ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-19442/2016 от 09.11.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Нецветаева Н.А. Дело № 33а-19442/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой Т.Е.,

судей Кормильцевой И.И.,

Старкова М.В.,

при секретаре Курищевой Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению У Ф. к Управлению Федеральной миграционной службы по Свердловской области о признании незаконным оставления без рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации

по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области

на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 08 августа 2016 года.

Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя административного истца Ян Ю.Т., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

У Ф., являющаяся гражданкой Китайской Народной Республики, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным оставление Управлением Федеральной миграционной службы России по Свердловской области (далее - УФМС России по Свердловской области) без рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, возложении обязанности устранить нарушения.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подала заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в Генеральное консульство России в городе Шэньяне, что подтверждается справкой № 16 от 28 января 2016 года. Указанное заявление поступило в УФМС России по Свердловской области 28 марта 2016 года. Из полученного на ее заявление ответа УФМС России по Свердловской области от 31 мая 2016 года следует, что по журналу учета дел временно проживающих иностранных граждан и лиц без гражданства ее заявление не зарегистрировано. Таким образом, ее заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации не рассматривается, процедуры, предусмотренные Административным регламентом, не проводятся. Полагает, что оставление ее заявления о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации без рассмотрения не предусмотрено положениями Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 года № 214.

В судебное заседание административный истец У Ф. не явилась, представитель административного истца Ян Ю.Т. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика УФМС России по Свердловской области Смирнова Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 08 августа 2016 года административное исковое заявление У Фанфан удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик УФМС России по Свердловской области в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Жалобу мотивирует тем, что заявление о выдаче разрешения на временное проживание принято к рассмотрению сотрудником Генерального консульства Российской Федерации в городе Шэньяне, который в силу положений Административного регламента не уполномочен принимать такие решения, поскольку функцию приема заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России. УФМС России по Свердловской области У Ф. заявление и документы не возвращало, они были направлены в Генеральное консульство Российской Федерации в городе Шэньяне, поскольку не соответствовали установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

Административный истец У Ф., представитель административного ответчика Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области (УФМС России по Свердловской области), надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно статье 2, пунктам 1, 2, 8 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа; разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года; квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 года № 214 (далее – Административный регламент).

Как следует из материалов дела и установлено судом, гражданка Китайской Народной Республики У Ф. обратилась в Генеральное консульство России в городе Шэньяне с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации с пакетом необходимых документов, которое было принято к рассмотрению. Данное заявление поступило в УФМС России по Свердловской области 22 марта 2016 года, что подтверждается журналом учета входящих несекретных документов УФМС России по Свердловской области (л.д. 31).

13 апреля 2016 года вышеуказанное заявление с приложенными документами было возвращено УФМС России по Свердловской области в Генеральное консульство Российской Федерации в Шэньяне с указанием на его принятие с нарушением требований Административного регламента, поскольку в пункте 8 заявления административный истец не указала место своего пребывания на дату подачи заявления, также неверно указан перечень документов, приложенных к заявлению, отсутствует квитанция об оплате государственной пошлины, не заверена копия сертификата о владении русским языком (л.д. 23-24).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поданное через консульское учреждение и зарегистрированное в территориальном органе ФМС России, считается принятым к рассмотрению, и его возвращение без рассмотрения противоречит положениями Административного регламента.

В пункте 16 Административного регламента закреплено: результатом предоставления государственной услуги являются: выдача иностранному гражданину разрешения (принятие решения о выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении, оформление и выдача иностранному гражданину разрешения); отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения (принятие решения об отказе в выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении или выдача иностранному гражданину уведомления об отказе в выдаче разрешения).

В соответствии с пунктом 54 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложения № 3 или № 4 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом «Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме» настоящего раздела.

Согласно положениям пунктов 34, 56 Административного регламента несоответствие представленных заявителем заявления и документов установленным требованиям является основанием для отказа в приеме заявления к рассмотрению и документы возвращаются заявителю.

Заявление, поступившее из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, регистрируется в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в территориальный орган ФМС России, в журнале учета входящих документов. В день регистрации заявление с прилагаемыми документами передается в структурное подразделение территориального органа ФМС России, ответственное за предоставление государственной услуги (пункт 44 Административного регламента).

Заявление, зарегистрированное в территориальном органе ФМС России, считается принятым к рассмотрению, и возврат его заявителю без рассмотрения в соответствии с настоящим Административным регламентом не допускается (пункт 45 Административного регламента).

Как следует из материалов дела, заявление административного истца зарегистрировано 22 марта 2016 в журнале учета входящих несекретных документов УФМС России по Свердловской области, поэтому оно считается принятым к рассмотрению и его возврат 13 апреля 2016 года без рассмотрения в соответствии с настоящим Административным регламентом не допускается.

Доводы административного ответчика о том, что принятие к рассмотрению заявления У Ф. о выдаче разрешения на временное проживание атташе в Генеральном консульстве Российской Федерации в Шэньяне не предусмотрено Административным регламентом в данном случае правового значения не имеют, поскольку указанное заявление было принято к рассмотрению УФМС России по Свердловской области, что подтверждено его регистрацией в журнале входящих документов.

Также является несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что УФМС России по Свердловской области заявление о выдаче разрешения на временное проживание гражданке КНР У Ф. не возвращало, поскольку его возврат без рассмотрения в консульское учреждение по причине выявленных недостатков заявления предусматривает его возвращение заявителю, что после принятия и регистрации заявления не соответствуют вышеприведенным правовым нормам.

Таким образом, суд первой инстанции, анализируя вышеприведенные правовые нормы, пришел к правильному выводу о том, что возвращение УФМС России по Свердловской области заявления У Ф. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации при установленных обстоятельствах не соответствует закону, в связи с чем правомерно удовлетворил требования административного искового заявления с возложением обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение прав У Ф..

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на статью 58 Административного регламента, согласно которой заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрении (приложение № 5 к Административному регламенту), не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку судом было установлено, что административному истцу была выдана указанная справка № 16 о приеме заявления 28 января 2016 года, полностью соответствующая приложению № 5 к Административному регламенту (л.д. 15).

Также являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы с указанием на пункт 60 Административного регламента, поскольку осуществление функции рассмотрения заявления структурным подразделением территориального органа ФМС Росси в данном случае не оспаривается.

В целом апелляционная жалоба содержит несогласие с выводами суда, повторяет доводы возражений административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 08 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Е. Соболева

Судьи И.И. Кормильцева

М.В. Старков