Председательствующий Бабошкин П.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33А-1989/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Цыбульника В.Е.,
судей Санникова А.Б., Шуайпова М.Г.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 9 июня 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления <данные изъяты>ФИО1 об оспаривании решения начальника отдела (<данные изъяты>) Федерального государственного казенного учреждения <данные изъяты> (далее – отдел управления жилищного обеспечения) об отказе в принятии заявителя и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в принятии составом семьи из <данные изъяты> человек (<данные изъяты>) на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на том основании, что в период прохождения военной службы в составе Черноморского флота заявитель и члены его семьи в 1989 г. были обеспечены от Министерства обороны СССР жилым помещением в пгт. Мирный Республики Крым, которое в 2008 г. ФИО1 оставил своему сыну.
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором оспорил данное решение и просил обязать указанное должностное лицо принять его и членов его семьи на жилищный учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование автор жалобы приводит собственный анализ норм действующего законодательства и указывает, что решение суда противоречит установленному законом порядку признания военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилом помещении, а также положениям Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с которым за ним должны быть сохранены все социальные гарантии, которыми он обладал до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации. Заявитель указывает, что в период прохождения военной службы в Вооружённых Силах Украины он состоял на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением. При этом предоставление ему Министерством обороны СССР жилого помещения в пгт. Мирный не влияет на решение вопроса о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку данное жилое помещение при переезде к новому месту военной службы он оставил своему сыну в соответствии с законодательством Украины, которым предусмотрена возможность предоставления жилья военнослужащему после сдачи им жилого помещения, которое он занимал по предыдущему месту службы, кроме случаев, когда там остались проживать совершеннолетние члены семьи. В настоящее время он является военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, своего жилья не имеет и зарегистрирован при воинской части, с учётом общей продолжительности военной службы свыше 34 лет имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, не являющейся правопреемником СССР.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В случае если военнослужащий распорядился ранее полученным по установленным нормам жилым помещением и не может представить документы о его освобождении, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, в апреле 1989 г. ФИО1 проходил военную службу в одной из частей Черноморского флота и получил по установленным нормам от Министерства обороны СССР на состав своей семьи двухкомнатную квартиру жилой площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 2.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений в Крымской области, утвержденных постановлением исполнительного комитета Крымского областного совета профессиональных союзов от 18 декабря 1084 г. № 581 и действовавших до 1 апреля 2015 г., минимальный размер жилой площади, отсутствие которого на каждого члена семьи даёт основание для принятия на жилищный учет, составляет 5 кв.м. и менее.
В последующем ФИО1 стал проходить военную службу в Вооружённых Силах Украины и в <данные изъяты> г. снялся с регистрационного учёта по указанному адресу в связи с убытием к новому месту службы в г. <данные изъяты>. В <данные изъяты> годах с регистрационного учёта по указанному адресу снялись его супруга и дочь (<данные изъяты> г.р.), а упомянутую квартиру заявитель оставил своему сыну (<данные изъяты> г.р.), на которого переоформил лицевой счет.
В марте 2014 г. ФИО1 получил российское гражданство, поступил на военную службу в Вооружённые Силы Российской Федерации и приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ назначен на воинскую должность <данные изъяты>.
Именно эти обстоятельства послужили основанием для отказа начальника отдела управления жилищного обеспечения в признании ФИО1 нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Также должностным лицом принято во внимание, что минимальный размер жилой площади указанной квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает учётную норму обеспеченности каждого члена семьи заявителя площадью жилого помещения, установленную на день принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильём регулируются нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Поэтому является несостоятельной ссылка автора жалобы на законодательство Украины, допускающее повторное предоставление военнослужащим жилых помещений в случае оставления ими ранее предоставленного жилья совершеннолетним членам своей семьи.
Следовательно, вопреки мнению заявителя, признание его нуждающимся в обеспечении жилым помещением в порядке, установленном законодательством Украины, не является безусловным основанием для признания за ним такого права в связи с приобретением гражданства Российской Федерации после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации.
Кроме того, решение о предоставлении ФИО1 и членам его семьи жилого помещения в доме государственного жилищного фонда в апреле 1989 г. принималось в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР и Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР 24 июня 1981 г., которые являлись составной частью правовой системы Российской Федерации до 1 марта 2005 г., то есть до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод гарнизонного военного суда о том, что принятое начальником отдела управления жилищного обеспечения решение от ДД.ММ.ГГГГ№ соответствует требованиям действующего законодательства, является правильным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 9 июня 2015 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: