ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-193 от 22.03.2018 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Малковой И.С.

дело № 33а-193

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Кокшаровой Е.А.,

судей – Имансакиповой А.О., Красиковой О.Е.,

при секретаре – Абашкиной А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Военного комиссара Республики Алтай ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 ноября 2017 года, которым

административное исковое заявление ФИО2 удовлетворено.

Признано незаконным решение призывной комиссии в МО «Город Горно-Алтайск» №1 «У» от 07.07.2017 г. о признании ФИО2 не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований.

На ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» возложена обязанность выдать ФИО2 военный билет.

Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к отделу Военного комиссариата Республики Алтай по г. Горно-Алтайску о незаконности решения призывной комиссии о признании не прошедшим военную службу без законных на то оснований, обязании выдать военный билет с записью «зачислен в запас». Требования мотивированы тем, что ФИО2 состоит на воинском учете, до весны 2015 года пользовался отсрочкой от призыва на военную службу в связи с обучением в аспирантуре. С 17.12.2016 г. истец, достигший 27-летнего возраста, не подлежит призыву на военную службу. 07.07.2017 г. призывной комиссией по г. Горно-Алтайску в отношении ФИО2 вынесено решение о признании не прошедшим военную службу без законных на то оснований и выдано временное удостоверение. Вместе с тем, с момента окончания обучения и до достижения 27-летнего возраста, т.е. в течение полутора лет, действия по призыву в отношении истца не осуществлялись. Оспариваемое решение незаконно, существенно ограничивает право на доступ к государственной и муниципальной службе. Повесток от военного комиссариата ФИО2 не получал, к ответственности за уклонение от призыва на военную службу не привлекался.

Определениями суда от 09.10.2017 г., 07.11.2017 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай», призывная комиссия в МО «Город Горно-Алтайск», в качестве заинтересованного лица – призывная комиссия Республики Алтай.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе военный комиссар ФИО1 Суд, основываясь при принятии решения на отсутствии надлежащего извещения ФИО2 о явке на мероприятия, связанные с призывом, неверно истолковал норму материального права, установил дополнительное условие, необходимое для признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Указывает, что ФИО2, утративший с 01.04.2015 года право на отсрочку от призыва на военную службу, в установленный законом срок сведений об изменении образования и трудоустройстве в отдел военного комиссариата Республики Алтай по г. Горно-Алтайску не сообщал, что исключило возможность его оповещения по месту работы и проведения в отношении призывных мероприятий. Считает, что истец не исполнил обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции РФ, ст. 36 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», допустил бездействие по выполнению обязанностей лица, подлежащего воинскому учету, в период с 01.04.2015 – 17.12.2016 года никаких сведений о праве на отсрочку или освобождение в военный комиссариат не представил.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» ФИО3, поддержавшую апелляционную жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в виду следующего.

Судом установлено, что ФИО2, <дата> года рождения, принят на воинский учет военным комиссариатом г. Горно-Алтайска 15.02.2006 года и подлежал призыву на военную службу до достижения 27 лет.

В период с 17.12.2006 года по 17.12.2016 года истцу на основании ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предоставлялись отсрочки: 26.12.2007 г. – в связи с получением высшего образования до 01.08.2011 г. (пп. «а» п. 2); 28.10.2011 г. – в связи с признанием временно негодным до 28.04.2012 г. (пп. «а» п. 1); 04.12.2014 г. – в связи с обучением в аспирантуре ФГБОУ ВО ГАГУ до 03.11.2015 г. (пп. «б» п. 2).

С 01.04.2015 года право на отсрочку ФИО2 утрачено в связи с отчислением из аспирантуры по собственному желанию.

Таким образом, истец ФИО2 в период с 01.04.2015 года по 17.12.2016 года подлежал призыву на военную службу, однако как следует из материалов дела, призывник уклонялся от выполнения своей конституционной обязанности по призыву на военную службу.

В адрес ФИО2 военным комиссариатом неоднократно направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в том числе и на имя его матери, с просьбой оповестить сына о явке для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, либо о предоставлении документов, подтверждающих право на отсрочку от призыва.

Сведений об отчислении из аспирантуры и утрате своего права на отсрочку от призыва в военный комиссариат истец не представлял.

Самостоятельно призывник на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не являлся.

Согласно выписке из протокола призывной комиссии МО «г. Горно-Алтайск» от 07.07.2017 года №1 «У», будучи годным к военной службе, признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения призывной комиссии, указав, что ФИО2 от явок в отдел военного комиссариата для призыва на военную службу не уклонялся, призывные мероприятия в отношении него ответчиком не проводились, обязанность самостоятельно явиться в отдел военного комиссариата после окончания срока действия отсрочки от призыва на военную службу у ФИО2 отсутствовала.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в виду следующего.

Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 1 января 2014 года, статья 28 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе дополнена пунктом 1.1.

Согласно приведенной норме права при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, в разделе III (в редакции действующей с 31 мая 2014 г.) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно - алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействий), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Учитывая изложенное, обстоятельствами, имеющими значение для правильного рассмотрения дела, являются установление у призывника оснований не прохождения военной службы.

Из материалов дела следует, что в период с 01.04.2015 года по 17.12.2016 года ФИО2 подлежал призыву на военную службу, при этом мероприятия по призыву в отношении него могли быть осуществлены в весенний призыв 2015 года, осенний призыв 2015 года, весенний призыв 2016 года, осенний призыв 2016 года, однако доказательств наличия в данные периоды у ФИО2 законных оснований для освобождения от призыва материалы дела не содержат.

Кроме того, из содержания приведенных выше правовых норм в их системном единстве следует, что если гражданин, достигший 27 лет, не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, то, начиная с 01.01.2014 года, в отношении него выносится заключение о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при этом установление законных оснований для не прохождения военной службы по призыву не поставлено законодателем в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат для прохождения военной службы.

В связи с чем, то обстоятельство, что военный комиссариат ФИО2 не призывал, повесток и других извещений он не получал, правового значения по делу не имеет, поскольку для применения положений ч.1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для освобождения от прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 названного закона.

При этом, доказательств того, что ФИО2 будучи отчисленным из аспирантуры, в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» сообщил в военный комиссариат по месту регистрации в двухнедельный срок об отчислении, о месте своей работы и жительства, материалы дела не содержат.

Кроме того, Военным комиссариатом были запрошены сведения в УФМС по Республике Алтай, которые не выявили несоответствия с ранее указанным адресом истца.

По достижении возраста 27 лет, то есть по окончании призывного возраста, ФИО2 обратился с заявлением в Военный комиссариат о выдаче военного билета.

Судебная коллегия считает, что административный истец злоупотребил предоставленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу ч.1.1 ст. 28 ФЗ «о воинской обязанности и военной службе» давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого заключения.

Таким образом, выводы суда о том, что повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, административному истцу не вручались, являются необоснованными, постановленными без учета вышеуказанных положений действующего законодательства. Кроме того, данные обстоятельства не имеют юридического значения для проверки законности решения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Предметом проверки по настоящему делу вопросы направления, получения (не получения) повесток, как и вопросы наличия в действиях призывника состава административного правонарушения или уголовного преступления, не являются.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО2

Руководствуясь положениями ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 ноября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании незаконным решения призывной комиссии в МО «Город Горно-Алтайск» №1 «У» от 07.07.2017 г. о признании ФИО2 не прошедшим военную службу по призыву без законных на то оснований, возложении обязанности на ФКУ «Военный комиссариат Республики Алтай» выдать ФИО2 военный билет, отказать.

Председательствующий судья - Е.А. Кокшарова

Судьи - А.О. Имансакипова

О.Е. Красикова