ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-19875/17 от 14.12.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Лемякина В.М. дело № 33а-19875/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2017 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сергеева С.С..

судей Балашовой И.Б., ФИО1

при секретаре Тороповой Т.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации Волгограда об оспаривании постановления администрации Волгограда от 23 октября 2013 года № 1719, отмене проекта планировки территории, отмене изменений в Сводный план красных линий в г. Волгограде

по апелляционной жалобе ФИО2

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 20 сентября 2017 года, которым постановлено:

в удовлетворении требований ФИО2 к администрации Волгограда о признании незаконным постановления администрации Волгограда от 23 октября 2013 года № 1719 «Об утверждении проекта планировки территории», отмене проекта планировки территории, прилегающей к ул. Иркутской, ул. им. Елисеева, ул. Ленкоранской (от ул. Рабоче-Крестьянская до ул. им. Неждановой) в Ворошиловском районе г. Волгограда, доработанной на основании постановления администрации Волгограда от 21 декабря 2010 года № 3604 «Об отклонении и направлении проекта планировки территории для обеспечения доработки», отмене изменения в Сводный план красных линий в Волгограде, утвержденный Постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004 года № 777 «Об установлении красных линий в Волгограде» – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском, указывая на то, что он является собственником жилого дома по <адрес> на основании договора купли - продажи от 16 августа 2016 года. Жилой дом расположен на земельном участке площадью 1018 кв.м., кадастровый № <...>, вид разрешенного использования земельного участка - земли населенных пунктов - эксплуатация жилого дома со встроенным магазином. Земельный участок был предоставлен бывшему собственнику дома в аренду.

24 сентября 2010 года первым заместителем главы администрации Волгограда вынесено постановление № 2430 «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту планировки территории в Ворошиловском районе».

27 октября 2010 года публичные слушания были проведены. По результатам публичных слушаний вынесено заключение по отклонению рассматриваемого проекта планировки территории.

Постановлением администрации Волгограда от 21 декабря 2010 года № 3604 «Об отклонении проекта территории для доработки» данный проект планировки был отклонен.

Однако, несмотря на это, 23 октября 2013 года заместителем главы администрации Волгограда вынесено постановление № <...>, которым утвержден отклоненный в 2010 году проект планировки территории, а также внесены изменения в Сводный план красных линий в Волгограде, в соответствии с указанным проектом планировки. При этом, повторные публичные слушания по вопросу проекта планировки территории администрация не проводила. Записи об ограничениях, обременениях в органы Росреестра не внесены.

В результате незаконной корректировки Сводного плана красных линий, в границы общего пользования попал принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, подлежащий дальнейшему сносу.

Административный истец полагал, что администрацией Волгограда нарушены требования ст. 45, 46 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Положение о порядке организации и проведении публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград, утвержденное решением Волгоградской городской Думы от 21 февраля 2007 года №41/1011. В результате чего он лишен права производить реконструкцию принадлежащего ему объекта недвижимости; возводить новые объект недвижимости на выделенном участке; приобрести земельный участок в частную собственность; изменить разрешенный вид использования, как земли, так и строения.

Сославшись на указанные обстоятельства, просил признать незаконным постановление администрации Волгограда от 23 октября 2013 года № 1719 «Об утверждении проекта планировки территории»; отменить проект планировки территории, прилегающей к ул. Иркутской, ул. им. Елисеева, ул. Ленкоранской (от ул. Рабоче-крестьянской до ул. им. Неждановой) в Ворошиловском районе г. Волгограда, доработанной на основании постановления администрации Волгограда от 21 декабря 2010 года № 3604 «Об отклонении и направлении проекта планировки территории для обеспечения доработки»; отменить изменения в Сводный план красных линий в Волгограде, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004 года № 777 «Об установлении красных линий в Волгограде».

В ходе рассмотрения административного дела в качестве заинтересованного лица привлечен департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить. В обоснование приводит доводы, изложенные в административном иске.

Выслушав представителя администрации Волгограда ФИО3, представителя департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда ФИО4, возражавших против доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объёме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ), судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Как следует из материалов дела, ФИО2 с августа 2016 года является собственником жилого дома по <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке площадью 1018 кв.м., с кадастровым № <...>, вид разрешенного использования земельного участка - земли населенных пунктов - эксплуатация жилого дома со встроенным магазином, предоставленном по договору аренды.

23 октября 2013 года заместителем главы администрации Волгограда издано постановление № 1719 «Об утверждении проекта планировки территории», которым утвержден проект планировки территории, прилегающей к ул. Иркутской, ул. им. Елисеева, ул. Ленкоранской (от ул. Рабоче-Крестьянская до ул. им. Неждановой) в Ворошиловском районе г. Волгограда, доработанной на основании постановления администрации Волгограда от 21 декабря 2010 года № 3604 «Об отклонении и направлении проекта планировки территории для обеспечения доработки». Также внесены изменения в Сводный план красных линий в Волгограде, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 11 июня 2004 года № 777 в соответствии с указанным проектом планировки.

В результате принятия указанного постановления и внесения изменений в Сводный план красных линий г. Волгограда земельный участок с кадастровым № <...> оказался за красной линией на территории общего пользования.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что обжалуемое постановление от 23 октября 2013 года № 1719 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, порядок и процедура принятия данного постановления были соблюдены, признаков несоответствия оспариваемого постановления нормам действующего законодательства Российской Федерации не установлено, требования об отмене изменений в Сводный план красных линий в Волгограде вытекают из основного требования об отмене проекта планировки территории, в связи с чем, не нашел оснований для удовлетворения административного иска.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может не согласиться.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 5 Устава города-героя Волгоград, - утверждение Генерального плана Волгограда, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе Генерального плана Волгограда документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Волгоград, являются вопросами местного значения городского округа Волгоград.

Проект планировки квартала, в силу положений ч.1,2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) является документацией по планировке территории и подготавливается для выделения элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального, регионального и местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии со ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5); порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (ч. 6); заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (ч. 10); глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (ч. 13).

Порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Волгограде установлен Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от 21 февраля 2007 года № 41/1011 (далее – Положение).

В соответствии с п. 18 указанного Положения публичные слушания по проектам планировки территории и проектам межевания территории проводятся с участием жителей Волгограда, проживающих в пределах территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Материалами дела подтверждается, что публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта планировки территории прилегающей к ул. Иркутской, ул. им. Елисеева, ул. Ленкоранской (от ул. Рабоче-Крестьянская до ул. им. Неждановой) в Ворошиловском районе г. Волгограда, были проведены 27 октября 2010 года на основании постановления главы Волгограда от 24 сентября 2014 года № 2430 «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту планировки территории в Ворошиловском районе». Указанное постановление и информационное сообщение с приглашением жителей принять участие в публичных слушаниях были опубликованы в муниципальном печатном издании и размещены на официальном сайте администрации Волгограда в сети Интернет. О проведении публичных слушаний также письменно уведомлен фио являющийся на тот момент правообладателем здания по <адрес>

Исходя из протокола публичных слушаний от 27 октября 2010 года, заключения о результатах публичных слушаний, главе Волгограда рекомендовано отклонить от утверждения предложенный проект планировки территории и направить его на доработку.

Постановлением администрации Волгограда от 21 декабря 2010 года № 3604 «Об отклонении и направлении проекта планировки территории для обеспечения доработки» указанный проект направлен на доработку.

На основании вышеуказанного постановления, в рамках технического задания от 17 июля 2012 года № 451, силами МБУ «Мегаполис», проект планировки территории, прилегающей к ул. Иркутской, ул. им. Елисеева, ул. Ленкоранской (от ул. Рабоче - Крестьянской до ул. им. Неждановой) в Ворошиловском районе был доработан.

Оспариваемым постановлением от 23 октября 2013 года № 1719 утвержден доработанный проект планировки, этим же постановлением установлено внесение изменений в Сводный план красных линий в Волгограде, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 11 июля 2004 года № 777.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что при принятии обжалуемого постановления требования закона, предъявляемые к принятию ненормативного правового акта об утверждении документации по планировке территории соблюдены, проведение повторных слушаний после доработки проекта планировки территории не требовалось, так как необходимость их проведения законодательно не установлена.

В соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Поскольку совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует, решение суда об отказе в удовлетворении требований административного истца следует признать правильным.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил и из того, что административным истцом пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ, для предъявления вышеназванных требований.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку оспариваемое постановление главы Волгограда от 23 октября 2013 года № 1719 официально опубликовано в газете «Городские вести. ФИО5 – Сталинград – Волгоград» 26 октября 2013 года, тем самым доведено до всеобщего сведения, однако с исковым заявлением в суд истец обратился 18 июля 2017 года, т.е. спустя более чем 3 года после истечения установленного законом срока. О наличии каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявление иска в суд, административным истцом не указывалось, доказательства наличия таких причин не предоставлялись, ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с настоящими требованиями заявлено не было.

В силу ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная жалоба содержит доводы административного истца, приведенные им в административном иске и исследованные судом первой инстанции. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы, так как они основаны на неверном толковании закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 20 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: