Судья: Сломова И.В. Дело №33а-19641/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2018 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Чеботаревой М.В.
судей: Авиловой Е.О., Усенко Н.В.
при секретаре Зайцеве С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к отделу Министерства внутренних дел России по Аксайскому району о признании бездействия незаконным, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 августа 2018 г.
Заслушав доклад судьи Ростовского областного суда Чеботаревой М.В., судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие ОМВД России по Аксайскому району, обязать ОМВД России по Аксайскому району произвести замену паспорта гражданина России ФИО1
В обоснование требований ФИО1 указал, что 02.05.2017, являясь гражданином Российской Федерации, достигшим возраста, предусмотренного для замены паспорта гражданина России, через МФЦ п.Октябрьский обратился в ОМВД России по Аксайскому району с заявлением о выдаче паспорта по форме №111.
До настоящего времени паспорт гражданина России ФИО1 не выдан, чем нарушены его конституционные права.
По мнению административного истца, отсутствие ответа государственного органа свидетельствует о допущенном административным ответчиком незаконном бездействии.
Решением Аксайского районного суда Ростовской области от 21 августа 2018 года в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит отменить решение суда от 21.08.2018, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, ФИО1 указывает, что отсутствие взаимодействия и координации между внутриведомственными органами привело к нарушению его прав и законных интересов, которое признано судом соответствующим закону процессом проверки оснований получения административным истцом гражданства Российской Федерации.
Также в апелляционной жалобе оспаривается вывод суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд, сделанный со ссылкой на то обстоятельство, что ранее ФИО1 обращался в суд с аналогичными требованиями. Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что по результатам рассмотрения дела по ранее поданному административному иску судом принято решение об отказе в иске исключительно в связи с пропуском срока обращения в суд.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1, а также его представитель – адвокат Дятчин А.И. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Дело рассмотрено в порядке ст.150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя административного ответчика ОМВД России по Аксайскому району, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца ФИО1 и его представителя Дятчина А.И., судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
В силу п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 №828 (ред. от 18.11.2016) (далее – Положение), паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Как следует из п.7 Положения, по достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.
Из материалов дела следует, что 18.09.2002 в ОВД Кировского района г.Ростова-на-Дону ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, документирован паспортом гражданина Российской Федерации серия НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
В связи с достижением 45-летнего возраста, ФИО1, зарегистрированный по месту жительства по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, 02.05.2017 посредством МФЦ ТОСП п.Октябрьский обратился в орган внутренних дел с заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации.
На территории Аксайского района уполномоченным в сфере миграции органом является территориальный отдел ГУ МВД России по Ростовской области – Отдел МВД России по Аксайскому району.
В обоснование требований ФИО1 ссылается на то, что до настоящего времени паспорт гражданина Российской Федерации ему не выдан, чем нарушены его права и законные интересы.
Отказывая в удовлетворении административного иска ФИО1, районный суд исходил из того, что в действиях ОМВД России по Аксайскому району отсутствуют нарушения действующего законодательства, а также из того, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска такого срока.
С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
На основании п.10 Положения замена паспортов производится территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из п.14 Положения, документы, необходимые для получения или замены паспорта, граждане представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Должностные лица многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и организаций социального обслуживания не позднее чем в 3-дневный срок представляют переданные гражданами документы, заявление и личные фотографии в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации для оформления паспорта.
В силу абз.1 п.16 Положения в случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства паспорт оформляется ему в 10-дневный срок со дня принятия документов территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При этом на основании абз.4 п.16 Положения в случае подачи заявления о выдаче (замене) паспорта по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации, и личных фотографий через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг паспорт оформляется в сроки, предусмотренные настоящим пунктом, и не позднее чем в 3-дневный срок передается должностному лицу многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг для выдачи его гражданину.
Положения аналогичного содержания были предусмотрены Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 30.11.2012 №391 (ред. от 02.02.2015, с изм. от 20.03.2017), действовавшим на момент обращения ФИО1 с заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации, а также предусмотрены действующим в настоящее время Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 13.11.2017 №851 (далее – Административный регламент).
На основании подп.27.1.1 Административного регламента в случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства срок предоставления государственной услуги не должен превышать 10 дней со дня приема всех необходимых документов (в том числе заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов, представленных с использованием Единого портала).
При этом, согласно абз.3 п.28 Административного регламента, датой приема заявления о выдаче (замене) паспорта при обращении гражданина в многофункциональный центр считается день приема подразделением по вопросам миграции заявления с приложением предусмотренных пунктами 30-34 Административного регламента (в зависимости от оснований выдачи или замены паспорта) надлежащим образом оформленных документов.
Возможность приостановления течения срока, установленного для замены паспорта гражданина Российской Федерации и, соответственно, оказания данной государственной услуги действующим законодательством не предусмотрена.
Однако в нарушение приведенных требований вопрос о замене паспорта гражданина Российской Федерации на основании заявления ФИО1 от 02.05.2017 до настоящего времени ОМВД России по Аксайскому району не разрешен, промежуточный ответ заявителю не направлен.
Ссылки представителя ОМВД России по Аксайскому району на проведение мероприятий по проверке обоснованности документирования ФИО1 вкладышем о принадлежности к гражданству Российской Федерации о правомерности длительного срока рассмотрения заявления ФИО1 не свидетельствуют.
Судебная коллегия в данном случае исходит из того, что возможность осуществления проверки законности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи данного документа предусмотрена Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 №1325. В рамках проведения такой проверки уполномоченный орган может направить запросы в соответствующие органы по месту выдачи паспорта. После получения необходимой информации составляется мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.
Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС Российской Федерации от 19.03.2008 №64 (ред. от 29.04.2010), предусмотрено, что срок оказания государственной услуги по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, не должен превышать 30 дней с момента его регистрации заявления.
С учетом изложенного отсутствие одного из предусмотренных действующим законодательством результатов оказания государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации на основании заявления ФИО1 от 02.05.2017 на протяжении более полутора лет свидетельствует о допущенном ОМВД России по Аксайскому району незаконном бездействии, которым нарушены права и законные интересы административного истца.
Доказательств, позволяющих прийти к иному выводу, административным ответчиком не представлено, тогда как в силу п.3 ч.9 и ч.11 ст.226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания законности действий (бездействия) возложена на государственный орган, чьи действия (бездействие) оспариваются.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях ОМВД России по Аксайскому району нарушений действующего законодательства нельзя признать соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Совершение ОМВД России по Аксайскому району проверочных мероприятий, перечисленных в решении суда первой инстанции, основанием для иного вывода не является, учитывая, что предметом оспаривания в рамках настоящего административного иска является исключительно длительность нерассмотрения заявления ФИО1 о замене паспорта гражданина Российской Федерации.
Кроме того, учитывая предмет заявленного ФИО1 административного искового заявления, длящийся характер допущенного уполномоченным органом бездействия, ошибочным также является вывод суда о пропуске административным истцом срока обращения в суд, поскольку заявление ФИО1 о замене паспорта, поданное со всеми необходимыми документами 02.05.2017, до настоящего времени не рассмотрено, что не опровергнуто административным ответчиком.
С учетом изложенного на основании п.2 ст.309 КАС Российской Федерации решение суда от 21.08.2018 подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании незаконным оспариваемого ФИО1 бездействия ОМВД России по Аксайскому району, выразившегося в нерассмотрении заявления о замене паспорта гражданина Российской Федерации от 02.05.2017.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав и законных интересов ФИО1, судебная коллегия исходит из недопустимости подмены судом полномочий административного органа, в связи с чем полагает необходимым возложить на ОМВД России по Аксайскому району обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 02.05.2017 с представлением заявителю мотивированного ответа и уведомлением суда об исполнении решения. Учитывая длительный характер бездействия, допущенного миграционным органом, судебная коллегия полагает возможным установить административному ответчику срок рассмотрения заявления равный 14 дням.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21 августа 2018 года отменить.
Признать незаконным бездействие отдела Министерства внутренних дел России по Аксайскому району, выразившееся в нерассмотрении заявления ФИО1 от 2.05.2017 года о замене паспорта гражданина Российской Федерации.
Обязать отдел Министерства внутренних дел России по Аксайскому району рассмотреть заявление ФИО1 от 2.05.2017 года о замене паспорта гражданина Российской Федерации, предоставив мотивированный ответ в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 14 дней с момента принятия апелляционного определения.
Обязать отдел Министерства внутренних дел России по Аксайскому району сообщить суду об исполнении решения в месячный срок.
Председательствующий
Судьи: