ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сарафанова Е.В. Дело № 33а-1972/2016
Докладчик Торговченкова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Букреева Д.Ю., Торговченковой О.В.,
при секретаре Поповой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу административного истца Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке Липецкой области на решение Советского районного суда г.Липецка от 29 февраля 2016 года, которым постановлено:
«ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в гор.Липецке в удовлетворении заявленных исковых требований к ФИО1 отказать».
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке (далее - УПФР в г.Липецке) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки за 2014, 2015 годы и пени по страховым взносам в сумме <данные изъяты>, ссылаясь на то, что ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 10 апреля 2006 года по 12 февраля 2015 года и являлся плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. В связи с тем, что ответчик не представил сведения о своих доходах в налоговый орган, истцом начислена сумма страховых взносов на страховую часть пенсии в фиксированном размере <данные изъяты> за 2014 год и <данные изъяты>. за 2015 год. За несвоевременное погашение задолженности по страховым взносам ответчику начислены пени в сумме <данные изъяты> за 2014 год и <данные изъяты> за 2015 год. Несмотря на направление в адрес ответчика требований об уплате страховых взносов и пени, задолженность до настоящего времени не погашена. С учетом частичной оплаты ответчиком страховых взносов административный истец просил взыскать недоимку по страховым взносам за 2014 год в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>? недоимку по страховым взносам за 2015 год в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты>.
Стороны в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный истец УПФР в г.Липецке просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав представителя административного истца УПФР в г.Липецке – ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика ФИО1 – ФИО3, возражавшего относительно доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
На основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и настоящей статьи.
В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов в случаях, когда отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы, в части 11 указанной статьи Федерального закона № 212-ФЗ установлен порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период в фиксированном размере.
Так, в силу части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 этого Федерального закона.
Частью 2 статьи 16 того же Федерального закона предусмотрено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 данной статьи.
Согласно части 8 статьи 16 указанного Федерального закона, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Таким образом, начиная с 16-го дня с даты государственной регистрации прекращения указанными категориями плательщиков предпринимательской деятельности включительно осуществляется начисление пени на неуплаченную в установленный законодательством Российской Федерации срок сумму страховых взносов.
В силу частей 1 и 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, а в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 с 10 апреля 2006 года являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан был уплачивать страховые взносы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 18 июня 2015 года ФИО1 прекратил осуществление предпринимательской деятельности 12 февраля 2015 года (л.д. 9-11).
Из ответа межрайонной ИФНС России №6 по Липецкой области от 28 октября 2015 года на запрос УПФР в г.Липецке следует, что по состоянию на 27 октября 2015 года ФИО1 последняя налоговая отчетность представлена за 3 квартал 2006 года, в связи с чем представить сведения о доходах от предпринимательской деятельности за 2014-2015 годы не представляется возможным (л.д.13).
В связи с непредставлением ответчиком в налоговый орган сведений о доходах от предпринимательской деятельности, УПФР в г.Липецке начислены страховые взносы за полный 2014 год и за период с 01 января 2015 года по 12 февраля 2015 года в восьмикратном размере установленного платежа в сумме <данные изъяты>, из которых: за 2014 год сумма страховых взносов на страховую часть пенсии составила <данные изъяты> и пени – <данные изъяты>, а за 2015 год сумма страховых взносов на страховую часть пенсии - <данные изъяты> и пени - <данные изъяты>
В 2014 году ответчиком произведены платежи в счет недоимки по страховым взносам, исчисленной из расчета 1-кратного МРОТ, в размере <данные изъяты> (29 апреля 2014 года – <данные изъяты>, 15 июля 2014 года – <данные изъяты>., 22 ноября 2014 года – <данные изъяты> (л.д.14-15).
С учетом произведенной оплаты в адрес административного ответчика направлены требования об уплате страховых взносов от 13 августа 2015 года за 2014 год на общую сумму <данные изъяты> (л.д.22), которые ответчиком в установленный в требованиях срок (до 01 сентября 2015 года) не исполнены.
Факт отправки требований об уплате страховых взносов в адрес ответчика подтверждается списками внутренних почтовых отправлений и распечатками с сайта «Почта России» (л.д. 17-18, 23-24).
Отказывая административному истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для исчисления суммы страховых взносов в порядке, предусмотренном ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, является привлечение должника к ответственности за налоговое правонарушение (непредставление налоговой декларации), а потому исчисленная в таком размере сумма страховых взносов фактически является санкцией, а не обязательным платежом.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В силу пунктов 1, 3 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Таким образом, как следует из анализа приведенных выше норм действующего законодательства,на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по предоставлению в налоговые органы сведений о финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Орган Пенсионного фонда РФ, как орган контроля, в случае неполучения от налоговых органов соответствующей информации лишен возможности определить величину фактически полученного дохода индивидуального предпринимателя и исчислить подлежащие уплате страховые взносы.
Часть 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ регламентирует право органа контроля за уплатой страховых взносов производить взыскание страховых взносов в виде фиксированного платежав восьмикратном размере установленного платежа только лишь при наличии факта отсутствия сведений о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговый орган до окончания расчетного периода и не предусматривает при этом обязательного привлечения должника к ответственности за налоговое правонарушение как условия исчисления страховых взносов в восьмикратном размере установленного платежа.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции основан на неверном толковании норм материального права, что повлекло постановку незаконного судебного решения.
Довод административного ответчика о том, что он фактически не осуществлял предпринимательскую деятельность, а потому взыскание страховых взносов в восьмикратном размере установленного платежа нарушает его права, в данном случае правового значения не имеет.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года № 211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Представление административным ответчиком налоговых деклараций за 2014 год и за 2015 год в налоговый орган 26 мая 2016 года не может повлиять на вывод судебной коллегии, поскольку данная отчетность представлена в налоговый орган с нарушением установленного законом срока, что равнозначно непредставлению им необходимой отчетности в налоговый орган до окончания расчетного периода и не исключает обязанности по уплате начисленных в восьмикратном размере установленного платежа страховых взносов даже при отсутствии дохода за отчетный период.
Обязанность индивидуального предпринимателя представлять необходимую отчетность в налоговый орган и уплачивать страховые взносы не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода.
Таким образом, установив, что административный истец не располагал сведениями о доходах от деятельности налогоплательщика за расчетный период в связи с непредставлением ответчиком в налоговый орган сведений о доходах от предпринимательской деятельности, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При таких обстоятельства, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам.
Проверив представленный административным истцом расчет суммы, предъявленной ко взысканию, судебная коллегия с ним соглашается, поскольку расчет произведен верно, периоды начисления пени соответствуют периодам просрочки уплаты взносов.
Следовательно, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по страховым взносам за 2014 и 2015 годы и пени в сумме <данные изъяты>
В силу ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации со ФИО1 в доход бюджета г.Липецка подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 29 февраля 2016 года отменить и постановить новое решение, которым взыскать со ФИО1, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и пени в сумме <данные изъяты>, из которых: недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации – <данные изъяты> пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, <данные изъяты>
Взыскать со ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета г.Липецка в сумме <данные изъяты>
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна: судья
секретарь