ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1939/2022 от 30.03.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Смирнова Т.В

УИД 38RS0036-01-2021-005657-41

Судья – докладчик Исакова Н.Н.

№ 33а-1939/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,

судей Махмудовой О.С., Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4191/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО11, к Департаменту образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска о признании бездействия в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении незаконным, об обязании устранить нарушенное право

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2021 г.,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего ФИО12 к Департаменту образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, указав в обоснование административного иска, что 26 июля 2019 г., действуя в интересах своего ребенка ФИО13, Дата изъята года рождения, обратилась в Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска с заявлением о постановке на учет ребенка, подлежащего обучению по образовательным программам дошкольного образования, в муниципальную дошкольную образовательную организацию г. Иркутска. По состоянию на 7 сентября 2021 г. доступ к дошкольному образованию путем предоставления места для ребенка в муниципальном дошкольном учреждении административным ответчиком не предоставлен. По результатам последней проверки очереди в детский сад, номер очереди ФИО14 в МБДОУ № Номер изъят. Также, административный ответчик не предложил место в каком-то ином детском саду. Действиями ответчика были нарушены конституционные права ее ребенка, которые гарантируют право каждого на образование и общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В разумном географическом отдалении от места проживания истца расположены три дошкольных учреждения: МБДОУ № Номер изъят, МБДОУ № Номер изъят, МБДОУ № Номер изъят; все они равнозначны от места проживания истца. Указанная обязанность Департаментом образования Администрации г. Иркутска не исполняется в течение длительного времени. Кроме того, ФИО17 обладает первоочередным правом на зачисление как ребенок из многодетной семьи, что также должно быть учтено при предоставлении места. При личном обращении в августе 2021 года в Департамент образования Администрации г. Иркутска было отказано в принятии заявления об устройстве ФИО15 в другой сад по причине окончания укомплектования детских садов; было сообщено, что доукомплектование будет производиться только после 1 сентября 2021 г., а льготная очередь будет учтена только после получения уведомления о постановке на учет младших детей (после двух месяцев с момента обращения с заявлением). Иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное учреждение законодательство РФ не предусматривает. Несовершеннолетний ФИО16 не имеет противопоказаний для посещения МДОУ, достиг необходимого возраста и непредставление места является нарушением его прав, а ответчик, отказывая ребенку в поступлении в МДОУ н7а основании отсутствия свободных мест и наличия льготной очереди, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законом. Поскольку место ребенку до настоящего времени не предоставлено, то имеет место незаконное бездействие ответчика.

С учетом уточнения иска, просила признать незаконным бездействие Департамента образования Комитета по социальной политике и культуре города Иркутска, выразившееся в непредоставлении несовершеннолетнему ФИО18 места в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Иркутска; обязать ответчика предоставить ФИО19 место в дошкольном образовательном учреждении г. Иркутска, расположенном на разумном географическом положении от места проживания - МБДОУ № Номер изъят, МБДОУ № Номер изъят, МБДОУ № Номер изъят, в группе полного дня в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.

В качестве доводов жалобы, повторяя позицию административного иска, указала на то, что административный ответчик должен был предпринять меры по зачислению ребенка в детский сад с 1 сентября 2020 г. судом не выяснялась причина отказа в предоставлении места в детском саду, не проверялось соблюдение очередности, иные образовательные учреждения не предлагались.

Письменных возражений по доводам жалобы не поступило.

Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., пояснения административного истца ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, представителя административного ответчика Департамента образования Комитета по социальной политике и культуре города Иркутска и заинтересованного лица администрации г. Иркутска – ФИО2 полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).

В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях г. Иркутска в соответствии с пунктом 10 раздела 2 Положения «О департаменте образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска», утвержденного решением Думы г. Иркутска от 27 мая 2011 г. № 005-20-230344/1, возложена на департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска (далее - департамент).

Этим же Положением в разделе третьем на департамент возложены следующие обязанности:

- учет детей, подлежащих обучению, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- подготовка проекта постановления администрации города Иркутска о закреплении муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями города Иркутска;

- организация комплектования детей в муниципальные дошкольные образовательные организации.

Постановлением администрации г. Иркутска от 30 апреля 2020 г. № 031-06-235/0, в целях обеспечения единого подхода к учету численности детей, нуждающихся в предоставлении места в муниципальной дошкольной образовательной организации города Иркутска, обеспечения «прозрачности» процедуры приема детей в муниципальные дошкольные образовательные организации города Иркутска, планирования обеспечения необходимого и достаточного количества мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Иркутска на конкретную дату для удовлетворения потребности граждан в дошкольном образовании, разработан и утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций г. Иркутска, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3 главы 2 указанного Порядка, которая регламентирует порядок формирования списка детей, нуждающихся в предоставлении места в МДОО, учет включает:

1) составление списка детей, в соответствии с датой постановки на учет и наличием права на предоставление места в МДОО в первоочередном (внеочередном) порядке (если таковое имеется). В зависимости от даты, с которой планируется посещение ребенком МДОО, формирование списка погодового учета детей, нуждающихся в предоставлении места в МДОО в текущем учебном году (с 1 сентября текущего календарного года) (актуальный спрос) и в последующие годы (отложенный спрос); 2) систематическое (ежедневное) обновление списка детей с учетом предоставления детям мест в МДОО; 3) формирование Списка детей из числа детей, нуждающихся в предоставлении места в МДОО в текущем учебном году, не обеспеченных таким местом на дату начала учебного года (1 сентября текущего учебного года).

В соответствии с п. 4 главы 2 Порядка, заявление родителей (законных представителей) о постановке на учет в АИС КДОУ подается через Единое окно муниципального казенного учреждения «Сервисно-регистрационный центр» г. Иркутска, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо организации, привлекаемые многофункциональным центром в соответствии с частью 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг по месту проживания (месту пребывания) на территории, за которой закреплена МДОО, в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги.

Согласно п. 6.1 административного регламента «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования», утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска 19 апреля 2012 г. (далее – Административный регламент), действующего на дату постановки на учет ФИО20., для предоставления муниципальной услуги заявителем подаются следующие документы: письменное заявление родителей (законных представителей) по форме согласно Приложению № 1 к настоящему административному регламенту (далее - заявление).

К заявлению прилагаются следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя), либо документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) - иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- свидетельство о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка);

- документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (для родителей (законных представителей) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства);

- свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания (при наличии).

Установлено, что ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО21., Дата изъята года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от Дата изъята г.

26 июля 2019 г. ФИО1, через портал «Госуслуги» обратилась в Департамент образования г. Иркутска с заявлением о постановке ФИО22 на учет как подлежащего обучению по образовательным программам дошкольного образования в муниципальную дошкольную образовательную организацию г. Иркутска.

Из заявления от 26 июля 2019 г., следует, что ФИО1 просит поставить на учет для зачисления в МДОУ г. Иркутска детский сад № Номер изъятФИО23Дата изъята г., проживающего по адресу: ; желаемая дата поступления - 1 сентября 2020 года. В заявлении указано, что преимущественного права на зачисление в ДОУ не имеет; не согласна на комплектование в любую муниципальную дошкольную образовательную организацию г. Иркутска, если не будет возможности направить в выбранную.

В заявлении также указано, что заявитель как законный представитель ребенка, уведомлена о том, что дети, в отношении которых не представлены документы, подтверждающие их регистрацию по месту жительства или месту пребывания, либо не проживающие или не пребывающие ни на одной территории, закрепленной за МДОО, комплектуются в одну из МДОО по выбору родителей на свободные, освободившиеся места после обеспечения местами детей, зарегистрированных по месту жительства либо по месту пребывания на территории, закрепленной за МДОО.

В соответствии с п. 5 главы 2 Порядка, родители (законные представители), дети которых не зарегистрированы по месту проживания (месту пребывания) на территории, за которой закреплена МДОО, либо не предоставившие свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания, и выбравшие данную МДОО в качестве желаемой для зачисления МДОО, информируются при подаче заявления о постановке на учет в АИС КДОУ о том, что их дети направляются в МДОО на свободные места, оставшиеся после обеспечения местами детей, зарегистрированных по месту проживания (месту пребывания) на территории, за которой закреплена МДОО, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании заявлений родителей (законных представителей) формируется Список детей по каждой отдельной МДОО из числа детей, которые зарегистрированы по месту проживания (месту пребывания) на территории, за которой закреплена МДОО, и состоящих на учете в АИС КДОУ в соответствии с желаемой датой поступления в МДОО на 1 сентября текущего года в автоматическом режиме АИС КДОУ (п. 6 Порядка).

Список детей формируется с учетом следующих данных: 1) желаемая дата поступления ребенка в МДОО (1 сентября желаемого года поступления); 2) возрастная группа на начало учебного года; 3) наличие льгот на получение места в МДОО; 4) дата постановки ребенка на учет; 5) территориальная МДОО (п. 7 Порядка).

По смыслу вышеуказанных норм права, дети, которые не зарегистрированы по месту жительства или месту пребывания на закрепленной территории за МДОО, чьи родители выбрали данное МДОО в качестве желаемой для зачисления, направляются в МДОО на свободные места, оставшиеся после обеспечения местами детей, зарегистрированных по месту жительства на территории, за которой закреплено МДОО.

На момент обращения с заявлением о принятии на учет 26 июля 2019 г., несовершеннолетний ФИО24 на регистрационном учете по месту жительства: , не состоял, что подтверждается справкой с места жительства от 24 апреля 2021 г., в соответствии с которой, ФИО25 зарегистрирован в указанном помещении Дата изъята г.

К заявлению, поданному 26 июля 2019 г. не был прикреплен документ о прописке ребенка, что подтверждается сведениями с сайта «Госуслуги», представленного административным истцом ФИО1

По сведениям сайта «Госуслуги», ФИО26 поставлен в очередь 7 августа 2019 г. с отметкой, что документ о прописке ребенка к заявлению не прикреплен.

В связи с отсутствием регистрации и сведений о месте пребывания несовершеннолетнего, и выбранных самостоятельно детских учреждений: д/с №№ Номер изъят, ФИО27 был поставлен на учет не по территориальности, а по выбранному им МДОО № Номер изъят без подтверждения регистрации по данной территории, без какой либо льготы на предоставление места в МДОО в первоочередном или внеочередном порядке на момент постановки.

По информации департамента, на момент формирования возрастного состава групп в МДОО № Номер изъят на 2021-2022 учебный год, в список детей, подлежащих приему в МДОО № Номер изъят в возрасте от 3 - 4 лет вошло 80 детей по закрепленной территории за МДОО. В настоящее время свободных мест в МДОО № Номер изъят не имеется.

Учитывая, что при подаче заявления на постановку на учет место проживания, пребывания ребенка не было документально подтверждено, его право на поступление в МДОО наступает только после определения в МДОО детей, у которых подтверждено место проживания по месту МДОО.

Согласно п. 9 гл. 2 Порядка, родители (законные представители) детей, за исключением родителей (законных представителей) детей, включенных в Список детей, подлежащих приему в МДОО, имеют право в любое время, за исключением периода основного и дополнительного комплектования, внести следующие изменения в заявление о постановке на учет в АИС КДОУ с сохранением даты постановки детей на учет:

1) изменить ранее выбранный год поступления ребенка в МДОО;

2) изменить выбранное ранее МДОО;

3) изменить сведения о льготе на получение места в МДОО;

4) изменить данные о ребенке (смена фамилии, имени, отчества, адреса, номера телефона).

ФИО1, после регистрации ребенка по месту жительства, данным правом не воспользовалась, а также не воспользовалась данным правом в связи с рождением еще двоих детей у заявителя, в связи с чем, у ФИО28 появилась льгота при предоставлении очередности как многодетной семье.

В настоящее время, в связи с установленными в ходе судебного разбирательства данными обстоятельствами, с учетом имеющейся льготы и обращением ФИО1 в департамент, за ФИО29 признано право на первоочередное получение места и его очередь в льготной очереди по его возрастной категории составляет № 5.

На момент рассмотрения дела судом, несовершеннолетнему ФИО30 место в детском дошкольном учреждении не предоставлено.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком незаконного бездействия при постановке на учет и ведении очередности предоставления муниципальной услуг не допущено, все действия ответчика произведены в соответствии с законом и порядком предоставления муниципальной услуги.

Вместе с тем, судебная коллегия с таким выводом суда не соглашается, считает, что судом при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела следовало учесть следующее.

По запросу судебной коллегии департаментом предоставлены сведения, что в МДОО № Номер изъят по формированию возрастного состава групп на 2021-2022 учебный год в основное комплектование от 24 июня 2021 г., в список детей, подлежащих приему в МДОО в возрасте от 3 до 4 лет, внесено 80 детей (все дети по закрепленной территории).

В дополнительное комплектование от 23 августа 2021 г. на свободные (освободившиеся) места в список детей, подлежащих приему в МДОО в возрасте от 3 до 4 лет, внесено 12 детей (2 ребенка имеют первоочередное право предоставления места в детском саду, 4 ребенка имеют преимущественное право предоставления места в детском саду (МДОО посещают братья и сестры), 3 ребенка по закрепленной территории.

В дополнительное комплектование от 25 ноября 2021 г. на свободные (освободившиеся) места в список детей, подлежащих приему в МДОО в возрасте от 3 до 4 лет, внесен 1 ребенок, имеющий внеочередное право на закрепленной территории.

В настоящее время номер очереди ФИО31 по возрастной группе в список детей, подлежащих приему в МДОО в возрасте от 3 до 4 лет – 3, в том числе, 2 ребенка имеют внеочередное право и зарегистрированы в АИС КДОУ ранее ФИО32

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Материалами дела подтверждено, что у ФИО33 имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).

В связи с этим у Департамента возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.

Исходя из приведенных норм, административный ответчик в случае отсутствия свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях, предлагает свободные места в других учреждениях, прежде всего, в доступной близости от места проживания ребенка, а также принимает меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в списке очередников.

Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении Департаментом предпринято не было, свободные места в других организациях в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм ФИО34 как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно были нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование.

Доказательства того, что ФИО35 были предложены другие МДОО, где имелись свободные места отсутствуют.

Доводы департамента о том, что такие варианты заявителю предлагались и она от них отказалась, материалы дела не содержат.

Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании установлено, что свободные места в иных МДОО заявителю предлагались устно и она от них отказалась.

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что свободные места ей Департаментам не предлагались, при этом она готова рассмотреть все имеющиеся варианты свободных мест в МДОО в доступной близости от места проживания ребенка.

При таких обстоятельствах имеются основания для вывода о наличии со стороны департамента незаконного бездействия, выразившегося в не предоставлении несовершеннолетнему ФИО36 места в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Иркутска.

В соответствии с положениями ст. 309 КАС РФ, решение суда в этой части подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении требований.

Согласно пункту 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Поскольку процедура предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении предусматривает соблюдение порядка предоставления, в том числе с учетом доступной близости от места проживания несовершеннолетнего, а суд своим решением не вправе предрешать действия муниципального органа в этой части и указывать конкретные дошкольные учреждения, решение суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании департамент предоставить ФИО37 место в дошкольном образовательном учреждении г. Иркутска, расположенном на разумном географическом положении от места проживания - МБДОУ № Номер изъят, МБДОУ № Номер изъят, МБДОУ № Номер изъят, в группе полного дня в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу отмене не подлежит.

В целях восстановления нарушенного права ребенка судебная коллегия, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 227 КАС РФ, полагает необходимым возложить на департамент обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО38 места дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места его проживания.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 16 ноября 2021 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Департамента образования Комитета по социальной политике и культуре города Иркутска, выразившееся в не предоставлении несовершеннолетнему ФИО39 места в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Иркутска, в отмененной части принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента образования Комитета по социальной политике и культуре города Иркутска, выразившееся в не предоставлении несовершеннолетнему ФИО40 места в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Иркутска.

Обязать Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре города Иркутска рассмотреть вопрос о предоставлении ФИО41 места дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места его проживания.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Л.Л. Каракич

Судьи

Н.Н. И.О. Махмудова