Судья Кулиева Н.В. Дело №33а-1986/2023
УИД - 26RS0001-01-2023-001552-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 5 декабря 2023 года
Судья Ставропольского краевого суда Болотова Л.А. рассмотрев административное дело по частным жалобам представителя административного ответчика администрации города Ставрополя – Ананьевой В.С., представителя заинтересованного лица комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя – Тернавской К.А. на определение Промышленного районного суда города Ставрополя от 3 октября 2023 года об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Промышленного районного суда города Ставрополя от 4 мая 2023 года по административному делу по иску прокурора Промышленного района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного типа № 59» города Ставрополя, комитету образования администрации города Ставрополя, Администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района города Ставрополя действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного типа № 59» города Ставрополя, комитету образования администрации города Ставрополя, Администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 04.05.2023 административное исковое заявление прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного типа № 59» г. Ставрополя, комитету образования администрации города Ставрополя. Администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие администрации города Ставрополя, комитета образования администрации города Ставрополя, выразившееся в необеспечении в полной мере МБОУ «Детский сад комбинированного типа № 59» г. Ставрополя комплексом мер, направленных на антитеррористическую защищенность объекта (территориях) общеобразовательной организации.
На администрацию города Ставрополя возложена обязанность в течении 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить комитету образования администрации города Ставрополя денежные средства на оснащение зданий МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя», расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, дооснастить систему видеонаблюдения.
На комитет образования администрации города Ставрополя возложена обязанность в течении 4-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя» денежные средства на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, дооснастить систему видеонаблюдения.
На МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя» возложена обязанность в течении 9-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, дооснастить систему видеонаблюдения.
В удовлетворении требований прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Детский сад комбинированного типа № 59» г. Ставрополя о признании незаконным бездействие администрации города Ставрополя, комитета образования администрации города Ставрополя, выразившееся в необеспечении в полной мере МБОУ «Детский сад комбинированного типа № 59» г. Ставрополя комплексом мер, направленных на антитеррористическую защищенность объекта (территориях) общеобразовательной организации, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда г. Ставрополя от 24.08.2023 решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 04.05.2023 оставлено без изменения.
Администрация города Ставрополя обратилась в суд, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 4 мая 2023 года ссылаясь на то, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования. Администрация города Ставрополя при составлении проекта бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период основывается на прогнозе доходов бюджета, а также, ввиду ограниченности финансовых ресурсов, исходит из необходимости выполнения расходных обязательств по вопросам местного значения с учетом определяемых в ходе бюджетного процесса приоритетов. Окончательное решение принимается депутатами на заседании СГД, поскольку утверждение бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период, а также внесение изменений в решение о бюджете города Ставрополя на текущий финансовый год и плановый период относится к полномочиям представительного органа муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края - Ставропольской городской Думы.
По информации комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя в бюджете города Ставрополя на 2023 год комитету образования администрации города Ставрополя не предусмотрены бюджетные ассигнования на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя», расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, на устранение технических дефектов ограждения МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59» и на установку охранной сигнализации. Вопрос о выделении средств на оснащение муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя системами оповещения и управления эвакуацией, видеонаблюдения, охранной сигнализацией может быть рассмотрен при формировании бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и (или) в ходе исполнения бюджета города Ставрополя в 2024 году.
Просили суд отсрочить исполнение решения Промышленного районного суда города Ставрополя от 04.05.2023 на срок до 01.07.2024.
Обжалуемым определением Промышленного районного суда города Ставрополя от 3 октября 2023 года в удовлетворении заявления администрации города Ставрополя об отсрочке исполнения решения суда от 04.05.2023 по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного типа № 59» г. Ставрополя, комитету образования администрации города Ставрополя. Администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, отказано.
В частной жалобе представитель административного ответчика администрации города Ставрополя – Ананьева В.С. просит определение отменить, вынеси по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов ссылается на то, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования. По информации комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя в бюджете города Ставрополя на 2023 год комитету образования администрации города Ставрополя не предусмотрены бюджетные ассигнования на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя», расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, на устранение технических дефектов ограждения МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59» и на установку охранной сигнализации. Вопрос о выделении средств на оснащение муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя системами оповещения и управления эвакуацией, видеонаблюдения, охранной сигнализацией может быть рассмотрен при формировании бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов и (или) в ходе исполнения бюджета города Ставрополя в 2024 году.
В частной жалобе представитель заинтересованного лица комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя – Тернавская К.А., просит определение отменить, вынеси по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов ссылается на то, что окончательное решение принимается депутатами на заседании Ставропольской Государственной Думы, поскольку утверждение бюджета города Ставрополя на очередной финансовый год и плановый период, а также внесение изменений в решение о бюджете города Ставрополя на текущий финансовый год и плановый период относится к полномочиям представительного органа муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края - Ставропольской городской Думы. В настоящее время в районных судах города Ставрополя рассмотрены более 80 административных/гражданских дел по искам прокуроров районов города Ставрополя и приняты решения об удовлетворении исковых требований прокуроров, для исполнения которых требуется выделение дополнительных денежных средств. По предварительным расчетам на исполнение указанных выше решений потребуется порядка 725 млн. рублей. Соответственно выделение дополнительных денежных средств на исполнение указанных судебных актов является существенной нагрузкой на расходную часть бюджета города Ставрополя, которая не обеспечена доходами, что является прямым нарушением принципа сбалансированности бюджета, закрепленного статьей 33 БК РФ.
В порядке части 2 статьи 315 КАС РФ частные жалобы рассмотрены без проведения судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 04.05.2023 административное исковое заявление прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Детский сад комбинированного типа № 59» г. Ставрополя, комитету образования администрации города Ставрополя. Администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие администрации города Ставрополя, комитета образования администрации города Ставрополя, выразившееся в необеспечении в полной мере МБОУ «Детский сад комбинированного типа № 59» г. Ставрополя комплексом мер, направленных на антитеррористическую защищенность объекта (территориях) общеобразовательной организации.
На администрацию города Ставрополя возложена обязанность в течении 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить комитету образования администрации города Ставрополя денежные средства на оснащение зданий МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя», расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, дооснастить систему видеонаблюдения.
На комитет образования администрации города Ставрополя возложена обязанность в течении 4-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя» денежные средства на оснащение зданий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя» системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, дооснастить систему видеонаблюдения.
На МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59 города Ставрополя» возложена обязанность в течении 9-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10 системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, дооснастить систему видеонаблюдения.
В удовлетворении требований прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Детский сад комбинированного типа № 59» г. Ставрополя о признании незаконным бездействие администрации города Ставрополя, комитета образования администрации города Ставрополя, выразившееся в необеспечении в полной мере МБОУ «Детский сад комбинированного типа № 59» г. Ставрополя комплексом мер, направленных на антитеррористическую защищенность объекта (территориях) общеобразовательной организации, отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 358 КАС РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Разрешая заявление администрации, суд первой инстанции, обсудив представленные в заявлении доводы, на которые ссылался заявитель, пришел к выводу о том, что оснований для отсрочки исполнения решения по настоящему делу не имеется.
Рассматривая заявление об отсрочке исполнения решения, суд пришел к правильному выводу о том, что указанные в заявлении причины невозможности исполнения решения суда, не носят исключительный характер и не являются основанием для отсрочки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что доказательств частичного исполнения решения суда, а именно поступления указанных денежных средств в комитет образования администрации города Ставрополя не представлено, также не представлено доказательств того, что Администрацией реально предпринимались меры к исполнению решения суда, в связи с чем, предоставление отсрочки исполнения решения суда не будет соответствовать правовым принципам, приведет к ущемлению интересов неопределенного круга лиц, и нарушению прав малолетних детей, в интересах которого прокурор Промышленного района города Ставрополя обратился в суд с административным иском, рассмотренным в данном деле.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Промышленного районного суда города Ставрополя от 4 мая 2023 года.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в частной жалобе не опровергнуты.
Доводы частных жалоб аналогичны доводам, приведенным административным ответчиком в заявлении, они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Основания для переоценки доказательств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, судом первой инстанции не допущено. При таких обстоятельствах оснований к отмене определения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 315, 316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Промышленного районного суда города Ставрополя от 3 октября 2023 года - оставить без изменения, частные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Болотова Л.А.