не подтверждены; в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявителем не представлены доказательства того, что по истечении периода испрошенной отсрочки к 31.12.2021 решение суда будет исполнено.

Ссылка автора частной жалобы на Федеральный закон от 31.12.2017 № 507-ФЗ, который устанавливает срок для направления органами местного самоуправления документов для внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН до 01.01.2021, а в редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ - до 01.01.2024 также не может быть принята во внимание, поскольку решение суда вынесено и соответствующая обязанность возложена на Администрацию Новокривошеинского сельского поселения до принятия данного Федерального закона на основании действующих на тот момент положений законодательства, а обжалуемое определение вынесено до внесения в него указанных изменений.

Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона № 507-ФЗ в отношении территории населенного пункта, территориальной зоны, их части подготовлена карта (план) объекта землеустройства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», или заключен государственный либо муниципальный контракт на подготовку такой карты (плана) объекта землеустройства, подготовка сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется. В этом случае внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон осуществляется на основании таких карт (планов) объектов землеустройства (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В связи с изложенным предоставление отсрочки исполнения решения суда при указанных обстоятельствах без достаточных оснований отдалила бы исполнение вступившего в законную силу решения суда и, соответственно, реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, противоречит необходимости соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Таким образом, доводы частной жалобы и представленные доказательства не подтверждают невозможность исполнения судебного решения, наличия исключительных обстоятельств, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в предоставлении отсрочки.

В целом доводы жалобы повторяют изложенную позицию заявителя в суде первой инстанции, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции; направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется; не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены определения суда; иные основания для отмены судебного постановления, в том числе безусловные, не установлены.

В связи с изложенным,руководствуясь пунктом 1 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция Томского областного суда,

определила:

определение Кривошеинского районного суда Томской области от 3 июня 2020 г. оставить без изменения, частную жалобу Главы Администрации Володинского сельского поселения Петровой Р.П. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционное инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кривошеинский районный суд Томской области по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судья