Судья 1 инстанции Суровцева Ю.В. | 38RS0031-01-2021-004417-49 |
Судья-докладчик Исакова Н.Н. | № 33а-1937/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,
судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3494/2021 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Иркутской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 14 октября 2021 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что ФИО1 состоит на учете в налоговой инспекции как плательщик страховых взносов в связи с присвоением ему статуса адвоката. Налоговым органом в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика направлены требования об уплате налога, страховых взносов и пени. В связи с тем, что в установленный требованиями срок задолженность ФИО1 добровольно оплачена не была, налоговой орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 21 июля 2020 г. мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности, впоследствии отмененный 26 января 2021 г. в связи с поступившими возражениями должника. По настоящее время задолженность ФИО1 не оплачена.
Просил взыскать с ФИО1 задолженность в размере 12 133,73 рублей, из которых:
72,81 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) (ОКТМО 25612431) за 2017- 2018 год за период с 27 января 2019 г. по 1 февраля 2019 г.;
59,17 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года (ОКТМО 25612431) за 2017-2018 год за период с 27 января 2019 г. по 1 февраля 2019 г.;
4 857,59 рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) (ОКТМО 25612431) за 2019 год;
209,96 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) (ОКТМО 25612431) за 2019 год за период с 1 января 2020 г. по 4 февраля 2020 г.;
6 884,00 рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года (ОКТМО 25612431) за 2019 год;
50,20 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года (ОКТМО 25612431) за 2019 год за период с 1 января 2020 г. по 4 февраля 2020 г.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 14 октября 2021 г. административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В качестве доводов жалобы полагает пропущенным срок обращения в суд с заявленными требованиями и трехмесячный срок выставления налоговым органом требования со дня выявления недоимки, в связи с чем, последним днем подачи налоговым органом заявления о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности за 2019 год является 1 июля 2020 г., однако заявление о вынесении судебного приказа было подано лишь 14 июля 2020 г.
Кроме того, указывает на невозможность просмотра требований № 39465 и № 3625 в личном кабинете, поскольку при попытке их просмотра они не открываются, считает, что административным истцом не исполнена обязанность по их направлению должнику.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, просит решение суда как вынесенное с соблюдением норм материального и процессуального права оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 административные исковые требования поддержала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Также просила заменить межрайонную ИФНС России № 12 по Иркутской области её правопреемником – межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие административного ответчика ФИО1, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, выслушав пояснения представителя административного истца ФИО3, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 4 статьи 44 КАС РФ предусмотрено, что в случае реорганизации юридического лица, являвшегося субъектом спорного либо установленного судом административного или иного публичного правоотношения и стороной в административном деле, суд производит замену этой стороны ее правопреемником, если в данном административном или ином публичном правоотношении допускается правопреемство.
Приказом Управления ФНС России по Иркутской области от 20 июля 2021 г. № 07-02-09/139@ «О реорганизации инспекций» межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области с 1 ноября 2021 г. реорганизована путем присоединения к межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области. Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области.
Принимая во внимание сведения, содержащиеся в представленных представителем административного истца документах, судебная коллегия полагает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению в соответствии с частью 4 статьи 44 КАС РФ.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке апелляционным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ адвокаты признаются плательщиками страховых взносов.
С 1 января 2017 г. вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ адвокаты, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.
Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В силу положений части 4 статьи 52, части 6 статьи 69 НК РФ, налоговое уведомление, требование об уплате налогов, пени может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования, налогового уведомления по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьей 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Из содержания приказа Федеральной налоговой службы России от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» следует, что налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
В соответствии с п. 23 приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Таким образом, налоговым законодательством не предусмотрено доказывание получения налогоплательщиком налогового уведомления и требования об уплате налогов и пени, что не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 08 апреля 2010 г. № 468-О-О, от 24 марта 2015 г. № 735-О, от 27 октября 2015 г. № 2430-О.
В силу п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рублей за расчетный период 2019 года.
В силу п. 1, 2 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из соблюдения административным истцом порядка и установленных законов сроков для взыскания с ФИО1 недоимки по страховым взносам, пеням.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Судом установлено, что ФИО1 является адвокатом с присвоенным ему регистрационным № 38/443, что подтверждается сведениями, размещенными в открытом доступе на информационном портале сайта Министерства юстиции Российской Федерации.
Являясь адвокатом, ФИО1 обязан уплачивать страховые взносы.
Согласно представленному налоговым органом расчету задолженности по страховым взносам, который административным ответчиком не оспаривается, по настоящее время за ним числится задолженность в размере 12 133, 73 рублей, из которых:
72,81 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г.) (ОКТМО 25612431) за 2017- 2018 год за период с 27 января 2019 г. по 1 февраля 2019 г.;
59,17 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. (ОКТМО 112431) за 2017-2018 годы за период с 27 января 2019 г. по 1 февраля 2019 г.;
4 857,59 рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) (ОКТМО 25612431) за 2019 год;
209,96 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г.) (ОКТМО 25612431) за 2019 год за период с 1 января 2020 г. по 4 февраля 2020 г.;
6 884,00 рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. (ОКТМО 25612431) за 2019 год;
50,20 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года (ОКТМО 25612431) за 2019 год за период с 1 января 2020 г. по 4 февраля 2020 г.
Таким образом, административным ответчиком в добровольном порядке и в полном объёме обязанность по уплате страховых взносов не исполняется.
Данное обстоятельство ФИО1 не оспаривается, в обоснование несогласия со взысканием с него задолженности он указывает на то, что налоговой инспекцией пропущен установленный законом срок для взыскания с него недоимки по обязательным платежам.
Указанный довод жалобы судебная коллегия отклоняет как несостоятельный ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных выше положений действующего налогового законодательства в их совокупности и взаимосвязи, заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности.
В соответствии п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. При этом требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что через личный кабинет налогоплательщика ФИО1 было направлено требование № 3625 по состоянию на 5 февраля 2020 г., в котором указано на необходимость в срок не позднее 24 марта 2020 г. оплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 рубля, на обязательное медицинское страхование за 2019 г. в размере 6884 рубля, а также начисленные на задолженность в связи с её несвоевременной уплатой пени в размере 214,04 рублей и 50,20 рублей соответственно.
Требование получено ФИО1 в личном кабинете налогоплательщика 13 февраля 2020 г., что подтверждается скриншотом интернет-страницы.
По требованию об уплате страховых взносов от 5 февраля 2020 г. № 3625 ФИО1 не уплачены:
4 857,59 рублей — недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г.) (ОКТМО 25612431) за 2019 год;
209,96 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) (ОКТМО 25612431) за 2019 год за период с 1 января 2020 г. по 4 февраля 2020 г.;
6 884,00 рублей - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. (ОКТМО 25612431) за 2019 год;
50,20 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. (ОКТМО 25612431) за 2019 год за период c 1 января 2020 г. по 4 февраля 2020 г.
Ранее налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование № 39465 по состоянию на 31 мая 2019 г., в котором указано на необходимость в срок не позднее 9 июля 2019 г. оплатить недоимку по страховым взносам, пени.
Требование получено ФИО1 в личном кабинете налогоплательщика 1 июня 2019 г., что подтверждается скриншотом интернет-страницы.
По требованию об уплате страховых взносов, пени от 31 мая 2019 г. № 39465 ФИО1 до настоящего времени не уплачены:
72,81 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 г.) (ОКТМО 25612431) за 2017- 2018 год за период с 27 января 2019 г. по 1 февраля 2019 г.;
59,17 рублей - задолженность по пеням, начисленным на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. (ОКТМО 25612431) за 2017-2018 год за период с 27 января 2019 г. по 1 февраля 2019 г.
С учетом установленного требованием № 3625 срока его исполнения до 24 марта 2019 г., налоговая инспекция обязана была обратиться к мировому судье с соответствующим заявлением о вынесении судебного приказа в срок до 24 сентября 2020 г., по требованию № 39465 – 9 декабря 2019 г.
Из материалов административного дела № 2а-2454/2020 установлено, что межрайонная ИФНС России № 12 по Иркутской области обратилась к мировому судье судебного участка № 62 Иркутского района Иркутской области 14 июля 2020 г., то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки на общую сумму в размере 37 958,11 рублей, в которую включена задолженность по требованию № 3625 по состоянию на 5 февраля 2020 г.
21 июля 2020 г. мировым судьей судебного участка № 62 Иркутского района Иркутской области вынесен судебный приказ № 2а-2454/2020 о взыскании с должника ФИО1 в пользу межрайонной ИФНС №12 по Иркутской области недоимки:
задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в размере 29354 рублей, пени в размере 500, 69 рублей;
задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., пени в размере 1110,05 рублей;
задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в размере 6884 рублей, пени в размере 109, 37 руб.
Судебный приказ о взыскании задолженности № 2а-2454/2020 отменен определением от 26 января 2021 г., в связи с поступившими возражениями должника.
Административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу направлено в Иркутский районный суд Иркутской области 14 июля 2021 г., что подтверждается штемпелем Почты России на почтовом конверте, т.е. с соблюдением шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа, подлежащего исчислению с 26 января 2021 г.
Установлено также, что ранее межрайонная ИФНС России № 12 по Иркутской области обратилась к мировому судье судебного участка № 62 Иркутского района Иркутской области 26 августа 2019 г. с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 49945 рублей, по пени в размере 2163,87 рублей, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 10430 рублей, по пени в размере 425,12 рублей.
При этом, пени по страховым взносам как на обязательное пенсионное, так и на обязательное медицинское страхование взысканы за период с 10 января 2018 г. по 14 октября 2018 г.
30 августа 2019 г. мировым судьей по заявленным требованиям вынесен судебный приказ. Судебный приказ не был отменен, направлен в службу судебных приставов для исполнения.
В настоящем административном иске налоговый орган по требованию об уплате страховых взносов от 31 мая 2019 г. № 39465 просит взыскать начисленные на несвоевременно уплаченную задолженность пени в размере 72,81 рублей – на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018 г.г. за период с 27 января 2019 г. по 1 февраля 2019 г.; 59,17 рублей – на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018 г.г. за период с 27 января 2019 г. по 1 февраля 2019 г.
С учетом анализа изложенного, доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с заявленными требованиями ошибочны.
Судебная коллегия находит необоснованным и довод апелляционной жалобы о несоблюдении инспекцией установленного ст. 70 НК РФ трехмесячного срока со дня выявления недоимки по обязательным платежам для выставления должнику требования.
Как следует из материалов дела, требование об уплате страховых взносов, пени № 3625 по состоянию на 5 февраля 2020 г. было направлено налоговым органом в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика 13 февраля 2020 г. Установленный законом срок уплаты страховых взносов истек 31 декабря 2019 г.
Таким образом, срок направления требования также не пропущен.
При этом, пропуск того же срока по дате выставления требования № 39465, полученного налогоплательщиком в личном кабинете 1 июня 2019 г. правового значения не имеет, не может повлиять на законность принятого судом решения и не может изменить порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.
Несоблюдение срока направления требования об уплате страховых взносов само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также судебная коллегия признает несостоятельными и доводы административного ответчика о том, что по каким-то причинам он не мог открыть в личном кабинете направленные ему требования, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в той части, что адвокаты являются отдельной категорией плательщиков страховых взносов, самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
Таким образом, ФИО1 не мог не знать о возложенной на него законом обязанности уплаты обязательных платежей, сроке её уплаты. Кроме того, с момента выявления технических неполадок и начала совершения инспекцией действий по судебному взысканию задолженности ФИО1, достоверно зная о выставлении ему требований и том, какие неблагоприятные последствия могут наступить в связи с неисполнением их в срок, каких-либо действий по получению требований не предпринял, в инспекцию соответствующие обращения не направил.
Каких-либо иных, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое судебное решение, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
произвести замену административного истца межрайонной ИФНС России № 12 по Иркутской области её правопреемником межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области.
Решение Иркутского районного суда Иркутской области от 14 октября 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья – председательствующий | Л.Л. Каракич |
Судьи | Н.Н. Исакова |
О.С. Махмудова |