ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1946/2017 от 20.04.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-1946/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 20 апреля 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Андреевой Т.Б.

судей Астапенко С.А. и Муратовой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Правительству Ленинградской области о защите нарушенного этнического права и законного интереса на бесплатную заготовку дров.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Андреевой Т.Б., объяснения представителя правительства Ленинградской области – ФИО4, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

ФИО1 обратился в Бокситогорский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Правительству Ленинградской области о признании незаконным бездействия административного ответчика в реализации его прав и законных интересов, как представителя коренного народа Ленинградской области – тихвинских карел, по разрешению вопроса бесплатной заготовки дров.

В обоснование административных исковых требований указал, что является потомком тихвинских карел и проживает на территории Климовского сельского поселения Бокситогорского района Ленинградской области. Полагает, что Правительство Ленинградской области бездействует в части признания его права, как тихвинского карела - представителя коренного малочисленного народа Российской Федерации, на бесплатную заготовку дров в соответствии с ч. 2 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

Административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик - Правительство Ленинградской области возражало против удовлетворения заявленных административных требований, представив письменные возражения, согласно которым основания, предусмотренные Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», для признания тихвинских карел коренным малочисленным народом Российской Федерации отсутствуют, в связи с чем нарушений прав административного истца на бесплатную заготовку дров не имеется.

Бокситогорским городским судом Ленинградской области от 17 февраля 2017 года постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

ФИО1, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 (с последующими изменениями).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов утверждает:

1) перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы;

2) перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов определены в статье 6 названного закона, а именно:

участвовать в реализации федеральных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и принимать региональные программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, а также использования и охраны земель традиционного природопользования малочисленных народов и других природных ресурсов;

в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

участвовать в регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами органов местного самоуправления по выделению средств на социально-экономическое и культурное развитие малочисленных народов, защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;регулировать порядок передачи собственности субъектов Российской Федерации общинам малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам;

создавать на общественных началах при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов;

наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, по национальности карел, постоянно проживающий на территории <адрес>, 23 июня 2016 года обратился в комитет по местному самоуправлению межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области с вопросом о бесплатной заготовке дров как лицо, относящееся к коренным малочисленным народам, проживающим в Ленинградской области.

В удовлетворении заявления ФИО1 было отказано со ссылкой на тот факт, что на территории Ленинградской области проживают три коренных малочисленных народа Российской Федерации: вепсы, ведь, ижора, которые имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российский Федерации. Также ответ содержал сведения о превышении численности карел в России для отнесения их к коренным малочисленным народам в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с данным ответом, 29 июля 2016 года ФИО1 обратился к губернатору Ленинградской области с аналогичным требованием.

31 августа 2016 года вице-губернатором Ленинградской области по внутренней политике ФИО5 направлен ответ на обращение ФИО1, которым в его адрес направлена копия ответа комитета по местному самоуправлению межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области данного по существу обращения, а также сообщено об отсутствии информации, подтверждающей факты ущемления прав тихвинских карел по национальному признаку со стороны органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления Ленинградской области для принятия необходимых мер реагирования.

Суд первой инстанций, сославшись на часть 2 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующую особенности осуществления заготовки древесины коренными малочисленными народами, ведущими традиционный образ жизни, пришел к обоснованному выводу об отсутствии бездействия Правительства Ленинградской области в реализации права ФИО1, относящего себя к малочисленному народу Ленинградской области – тихвинским карелам, в бесплатной заготовке дров.

Как правильно отметил суд, специальные права в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» предоставляются только коренным малочисленным народам Российской Федерации, которые проживают на территориях традиционного расселения своих предков (в том числе в сложных климатических условиях циркумполярной зоны), сохраняют традиционный образ жизни и хозяйствования, осознают себя самостоятельными этническими общностями и их численность на территории Российской Федерации составляет менее 50 тыс. чел.

Согласно российскому стандарту в отношении коренных малочисленных народов, зафиксированному в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р), коренным малочисленным народам гарантирован особый правовой статус, предоставляется право на приоритетный доступ к природным ресурсам в целях сохранения и развития традиционного образа жизни в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, но без права установления собственности и контроля на земли, территории и ресурсы.

В соответствии с вышеприведенным законодательством, карелы не относятся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, их численность по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 60 815 человек, из них в Ленинградской области проживает 1 345 человек. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ не содержит такого названия коренного малочисленного народа как «тихвинские карелы».

Таким образом, оспариваемые ответы Правительства Ленинградской области не нарушают прав и законных интересов ФИО1, даны административному истцу в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в пределах компетенции административного ответчика.

Исходя из изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным. Доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не приведено, они направлены на иную правовую оценку установленных судом обстоятельств дела, не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену судебного решения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения требований административного истца. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом первой инстанции не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

( судья Пименова А.Г.)