ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1927 от 24.02.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Воронович О.А. Дело № 33А–1927

Докладчик: Михеева С.Н.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 февраля 2016 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего: Михеевой С.Н.,

судей: Быковой С.В., Пушкаревой Н.В.,

при секретаре Ламбиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михеевой С.Н. административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Новокузнецка на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 08 октября 2015 года по делу по административному иску прокурора города Новокузнецка к администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города г. Новокузнецка обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Новокузнецка и просил обязать Администрацию г. Новокузнецка принять меры по приведению остановок общественного транспорта «Озерная» на ул. Балтийская в соответствии с «ГОСТ Р 52766-2007. Государственный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а именно: оборудовать остановку общественного транспорта «Озерная» в направлении ул. Гончарова заездным «карманом», оборудовать остановку общественного транспорта «Озерная» в направлении ул. Димитрова посадочной площадкой, тротуаром, заездным «карманом», разместить остановочные пункты остановок общественного транспорта «Озерная» в обоих направлениях за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 5 м., обязать Администрацию г. Новокузнецка принять меры по приведению остановок общественного транспорта «Озерная» на ул. Балтийская в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно: установить на пешеходном переходе остановки общественного транспорта «Озерная» светофорное регулирование с применением вызывной фазы, оборудовать пешеходный переход остановки общественного транспорта «Озерная» дорожным знаком индекс 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой города по обращению Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России но г. Новокузнецку было проверено исполнение ответчиком федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Однако, в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что данные полномочия ответчиком не исполняются на наиболее аварийном участке улично-дорожной сети города на ул. Балтийская. Так топографический анализ дорожно-транспортных происшествий на территории г. Новокузнецка показал, что одним из наиболее аварийных участков улично - дорожной сети является участок улицы Балтийская в районе нерегулируемого пешеходного перехода остановки общественного транспорта «Озерная». В результате проведенной сотрудниками отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку на данном участке дороги проверки были выявлены нарушения «ГОСТ Р5 2766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. №270-ст, а также «ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденные ГОСТ Р 52289-2004. Установлено, что в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановка общественного транспорта «Озерная» не обустроена: в направлении ул. Гончарова заездным «карманом», в направлении ул. Димитрова посадочной площадкой, тротуаром, заездным «карманом». В нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт остановка общественного транспорта «Озерная» размещен перед наземным пешеходным переходом. В нарушение п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 пешеходный переход остановки общественного транспорта «Озерная» не продублирован дорожным знаком индекс 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью. В нарушение п. 7.2.14, 7.2.15 ГОСТ Р 52289-2004 на пешеходном переходе остановки общественного транспорта «Озерная» не выполняются условия ввода светофорного регулирования (как минимум с применением вызывной фазы), так как интенсивность движения транспортных средств на указанном участке дороги составляет более 600 единиц в час в обоих направлениях. За период 2013-2014 годы ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку в адрес ответчиков неоднократно вносились информации о вышеуказанных нарушениях ГОСТ, однако, работы но обустройству остановок общественного транспорта «Озерная» на ул. Балтийская в соответствии с ГОСТ выполнены не были. В соответствии с постановлением администрации г. Новокузнецка от 17.07.2012 № 97 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа», улица Балтийская является муниципальной собственностью Новокузнецкого городского округа и находится на балансе Управление дорожно- коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новокузнецка.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 08 октября 2015 года исковое заявление удовлетворено и постановлено:

обязать Администрацию г. Новокузнецка принять меры по приведению остановок общественного транспорта «Озерная» на ул. Балтийская в соответствии с «ГОСТ Р 52766-2007. Государственный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а именно: оборудовать остановку общественного транспорта «Озерная» в направлении ул. Гончарова заездным «карманом», оборудовать остановку общественного транспорта «Озерная» в направлении ул. Димитрова посадочной площадкой, тротуаром, заездным «карманом», разместить остановочные пункты остановок общественного транспорта «Озерная» в обоих направлениях за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 5 м. в срок до 01.09.2016;

обязать Администрацию г. Новокузнецка принять меры по приведению остановок общественного транспорта «Озерная» на ул. Балтийская в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», а именно: установить на пешеходном переходе остановки общественного транспорта «Озерная» светофорное регулирование с применением вызывной фазы, оборудовать пешеходный переход остановки общественного транспорта «Озерная» дорожным знаком индекс 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью в срок до 01.09.2016.

В апелляционной жалобе администрация г. Новокузнецка просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что данное решение суда является незаконным, необоснованным. Администрация города Новокузнецка, возражая против заявленных исковых требований, указывала, в том числе на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, администрацией были заявлены ходатайства о ее замене ответчика, надлежащим ответчиком - Управлением дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка, а также о привлечении данного Управления в качестве соответчика, судом было отказано в удовлетворении данных ходатайств, при этом суд не привел мотивированных оснований отказа.

В нарушение требований закона суд при вынесении решения не указал ни один из доводов администрации, приведенных в возражение заявленных исковых требований, не дал этим доводам никакой оценки и не назвал ни одного основания, по которым доводы администрации не заслуживают внимания и подлежат отклонению, в решении отсутствуют ссылки на нормы действующего законодательства, определяющие полномочия администрации города Новокузнецка и ее органов по решению вопросов местного значения городского округа.

В соответствии со ст. 44 Устава Новокузнецкого городского округа администрация города Новокузнецка является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области, в структуре администрации города Новокузнецка могут создаваться отраслевые, функциональные и территориальные органы. Органы администрации города Новокузнецка (районные администрации, комитеты, управления, отделу и т.д.) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции местного самоуправления в определенной сфере деятельности либо на определенной территории.

Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 27.04.2011 №4\52 утверждено Положение об Управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка (далее - Управление, УДКХ и Б). Согласно данному Положению Управление является отраслевым органом местного самоуправления и входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления (п. 1.1 Положения). Управление наделено правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах (п. 1.4 Положения). Кроме того, Управление является главным распорядителем и получателем средств бюджета города Новокузнецка, закрепляемых в решениях о бюджете на очередной финансовый год по объектам дорожного хозяйства и благоустройства городского округа (п. 1.6 Положения). Основными задачами УДКХ и Б являются: реализация полномочий в сфере организации текущего содержания, реконструкции, текущего и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новокузнецка, дорожных сооружений и элементов обустройства улично-дорожной сети, инженерных сооружений, расположенных в границах городского округа и учитываемых на балансе Управления; осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения; организация оптимального и эффективного использования бюджетных средств, направленных на содержание и ремонт объектов дорожного хозяйства и благоустройства на территории городского округа, находящихся на балансе Управления (п. 2.2 Управления).

В соответствии с постановлением администрации города Новокузнецка от 17.07.2012 №97 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа» был утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа и установлено, что автомобильные дороги, входящие в данный Перечень, находятся в муниципальной собственности Новокузнецкого городского округа. Этим постановлением УДКХ и Б было предписано учитывать автомобильные дороги согласно Перечню на балансе Управления в составе имущества казны Новокузнецкого городского округа и осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог, включенных в Перечень, в соответствии со своими полномочиями. В вышеуказанном Перечне значится улица Балтийская, расположенная в Куйбышевском районе города Новокузнецка.

Согласно распоряжению администрации города Новокузнецка от 05.08.2013 №1680 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа» Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка было поручено осуществить постановку автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа на баланс УДКХ и Б, которое в свою очередь должно было принять на баланс для бюджетного учета в составе имущества муниципальной казны Новокузнецкого городского округа автомобильные дороги, указанные в приложении к распоряжению, организовать обслуживание данных дорог, а также определить сумму затрат на содержание этих автомобильных дорог и представить расчеты в Финансовое управление города Новокузнецка. В приложении к данному распоряжению указана ул. Балтийская. Во исполнение этого распоряжения администрации города Новокузнецка был издан приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка от 03.10.2013 №634 «О передаче автомобильных дорог общего пользования местного значения на баланс УДКХ и Б г. Новокузнецка для бюджетного учета в составе имущества муниципальной казны Новокузнецкого городского округа», определяющий порядок передачи на баланс Управления автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа в количестве 1170 единиц, в том числе автомобильной дороги, находящейся на Листвянском шоссе. Данный приказ также возлагал на УДКХ и Б обязанность по организации технологического обслуживания и содержания автомобильных дорог, указанных в приложении к приказу.

Кроме того, на основании решения Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.12.2014 №16/151 «О бюджете Новокузнецкого городского округа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» финансирование на осуществление дорожной деятельности по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования Новокузнецкого городского округа в указанный период 2015-2017 г.г. запланировано и фактически выделяется УДКХ и Б, как главному распорядителю бюджетных средств, предусмотренных решением о бюджете на осуществление дорожной деятельности. Администрации города Новокузнецка, также являющейся одним из главных распорядителей средств бюджетного городского округа, средства на вышеуказанные цели в бюджете городского округа никогда не планировались и не планируются и соответственно никогда не выделяются, поскольку администрация города

Новокузнецка не является ответственным исполнителем либо соисполнителем мероприятий муниципальной программы «Комплексное благоустройство Новокузнецкого городского округа», в рамках которой осуществляется выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения в городе Новокузнецке. Ответственным исполнителем данной программы является Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка.

В материалах дела имеются представления ОГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку от 30.12.2014 №11/16311 и от 17.04.2015 №115573 в адрес УДКХ и Б о нарушении требований государственных стандартов при размещении остановок общественного транспорта «Озерная» на ул. Балтийская и необходимости принятия мер по приведению их в соответствие с нормативными документами. Представления направлялись в УДКХ и Б, как уполномоченному органу по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа, и соответственно требования, содержащиеся в представлениях, были адресованы именно Управлению. В своих ответах на данные представления от 20.01.2015 №68 и от 14.05.2015 №1302 Управление указывало о включении мероприятий по реконструкции остановок общественного транспорта «Озерная» в перспективный план 2016 года.

Кроме того, в материалах дела имеются решения Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения от 07.08.2013 №2 и от 05.08.2013 №1, согласно которым УДКХ и Б совместно с подрядными организациями предписывалось принято меры по устранению недостатков, выявленных в ходе комплексной проверки улично-дорожной сети.

При предъявлении настоящего искового заявления прокуратурой города Новокузнецка не было представлено ни одного доказательства, удостоверяющего состояние автомобильной дороги и расположенных на ней элементов обустройства дороги и средств организации дорожного движения, а также их соответствие либо несоответствие техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Более того, ни в одном из приобщенных прокуратурой города Новокузнецка к материалам дела документов не было указано на необходимость оборудования остановок общественного транспорта «Озерная» посадочной площадкой, тротуаром, а также установления светофорного регулирования с применением вызывной фазы. Ссылаясь на интенсивность движения транспортных средств на указанном участке автомобильной дороги по ул. Балтийская, прокуратура города не представила ни одного документа, подтверждающего данную интенсивность.

В ходе судебного разбирательства, а именно 06.10.2015 представители прокуратуры города Новокузнецка и ОГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку совместно с работниками муниципального казенного предприятия «Дороги Новокузнецка» провели обследование остановки общественного транспорта «Озерная», расположенной на улице Балтийская города Новокузнецка. По результатам данного обследования был составлен акт о несоответствии остановок общественного транспорта «Озерная» требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Однако, представленный акт от 06.10.2015 не соответствует требованиям допустимости и не может быть положен в основу выводов суда об обоснованности заявленных исковых требований. В нарушение требований закона обследование остановки общественного транспорта «Озерная» было проведено без участия соответствующих органов исполнительной власти. Сотрудники органов прокуратуры и ГИБДД не являются специалистами в сфере дорожной деятельности и не обладают соответствующими познаниями и квалификацией, позволяющими им делать выводы о соответствии либо несоответствии элемента обустройства автомобильной дороги требованиям нормативных документов. Работников коммерческой организации (муниципального казенного предприятия «Дороги Новокузнецка») нельзя отнести к представителям соответствующих органов исполнительной власти. Никто не наделял данное предприятие и его работников полномочиями по проведению подобных осмотров и обследований спорного участка автомобильной дороги. Соответственно ссылка в решении суда на акт обследования от 06.10.2015, как на доказательство, не отвечающее требованиям допустимости, указывает на необоснованность решение и не подтверждение значимых для дела обстоятельств надлежащими доказательствами.

Между тем суд не дал никакой оценки информации, представленной Финансовым управлением города Новокузнецка (письмо от 24.09.2015 №1733) и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (письмо от 24.09.2015 №3192/8). В частности, Финансовым управлением города Новокузнецка сообщалось о запланированном и фактическом финансировании УДКХ и Б на осуществление работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также о том, что ни администрации города Новокузнецка, ни иным органам администрации города, кроме УДКХ и Б, бюджетное финансирование указанных работ не осуществляется и не планируется. Из письма Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка следует, что «все вопросы содержания и обустройства дорог общего пользования Новокузнецкого городского округа относятся к компетенции Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка».

Таким образом, суд неправомерно отказал в привлечении УДКХ и Б в качестве ответчика по настоящему делу и возложил на администрацию города Новокузнецка осуществление полномочий, выполнение которых находится в компетенции Управления.

Более того, имеется вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 12.05.2015 по делу №2-2698/2015 (апелляционное определение от 27.08.2015 №33-8785/2015), в соответствии с которым суд обязал Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка оборудовать в соответствии с требованиями государственного стандарта остановки общественного транспорта «Сады» в прямом и обратном направлении. При этом суд апелляционной инстанции, ссылаясь на нормы Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 44 Устава Новокузнецкого городского округа и Положения об УДКХ и Б, указал, что «исходя из установленных судом обстоятельств, а также возложенных на УДКХ и Б администрации г.Новокузнецка функций, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по оборудованию остановки «Сады» на ответчика УДКХ и Б администрации г. Новокузнецка».

Суд обязал администрацию города Новокузнецка выполнить соответствующие работы на ул. Балтийская в отношении остановок общественного транспорта «Озерная» в срок до 01.09.2016, в то время как эти работы при формировании бюджета Новокузнецкого городского округа на 2015-2017 г.г. не планировались. В составе мероприятий муниципальной программы «Комплексное благоустройство Новокузнецкого городского округа» на 2015-2017г.г. данные работы также не предусмотрены. Возможность привлечения дополнительных источников доходов на выполнение вышеуказанных работ отсутствует. Дефицит бюджета Новокузнецкого городского округа, составивший на 2015 год 1 810 582,3 тыс. руб., или 35,9 процентов от объема доходов бюджета городского округа на 2015 год, достиг критического значения, что не позволяет финансового обеспечить даже те расходы, которые предусмотрены решением о бюджете. Направление бюджетных средств на расходы, которые изначально не были учтены при формировании бюджета городского округа, во-первых является нарушением бюджетного законодательства, во-вторых, приведет к срыву запланированных мероприятий в области дорожной деятельности на территории города Новокузнецка, которые является не менее значимыми и важными с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения.

Прокуратурой г.Новокузнецка представлены возражения на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора отдела Кемеровской области, Маслаковой О.Г., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, рассмотрев дело в соответствии со ст. 307 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статьи 24 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации Отсутствие остановочных пунктов свидетельствует о нарушении ст.ст.3,24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", не исполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения имущества в результате дорожно-транспортных происшествий, создает неблагоприятные условия для ожидания маршрутных автобусов в зимний период времени, при неблагоприятных погодных условиях, что является не допустимым и требует принятия незамедлительных мер по устранению выявленных нарушений.

Согласно п. 4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

В силу требований статьи 13 ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены в том числе разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.5.3.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

5.3.2. Требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах 5.3.2.1. Остановочный пункт должен состоять из элементов, в том числе

остановочная площадка;

переходно-скоростные полосы;

заездной "карман" (при размещении остановки в зоне переходно-скоростной
полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог);

пешеходный переход;

Согласно п.5.3.3 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов 5.3.3.1. Остановочный пункт должен состоять из элементов, в том числе:

заездной "карман";

посадочные площадки;

тротуары;

пешеходный переход;

Согласно п.5.3.3 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов

5.3.3.6. Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.

Согласно 5.1.6. "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" на дорогах с двумя и более полосами движения в данном направлении знаки 1.1, 1.2, 1.20.1 - 1.20.3, 1.25, 2.4, 2.5, 3.24, установленные справа от проезжей части, дублируют.

В силу п. 7.2.14. Светофоры Т.1 любых исполнений, Т.2, П.1 и П.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий:

Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.

Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой - 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.

В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.

Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.

Условие 4. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных

происшествий за последние 12 мес, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.

В силу п.7.2.15. Светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении, если условие 2 не выполняется по значению интенсивности пешеходного движения.

Светофорное регулирование в местах пересечения дороги с велосипедной дорожкой вводится, если интенсивность велосипедного движения превышает 50 вел./ч при отсутствии регулируемого пешеходного перехода в этом направлении.

В соответствии с постановлением администрации г. Новокузнецка от 17.07.2012 № 97 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа», ул. Балтийская, расположенная в Куйбышевском районе г. Новокузнецка, является объектом муниципальной собственности муниципального образования «Новокузнецкий городской округ».

На основании распоряжения администрации города Новокузнецка от 05.08.2013г. №1680 «Об автомобильных дорогах общего пользования местного значения Новокузнецкого городского округа», ул.Балтийская, расположенная в Куйбышевском районе города Новокузнецка, включена в реестр объектов муниципальной собственности г. Новокузнецка за №387681.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой города по обращению Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД России по г. Новокузнецку было проверено исполнение ответчиком федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения.

06.10.2015 г. комиссией в составе старшего прокурора г. Новокузнецка ФИО14., старшего госинспектора отделения ДИиОД ОГИБДД УМВД России по г.Новокузнецку ФИО13, зам. начальника отдела БДД МКП «Дороги Новокузнецка» ФИО15 инженером отдела БДД МКП «Дороги Новокузнецка» ФИО16 проведена проверка транспортно-эксплуатационного состояния остановки общественного транспорта «Озерная», расположенной на улице Балтийская города Новокузнецка.

В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в нарушение п. 5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановки общественного транспорта «Озерная» не обустроена: а) в направлении улицы Гончарова заездным «карманом»; б) в направлении улицы Димитрова посадочной площадкой, тротуаром, заездным «карманом»; в нарушение п. 5.3.3.6 ГОСТ Р52766-2007 остановочный пункт остановки общественного транспорта «Озерная» размещен перед наземным пешеходным переходом; проезжая часть улицы Балтийская, в районе остановки общественного транспорта «Озерная» имеет четыре полосы для движения, по две в каждом направлении. В нарушение п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» пешеходный переход остановки общественного транспорта

«Озерная» не оборудован дублирующими дорожными знаками индекс 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью. Так же произведен подсчет интенсивности движения транспортных средств, пересекающих нерегулируемый пешеходный переход и пешеходов, пересекающих проезжую часть улицы Балтийская, в районе остановки общественного транспорта «Озерная». В результате произведенных подсчетов установлено, что 06.10.2015г. в период с 11:34 до 12:34 интенсивность движение транспортных средств через нерегулируемый пешеходный переход составила 1486 единиц. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть, составила 32 пешехода.

В соответствии с ответом начальника Управления Дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства от 20.01.2015 г. на обращение начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку, следует, что мероприятия по реконструкции остановки общественного транспорта «Озерная» на ул. Балтийская (обустройство заездных карманов, требования к месту размещения) включены в перспективный план производства работ на 2016 г.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что в соответствии с выше указанным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, остановка общественного транспорта «Озерная» на ул. Балтийская не соответствует требованиям ГОСТ.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, которым дана надлежащая юридическая оценка.

Судом первой инстанции правильно принято решение об обязании совершить определенные действия в отношении Администрации г.Новокузнецка, которая является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Согласно п.1.1 Положения об Управлении дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Новокузнецка, утвержденного решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.04.2011, УДЖХ и Б администрации г.Новокузнецка (далее-Управление) является отраслевым органом администрации г.Новокузнецка и входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Вместе с тем, в силу прямого указания федерального закона администрация г.Новокузнецка обязана выполнять обязанности, которые возложены на нее судом. Передача этих обязанностей отраслевому органу, не освобождает администрацию г.Новокузнецка от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.

Иные доводы жалобы не могут служить основанием к отмене по существу правильного решения суда.

При рассмотрении дела судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 08 октября 2015 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Новокузнецка - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: