ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1936 от 16.05.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-1936 судья Никитина Е.А. 2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2018 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сиротиной Е.С. и Роднянской М.А.

при секретаре судебного заседания Гусейновой З.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Образцовой О.А.,

дело по апелляционному представлению Конаковского межрайонного прокурора на решение Конаковского городского суда Тверской области 28 февраля 2018 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Конаковского межрайонного прокурора удовлетворить в части.

Возложить обязанность на Администрацию Конаковского района Тверской области в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельные участки, занятые под общественные кладбища, расположенные на территории <адрес> вблизи <адрес> и <адрес>.

В удовлетворении административных исковых требований к МУ «Администрация <адрес> сельского поселения» отказать.»

Судебная коллегия

установила:

Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к МУ «Администрации <адрес> сельского поселения» о возложении обязанности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества - земельных участков под захоронениями (кладбищами), расположенными на территории <адрес> сельского поселения Конаковского района Тверской области в районе <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на учет в Конаковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Конаковского района Тверской области проверки соблюдения требований федерального законодательства, регламентирующего организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения, на территории <адрес> выявлены нарушения требований названного законодательства и установлено, что на территории <адрес> в районе <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и расположены <данные изъяты> земельных участка, на которых размещены кладбища. Указанные земельные участки в реестре муниципальной собственности муниципального образования <адрес> сельское поселение не значатся, вместе с тем администрацией <адрес> сельского поселения не принимается мер к оформлению кладбищ в муниципальную собственность поселения. Выделение земельных участков для захоронения умерших на кладбищах администрацией <адрес> сельского поселения не осуществляется. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Ссылаясь на ст. 225 ГК РФ прокурор указал, что объекты недвижимого имущества - земельные участки под захоронениями (кладбищами), расположенные на территории <адрес> в районе <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, ни за кем не закреплены и фактически никто должных мер по их содержанию не принимает, не обеспечивает сохранность данных объектов, то есть являются бесхозяйными и подлежат постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией <адрес> никаких мер по постановке земельных участков под захоронениями (кладбищами) на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества не предпринимается.

Неоднократно в ходе судебного разбирательства Конаковским межрайонным прокурором уточнялись заявленные требования.

ДД.ММ.ГГГГ Конаковский межрайонный прокурор в порядке статьи 46 КАС РФ обратился с заявлением об уточнении требований, согласно которому просил обязать администрацию <адрес> сельского поселения в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества – кладбищ, расположенных на территории <адрес> сельского поселения Конаковского района Тверской области в районе <адрес>, на учёт в Конаковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области; обязать администрацию Конаковского района в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учёт земельных участков, занятых под общественные кладбища, расположенных на территории <адрес> сельского поселения Конаковского района Тверской области в районе <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда производство по административному делу в части требований Конаковского межрайонного прокурора к МУ «Администрация <адрес> сельского поселения» о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества - земельных участков под захоронениями (кладбищами), расположенных на территории <адрес> сельского поселения в районе <адрес> прекращено в связи с отказом прокурора от данных требований.

ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены дминистрация Конаковского района Тверской области, Управление Росреестра по Тверской области, общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании из числа заинтересованных лиц исключена администрация Конаковского района и привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика.

ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация городского поселения город <адрес>.

Административный истец - помощник Конаковского межрайонного прокурора Митрофанова А.А. поддержала требования с учетом поданных уточнений.

Административный ответчик администрация <адрес> сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель административного соответчика администрации Конаковского района Тверской области по доверенности Камоза Э.Ю. в судебном заседании с исковыми требования полностью не согласилась.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тверской области Переходенко Л.В. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в судебное заседание своего представителя не направило.

Заинтересованное лицо администрация городского поселения город <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении Конаковского межрайонного прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований к МУ «Администрация <адрес> сельского поселения» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества - кладбищ, расположенных на территории <адрес> сельского поселения Конаковского района Тверской области в районе <адрес> и <адрес>, на учет в Конаковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области. Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Обращает внимание на то, что поводом для проверочных мероприятий по спорным кладбищам стали обращения граждан, а также возбуждение уголовных дел по факту массового повреждения мест захоронений на указанных объектах. Даже на протяжении длительного рассмотрения данного административного дела в суде ни одним из привлечённых к участию в деле органом местного самоуправления не приняты меры по включению спорных объектов в реестр муниципальной собственности, что свидетельствует о нежелании указанных органов заниматься вопросами, которые в силу прямого указания закона являются вопросами местного значения, и подлежат исполнению исключительно указанными органами. Изготовление паспорта, который необходим для постановки на учёт указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, не требует финансовых затрат, может быть изготовлен органом местного самоуправления самостоятельно. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Ссылаясь на нормы закона, полагают, что администрацией <адрес> сельского поселения Конаковского района никаких мер по постановке земельных участков под захоронениями (кладбищами) на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества не предпринимается.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав выступление прокурора Полещук Р.С., поддержавшей доводы представления, представителя администрации Конаковского района Тверской области Белова К.А., возражавшего против апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что на территории <адрес> сельского поселения расположены кладбища:

- старое кладбище <данные изъяты> га - вся территория захоронения исчерпана,

- кладбище <данные изъяты> га - захоронение не ведется. Кладбище организовано в ДД.ММ.ГГГГ году, имеется решение исполнительного комитета Конаковского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка для организации городского кладбища»;

- кладбище <данные изъяты> га, на которое имеются следующие документы - постановление Главы администрации города <адрес> Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании земельного участка <данные изъяты> церкви для организации городского кладбища из земель совхоза «<данные изъяты>», акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Суду первой инстанции представлены материалы выездной проверки Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района, которая проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым в настоящее время захоронения осуществляются на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, находящемся в аренде у ООО «<данные изъяты>», категория земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства.

В процессе рассмотрения административного дела ООО «<данные изъяты>» приняты меры к межеванию части земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, из указанного земельного участка исключаются земли, занятые кладбищами. Постановлением администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории <данные изъяты> из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства площадью <данные изъяты> кв. м.

Суд первой инстанции, установив, что земельные участки, предназначенные для захоронения, не сформированы, возложил обязанность на администрацию Конаковского района Тверской области принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественные кладбища.

Решение суда в этой части участниками процесса не оспаривается, его законность и обоснованность в указанной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Прокурор, оспаривая решение суда в части отказа в удовлетворении требований, заявленных к администрации <адрес> сельского поселения, ссылается на то, что на администрацию <адрес> сельского поселения в силу закона возложена обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории поселения, но такая обязанность органами местного самоуправления не исполняется. В связи с чем для решения вопроса о надлежащем содержании кладбищ прокурор полагает необходимым возложить на администрацию <адрес> сельского поселения обязанность принять меры по постановке бесхозяйных объектов недвижимого имущества – кладбищ на учёт в Конаковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тверской области.

В соответствии со статьёй 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Статьёй 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Исходя из приведённой нормы закона, кладбище – это участок земли для захоронения тел умерших и праха, т.е. само по себе кладбище не является объектом недвижимости, как на том настаивает прокурор. К объектам недвижимости, входящим в понятие кладбища, относится земельный участок и расположенные на нём строения, сооружения (если таковые имеются).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 4 апреля 1979года №180 утверждена Инструкция по технической инвентаризации кладбищ, согласно п.1.1. которой технической инвентаризации подлежат:

- территория кладбищ;

- строения, сооружения и ограждения (кроме оград могил);

-элементы благоустройства территории (дороги, пешеходные дорожки, площадки);

-зеленые насаждения (кроме насаждений у могил в кварталах/участках/захоронения);

-передаточные устройства (сооружения и сети: водопроводные, канализационные, газовые, тепловые и электрические).

Между тем прокурором в материалы дела не представлено доказательств, что на землях кладбищ, перечисленных в административном иске, имеются какие-либо строения, сооружения, подлежащие постановке на учёт в качестве бесхозяйных.

В апелляционном представлении прокурор ссылается на то, что объекты недвижимости – земельные участки под захоронениями в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> ни за кем не закреплены, фактически являются бесхозяйными и подлежат постановке на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Данные доводы апелляционного представления приведены вопреки позиции прокурора при рассмотрении дела судом первой инстанции. Из материалов дела усматривается, что Конаковский межрайонный прокурор отказался от требований к администрации <адрес> сельского поселения в части возложения обязанности принять меры по постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества – земельных участков по захоронениями (кладбищами).

Определением Конаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ данный отказ принят судом, производство по делу в этой части прекращено. Определение оспорено не было.

Кроме того, из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером <адрес>, на котором расположены кладбища, находится в государственной собственности.

Действительно, исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения
за сельскими поселениями Тверской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к полномочиям городских и сельских поселений.

В соответствии со статьёй 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Между тем выбранный прокурором способ защиты и заявленные к администрации <адрес> сельского поселения требования не основаны на нормах Гражданского кодекса РФ и не приведут к восстановлению нарушенных, по мнению прокурора, прав неопределённого круга лиц.

Как правильно указал суд первой инстанции, разрешение вопроса о бездействии органа местного самоуправления относительно несоблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию кладбища не может быть устранено путем удовлетворения заявленных прокурором к администрации <адрес> сельского поселения требований.

Иных требований к указанному административному ответчику прокурором не предъявлялось.

С учётом изложенного оснований для отмены решения суда в оспариваемой части не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 28 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление Конаковского межрайонного прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи