ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1974/2021 от 15.02.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Чернобай Ю.А. Дело № 33а-1974/2021

УИД 61RS0022-01-2020-004911-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Москаленко Ю.М., судей: Утемишевой А.Р., Вервекина А.И.,

при секретаре Асташеве Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Таганрога, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованные лица: Комитет по управлению имуществом г.Таганрога, ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Таганрога, признании незаконной и отмене государственной регистрации,

по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Вервекина А.И., судебная коллегия по административным делам,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Таганрога, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, заинтересованные лица: Комитет по управлению имуществом г.Таганрога, ФИО2, в котором с учетом уточнений заявленных требований просила признать незаконным и отменить постановление Администрации г.Таганрога от 16 марта 2020 года №479, признать незаконной и отменить государственную регистрацию решения об изъятии нежилых помещений.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником 1/2 доли нежилого помещения площадью 19,7 кв.м с кадастровым номером ..., 2/3 доли нежилого помещения площадью 19 кв.м с кадастровым номером ... и 2/3 доли нежилого помещения площадью 19,5 кв.м с кадастровым номером ..., расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: ....

Постановлением Администрации г. Таганрога от 29 июля 2010 года №3329 указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 14 марта 2013 года №755 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом литер «А» по адресу: ..., и жилых помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 2021 кв.м, кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ..., на котором находится многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии у собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме.

25 ноября 2019 года Комитетом по управлению имуществом г.Таганрога в адрес ФИО1 направлено письмо, в котором содержалось требование о сносе указанного многоквартирного жилого дома в соответствии с ч.10 ст.32 ЖК Российской Федерации в срок до 1 февраля 2020 года, а также указано, что в случае, если в данный срок административный истец не осуществит снос, то Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога будут приняты меры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом и помещений в указанном доме.

На данное письмо ФИО1 сообщила, что земельный участок уже был изъят на основании постановления Администрации г. Таганрога от 14 марта 2013 года № 755 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом лит. «А» по адресу: ..., и жилых помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу» и данное постановление в установленном законом порядке было зарегистрировано. В настоящее время право собственности на указанный земельный участок принадлежит муниципальному образованию «Город Таганрог». Одновременно административный истец поставила в известность Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, что готова в установленные действующим законодательством сроки реконструировать или снести многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, совместно с муниципальным образованием «Город Таганрог», как собственником квартир в указанном многоквартирном доме.

В ходе переписки с Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога, уполномоченным органом в письме от 03 марта 2020 года сообщено об отсутствии в бюджете муниципального образования на 2020 год денежных средств, необходимых для сноса аварийного дома.

Постановлением Администрации г. Таганрога от 16 марта 2020 года №479 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: ... и помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу» изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 2021 кв.м, с видом разрешенного использования «для использования в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома», расположенный по адресу: ..., на котором находится многоквартирный жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Также у собственников изъяты помещения в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу: ....

По мнению административного истца, в данном случае отсутствовали законные основания для повторного принятия решения об изъятии одного и того же земельного участка по одним и тем же основаниям.

Также административный истец указала, что органом местного самоуправления была нарушена предусмотренная законом процедура изъятия земельного участка, поскольку до принятия указанного постановления между ней и КУИ г. Таганрога имела место длительная переписка, из которой видно, что она не отказывалась реконструировать или осуществить снос многоквартирного дома совместно с Администрацией г. Таганрога, являющейся собственником части квартир в указанном доме. К тому же, административным истцом в Администрацию г. Таганрога было подано уведомление о предстоящем сносе указанного жилого дома.

Согласно Выписки из ЕГРН, Управлением Росреестра по Ростовской области на основании постановления Администрации г. Таганрога от 16 марта 2020 года № 479 произведена государственная регистрация решения об изъятии нежилого помещения площадью 19,7 кв.м с кадастровым номером ..., нежилого помещения площадью 19 кв.м с кадастровым номером ... и нежилого помещения площадью 19,5 кв.м с кадастровым номером ..., расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., принадлежащих ФИО1 и ФИО2

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, административный истец, с учетом уточненных требований, просила суд признать незаконным постановление Администрации г. Таганрога от 16 марта 2020 года № 479 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 2021 кв.м., с видом разрешенного использования «для использования в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома», расположенный по адресу: ..., на котором находится многоквартирный жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» и отменить указанное постановление. Признать незаконной и отменить произведенную государственную регистрацию о принятии решения об изъятии нежилого помещения площадью 19,7 кв.м с кадастровым номером ..., нежилого помещения площадью 19 кв.м с кадастровым номером ... и нежилого помещения площадью 19,5 кв.м с кадастровым номером ..., расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: ... принадлежащих ФИО1 и ФИО2, на основании постановления от 16 марта 2020 года № 479, как последствия вынесения незаконного указанного постановления.

Определением Таганрогского городского суда Ростовской области от 8 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2

Определением Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 августа 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по Ростовской области.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 сентября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1, считая решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Административный истец, поддерживая позицию, изложенную в административном исковом заявлении, считает, что судом не дана надлежащая оценка ее доводам о том, ею было дано согласие на снос многоквартирного дома, в связи с чем, принятием оспариваемого постановления от 16 марта 2020 года № 479 об изъятии земельного участка, орган местного самоуправления нарушил процедуру, предусмотренную действующим законодательством.

Также, заявитель апелляционной жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что ею не представлены доказательства нарушения ее прав и законных интересов оспариваемым постановлением. ФИО1 обращает внимание на то, что при наличии согласия на осуществление сноса многоквартирного дома совместно с другими собственникам у нее возникло право на долю в праве собственности на земельный участок, на котором расположен подлежащий сносу дом, которого она, фактически, лишена при изъятии земельного участка.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда второй инстанции представитель Администрации г. Таганрога ФИО4 участвовала, полагала решение суда законным и обоснованным, просила оказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области ФИО5 в суде апелляционной инстанции просил решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Ростовской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке статьи 150 КАС Российской Федерации, в отсутствие заинтересованных лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Право оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено законом (ст.218 КАС Российской Федерации).

Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и охраняемых интересов лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на праве собственности принадлежат 1/2 доля в праве общей долевой собственности на нежилое помещение площадью 19,7 кв.м с кадастровым номером ..., 2/3 доли нежилого помещения площадью 19,0 кв.м с кадастровым номером ... и 2/3 доли нежилого помещения площадью 19,5 кв.м с кадастровым номером ..., расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: ....

Постановлением Администрации г. Таганрога от 29 июля 2010 года №3329 многоквартирный жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 14 марта 2013 года №755 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом литер «А» по адресу: ..., и жилых помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу» (с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации г. Таганрога от 04 декабря 2013 года №3782) принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка площадью 2021 кв.м кадастровый номер ..., расположенного по адресу: ..., на котором находится многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии у собственников жилых помещений в многоквартирном доме литер А, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и расположенном по адресу: ..., согласно приложению к настоящему постановлению (т.1, л.д.99-104).

Как следует из Списка жилых помещений, подлежащих изъятию в связи с признанием жилых домов аварийными и подлежащими сносу, в указанный список включено принадлежащее ФИО1 жилое помещение – квартира №2.

Материалами дела подтверждается, что 25 ноября 2019 года Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога в порядке части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации административному истцу, как сособственнику помещений с кадастровыми номерами № ..., №... и №..., расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: ..., направлено требование о сносе многоквартирного жилого дома в срок до 01 февраля 2020 года. Также указано, что в случае если в установленный срок не будет осуществлен снос многоквартирного жилого дом, в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации будут приняты меры по изъятию для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и указанных помещений (т.1, л.д. 25).

Судом первой инстанции установлено, что в установленный Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога срок требование о сносе многоквартирного жилого дома исполнено не было, что не оспаривалось и административным истцом.

Постановлением Администрации г. Таганрога от 16 марта 2020 года №479 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: ..., и помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу» изъят для муниципальных нужд земельный участок с кадастровым номером ... площадью 2021 кв.м., с видом разрешенного использования «для использования в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома», расположенный по адресу: ..., на котором находится многоквартирный жилой дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Также изъяты у собственников помещения в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу: ... (т.1, л.д. 12).

Приложением к указанному постановлению утвержден перечень объектов недвижимости, подлежащих изъятию: нежилое помещение площадью 19,0 кв.м с кадастровым номером ...; нежилое помещение площадью 19,7 кв.м с кадастровым номером ...; нежилое помещение площадью 19,5 кв.м с кадастровым номером ....

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в предусмотренном законом порядке, поскольку административным истцом не осуществлен в установленный в требовании срок снос многоквартирного жилого дома. При этом, суд исходил, из того, что с учетом положений ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанный уполномоченным органом срок собственником помещений должен быть осуществлен, именно, снос аварийного объекта недвижимости, а не направлено согласие о готовности осуществления его сноса.

Также, городской суд указал на необоснованность доводов административного истца о необходимости осуществления сноса многоквартирного жилого дома совместно с Администрацией г. Таганрога, поскольку до окончания предусмотренной законом процедуры изъятия для муниципальных нужд всех помещений, расположенных в подлежащем сносу многоквартирном жилом доме, у органа местного самоуправления отсутствуют основания для сноса указанного объекта.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводами городского суда об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статей 32 ЖК Российской Федерации.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 32 ЖК Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 32 ЖК Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

С 01 апреля 2015 года Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой VII.1. «Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.

В силу положений статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2).

Таким образом, учитывая, что в соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 14 марта 2013 года №755, принятым до вступления в силу указанных выше положений Земельного кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления было принято решение об изъятии для муниципальных нужд только земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом литер «А» по адресу: ..., и жилых помещений в указанном доме, Администрацией г. Таганрога и ее уполномоченными органами обосновано реализованы мероприятия, направленные на соблюдение предусмотренной законом процедуры по изъятию у собственников нежилых помещений, расположенных в подлежащем сносе многоквартирном доме.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает правильными выводы суда о том, что оспариваемое постановление Администрации г.Таганрога от 16 марта 2020 года «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: ... и помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу» принято администрацией г.Таганрога в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного и Земельного кодексов Российской Федерации порядка, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Согласно п. 8 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в качестве дополнительных в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время в ЕГРН в качестве дополнительных сведений в реестре прав на недвижимость в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами ..., ..., ..., а также земельного участка с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: ... содержатся записи о решении об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд, внесенные 20 марта 2020 года в ЕГРН по заявлению Комитета по управлению имуществом г.Таганрога Ростовской области на основании Постановления Администрации г.Таганрога Ростовской области от 16 марта 2020 года №479 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: ......, и помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу».

Также, в ЕГРН содержатся записи о государственной регистрации ограничений (обременений), внесенные в реестр прав на недвижимость на основании постановления Администрации г.Таганрога Ростовской области от 14 марта 2013 года №755 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом литер А по адресу: ..., и жилых помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу», постановления Администрации г.Таганрога Ростовской области от 4 декабря 2013 года №3782 (о внесении изменений в постановление от14 марта 2013 года), постановления Администрации г. Таганрога Ростовской области от 13 декабря 2013 года №3899 (о внесении изменений в постановление от 14 марта 2013 года), в отношении жилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме литера А, расположенном по адресу: .... Внесение в реестр прав на недвижимость вышеуказанных записей осуществлено до вступления в силу Закона №218-ФЗ (01.01.2017), в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В настоящее время записи, внесенные в ЕГРН на основании постановления Администрации г. Таганрога от 14 марта 2013 года погашены в связи с государственной регистрацией перехода права собственности на жилые помещения к Муниципальному образованию «Город Таганрог». По сведениям ЕГРН в настоящее время какие-либо права на земельный участок с кадастровым номером ... по адресу: г... не зарегистрированы. Данный земельный участок не находится в муниципальной собственности.

Доводы административного истца ФИО1 о незаконности оспариваемого постановления Администрации г. Таганрога от 16 марта 2020 года №479, в связи с тем, что ею было выражено согласие на снос многоквартирного жилого дома, судебная коллегия полагает несостоятельными. В данном случае, принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и расположенных на нем жилых и нежилых помещений, является не только правом, но и его обязанностью, при этом, такое решение должно быть принято в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома. Материалами дела подтверждается, что ФИО1 в срок, установленный в направленном ей 25 ноября 2019 года Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога требовании, снос многоквартирного дома, литер А по адресу: ... не осуществлен.

Ссылки административного истца на имевшуюся между ней органом местного самоуправления переписку по вопросу совместного сноса указанного дома, а также на направление в Комитет по архитектуре и градостроительства Администрации г. Таганрога уже по истечении установленного срока Уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства от 17 февраля 202о года, об обратном не свидетельствуют.

Также, судебная коллегия полагает необоснованным доводы апеллянта о том, что снос аварийного многоквартирного жилого дома должен быть осуществлен собственниками нежилых помещений совместно с Администрацией г. Таганрога, ввиду следующего.

Согласно положениям ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации, требование о сносе или реконструкции признанного в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подлежит направлению органом местного самоуправления, именно собственникам расположенных в данном доме помещений, которыми и должен быть осуществлен его снос или реконструкция.

В данном случае, действующим законодательством не предусмотрена возможность сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, до окончания процедуры изъятия для муниципальных нужд всех помещений, расположенных в таком многоквартирном доме. У Администрации г. Таганрога, как у органа, принявшего решение о признании многоквартирного дома по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу, отсутствуют основания для осуществления сноса данного многоквартирного дома до окончания мероприятий по приобретению в муниципальную собственность всех помещений в рассматриваемом доме.

Судебная коллегия полагает, что разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.

В целом, доводы апелляционной жалобы по существу выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 сентября 2020 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ФИО3 – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Ю.М. Москаленко

Судьи: А.И. Вервекин

А.Р. Утемишева

Мотивированное апелляционное определение составлено 02.03.2021г.