ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1975/2017 от 20.06.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Сомова И.В. Дело № 33а-1975/2017

Категория 014а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2017 года город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Артамоновой Т.А.,

судей Балацкого Е.В., Дудкиной Т.Н.,

при секретаре Гончаровой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе П.Т., Е.В. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 14 марта 2017 года, которым постановлено:

в удовлетворении искового заявления отказать.

Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А., пояснения Е.В., поддержавшей доводы жалобы и полагавшей решение подлежащим отмене, представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя по доверенности М.О. , представителя Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю по доверенности Я.Н., представителя заинтересованного лица - товарищества собственников недвижимости «Сосновый бор» по ордеру Ю.Н., возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

В июле 2015 г. П.Т., Е.В. обратились в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском, и, уточнив требования, просили признать незаконным и отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя (далее – ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя) от ДД.ММ.ГГГГ о внесении сведений в ЕГРЮЛ о Товариществе собственников недвижимости «Сосновый бор» (далее – ТСН «Сосновый бор»), признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (далее – УФНС России по г. Севастополю) от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении жалобы П.Т., Е.В. без рассмотрения; возложить обязанность на руководителя ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя о внесении записи в ЕГРЮЛ об исключении записи о юридическом лице ТСН «Сосновый бор» от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками земельного участка, расположенного по <адрес> в г. Севастополе и жителями Органа самоорганизации населения «Квартальный комитет «Сосновый бор» (далее - ОСН «КК «Сосновый бор»). ДД.ММ.ГГГГ ИФНС Ленинского района г. Севастополя проведена государственная регистрация изменений в учредительные документы ОСН «КК «Сосновый бор», внесена ДД.ММ.ГГГГ запись о юридическом лице ТСН «Сосновый бор». Причина внесения записи в ЕГРЮЛ - внесение сведений о юридическом лице, зарегистрированном на территории г. Севастополя на момент принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и города федерального значения Севастополя. К заявлению о внесении изменений приложен Протокол общего собрания собственников недвижимости по ряду улиц, однако о проведенном собрании и последующей регистрации изменений истцам стало известно от соседей ДД.ММ.ГГГГ В связи с этим ДД.ММ.ГГГГП.Т., Е.В. обратились с жалобой на действия ИФНС Ленинского района г. Севастополя в Управление ФНС г. Севастополя, ДД.ММ.ГГГГ получен ответ об оставлении жалобы без рассмотрения. С принятым решением Управления ФНС г. Севастополя истцы не согласны, поскольку налоговый орган ошибочно пришел к выводу, что права истцов не нарушены, так как в силу ст. 6 Закона Украины «Об органах самоорганизации населения» они имеют право избирать и быть избранными в ОСН «КК «Сосновый бор», который является представительным органом, одной из форм участия граждан в решении отдельных вопросов местного значения, т.е. созданы препятствия для реализации их прав. Государственная регистрация изменений в учредительные документы ОСН «КК «Сосновый бор» также произведена на основании недостоверных данных, с нарушением п. «б» ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно решение общего собрания собственников недвижимости является ничтожным, протокол общего собрания не приложен к заявлению, заявление подано неуполномоченным лицом. Кроме того, истцы указали, что в нарушение закона ТСН «Сосновый бор» зарегистрировано как юридическое лицо, основанное на членстве, тогда как ОСН «КК «Сосновый бор» не был основан на членстве. Государственная регистрация изменений в учредительные документы нарушила права истцов как собственников земельного участка на создание законного ТСН.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая данный спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что спариваемые решения налоговых органов, связанные с внесением в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице ТСН «Сосновый бор» и изменений в его учредительные документы, соответствуют требованиям Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 30.11.2014 г. № 52-ФЗ) предусмотрено, что в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.

Внесение сведений о юридических лицах, указанных в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.2014 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 30.11.2014 г. № 52-ФЗ), в ЕГРЮЛ осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4, п. 6 ст. 19 Федерального закона от 30.11.2014 г. № 52-ФЗ).

Заявление о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ представляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона о государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 настоящей статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.

Формы и требования к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган, утверждены приказом ФНС России от 09.06.2016 г. № ММВ-7-316@.

Пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ без внесения изменений в учредительные документы, к числу которых относятся, в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах.

Основания для отказа в государственной регистрации содержатся в ст. 23 Закона о государственной регистрации, и их перечень является исчерпывающим.

Из материалов дела усматривается, что регистрация юридического лица ТСН «Сосновый бор была осуществлена ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.2014 г. № 52-ФЗ и на основании представленных документов, содержащих сведения, подлежащие регистрации в ЕГРЮЛ.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя были представлены: заявление о внесении сведений о юридическом лице по форме Р18001 за подписью Л.В., избранной председателем ТСН «Сосновый бор»; протокол от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания о приведении учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации; Устав ТСН «Сосновый бор»; реестр собственников объектов недвижимости (136 собственников); реестр присутствующих на общем собрании (76 собственников); выписка из протокола заседания Правления ТСН «Сосновый бор».

Таким образом, оспариваемое решение ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о ТСН «Сосновый бор» принято налоговым органом на основании предусмотренных законом документов, а потому у административных ответчиков отсутствовали какие-либо предусмотренные ст. 23 Закона о государственной регистрации основания для отказа в регистрации.

Доводы жалобы о том, что регистрирующий орган, а затем и суд, при решении вопроса относительно членства в ТСН «Сосновый бор» неправомерно основывались на подложном доказательстве – Уставе ОСН «КК «Сосновый бор», подлежат отклонению, как и поданное административным истцом Е.В. в суде апелляционной инстанции заявление о подложности данного доказательства, мотивированное отсутствием на тексте Устава сведений о его государственной регистрации и непроведением конференции жителей.

Административными истцами, ссылающимися на подложность указанного выше Устава, надлежащих, допустимых и достоверных доказательств данному обстоятельству в ходе рассмотрения дела и апелляционной жалобы не представлено.

Вопреки доводам жалобы, инспекцией при принятии решения о государственной регистрации приняты во внимание положения п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.11.2014 г. № 52-ФЗ, правомерно на основании представленных документов и общедоступных сведений из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины сделан вывод о том, что регистрируемое юридическое лицо ТСН «Сосновый бор» основано на членстве, при том, что выбор названной организационно-правовой формы (ТСН) осуществлен непосредственно собственниками недвижимости, являющимися жителями ряда улиц, территориально относившихся к ОСН «КК «Сосновый бор». Доказательства ничтожности либо признания недействительым решения общего собрания собственников недвижимости административными истцами, ссылавшимися на данное обстоятельство, не представлены.

Более того, согласно положениям п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме установленных Законом о государственной регистрации (п. 4 ст. 9 Закона). Аналогичная правовая позиция содержится в разъяснении Верховного Суда Российской Федерации в п. 23 Постановления Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

По изложенным выше основаниям судебная коллегия также соглашается и с выводами районного суда о законности решения УФНС России по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы П.Т. и Е.В. о незаконности государственной регистрации ТСН «Сосновый бор».

Процедура перерегистрации ТСН «Сосновый бор» произведена на основании решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, само товарищество является добровольным объединением собственников недвижимости. Доказательства того, что оспариваемые решения влекут существенные неблагоприятные последствия для административных истцов, ими не приведены.

Доводы жалобы о допущенных районным судом процессуальных нарушениях, выразившихся в неистребовании у инспекции материалов регистрационного дела ТСН «Сосновый бор», противоречат фактическим обстоятельствам дела, так как копии названных материалов были представлены суду и находятся в материалах административного дела.

Ссылки подателя жалобы на то, что ОСН «КК «Сосновый бор» прекратил свое действие в связи с прекращением срока полномочий Гагаринского районного в г. Севастополе Совета и не мог быть реорганизован, подлежат отклонению, поскольку в данном случае, как указывалось выше, применимы положения п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.11.2014 г. № 52-ФЗ о необходимости приведения юридическими лицами, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации и обращения с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.

Доводы апелляционной жалобы выводов районного суда не опровергают, выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, однако основанием к отмене обжалуемого решения не являются.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, в ходе проверки в апелляционном порядке не установлено, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 14 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Т., Е.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи