Дело №33а-1995/2019
Судья Калинина О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 27 мая 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бурашниковой Н.А.,
судей: Карнауховой И.А., Курохтина Ю.А.,
при секретаре Устинове Р.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МДВ к Управлению государственного жилищного надзора *** о признании незаконным и отмене предписания,
по апелляционной жалобе и.о. начальника управления государственного жилищного надзора ***ДСИ на решение Мичуринского районного суда *** от ***,
Заслушав доклад судьи Карнауховой И.А., судебная коллегия
установила:
МДВ обратился в суд с административным иском к Управлению государственного жилищного надзора о признании незаконным и отмене предписания Управления государственного жилищного надзора ****** от *** в части возложения обязанности на ООО УК «Климат нашего двора» производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительный период 2017- 2018 годов собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном ***, строго с соблюдением правил ***, а также возложения обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленную с нарушением правил *** по лицевым счетам на жилые помещения (квартиры) *** в многоквартирном ****** в многоквартирном *** при получении письменного обращения от собственников и (или) пользователей данных жилых помещений.
В обоснование административных исковых требований указано, что он является собственником *** жилом многоквартирном *** на основании договора купли-продажи квартиры от ***. На момент приобретения истцом квартиры, в ней было в установленном законом порядке осуществлено переустройство, заключающееся в организации индивидуального отопления с помощью индивидуального газового котла с технологическим отсоединением от общедомовой системы отопления. Управление данным многоквартирным домом осуществляет управляющая компания ООО УК «Климат нашего двора». В связи с этим считает, что вынесенное административным ответчиком предписание нарушает его права, поскольку на основании него управляющей компанией был произведен перерасчет платы по отоплению всем собственникам многоквартирного ***, хотя часть квартир жилого дома имеет индивидуальное отопление, а часть получает тепловую энергию от централизованной системы отопления. Жилой дом не оборудован поквартирными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.
В доме не осуществляется обогрев мест общего пользования, что подтверждается схемой теплоснабжения, утвержденной главным инженером управляющей компании. Поскольку иные квартиры были отсоединены от общей системы отопления в связи с оборудованием индивидуального газового отопления, начисление платы за коммунальную услугу «отопление» в отношении данных квартир не производилось. Собственники данных квартир несли расходы на оплату бытового газа, используемого в целях отопления квартир газовыми котлами. Вынесенным предписанием административный ответчик фактически обязал управляющую компанию произвести перерасчет и в дальнейшем производить начисление платы за услугу централизованное отопление исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии всем собственникам квартир без исключения. В связи с этим считает, что данное предписание в отношении многоквартирного *** не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы истца. В ходе рассмотрения дела представителем административного истца КАА исковые требования были уточнены, просил суд признать незаконным и отменить предписания Управления государственного жилищного надзора ****** от *** в части возложения обязанности на ООО УК «Климат нашего двора» производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительный период 2017-2018 годов собственнику жилого помещения - *** многоквартирном ***, МДВ, строго с соблюдением правил ***, а также в части возложения обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленную с нарушением правил *** по лицевым счетам на жилые, помещения (квартиры) *** в многоквартирном ****** в многоквартирном *** при получении письменного обращения от собственников и (или) пользователей данных жилых помещений.
Решением Мичуринского районного суда *** от *** административные исковые требования МДВ удовлетворены частично.
Признан незаконным и отменен в части пункт 1 предписания Управления государственного жилищного надзора ****** от *** в той части, в которой он обязывает ООО УК «Климат нашего двора» произвести начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительный период 2017-2018 годов собственнику *** - МДВ, строго с соблюдением требований Правил ***, совокупно без разделения на плату за потребление услуги по отоплению в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.В остальной части административного иска отказано.
В поданной апелляционной жалобе и.о. начальника управления государственного жилищного надзора ***ДСИ просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывает, что оспариваемое предписание от ****** о необходимости осуществления начисления платы за коммунальную услугу по отоплению отопительный период 2017-2018 собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах *** и *** в соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ******, в адрес управляющей организации ООО УК «Климат нашего двора» Управлением было выдано с учетом действующего на тот момент законодательства и судебной практики.
Отмечает, что в силу частей 1 и 2 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги, как для нанимателя, так и для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Верховный суд Российской Федерации в Определении от ******-КГ 18-928 разъяснил, что жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на «общедомовые нужды».
В соответствии с п.1 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ и п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ******, в состав общего имущества в многоквартирном доме входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно пункта 6 Правил 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы (п.2 Правил ***)
В многоквартирных домах *** и *** по *** имеются подвальные помещения, в которых проходят внутридомовые сети отопления (трубопроводы розлива и отводы к стоякам отопления для квартир с центральным отоплением).
Конституционный суд РФ (постановление от ******-П) признал абзац второй пункта 40 Правил не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Конституционный суд РФ указал, что до внесения в правовое регулирований надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономически интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.
Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения.
Судебные решения, основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке. Что же касается основанных на указанном нормативном положении судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения - как не исполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.
Изменения по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от ******, внесены постановлением Правительства РФ от ****** и вступили в силу с ***.
Согласно внесенным изменениям, собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, и собственники помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрены приборы отопления, смогут включать в плату за коммунальную услугу по отоплению только оплату отопления мест общего пользования.
Согласно абзаца 2 п. 42(1) Правил *** (в редакции постановления Правительства РФ от ******) размер платы за коммунальную услугу о отоплению многоквартирном доме, который оборудован коллективным общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3 приложения *** к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии: где,
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-e помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6): где,
Si - общая площадь i-ro помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Уд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Son - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-e помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров,... холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
So6 - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Бинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
ТТ - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Понятие «нежилое помещение в многоквартирном доме» определено постановлением Правительства РФ от ****** – «помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме».
Нежилых помещений в указанных многоквартирных домах не имеется, в жилых помещениях с центральным отоплением индивидуальными приборами учета тепловой энергии отопления не оснащены.
Считает, что судом решение об отмене п.1 предписания Управления от ****** было вынесено без учета Определения Верховного Суда РФ от ******-КГ18-928, постановления Конституционного суда РФ от ******-П, и постановления Правительства РФ от ******, предусматривающего введение новой формулы платы за коммунальную услугу по отоплению, в соответствии с которой собственники помещений, переведенных на индивидуальное отопление, обязаны оплачивать только ту тепловую энергию, которая была затрачена на отопление общего имущества многоквартирного дома. Данное постановление вступило в законную силу, как указывалось ранее, с ***.Тогда как оспариваемое предписание было вынесено до принятия указанного постановления Правительства РФ.
Отмечает, что прокуратурой *** в феврале 2018 года по обращению генерального директора ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» была проведена проверка на предмет законности действий Управления по внесению предписания Управления от ******.
Проведенной прокуратурой проверкой фактов нарушения действующего законодательства в действиях должностных лиц Управления не выявлено.
Требования, указанные в данном предписании, аналогичны предписанию *** от ***, которое не было обжаловано в установленном законом порядке и было исполнено ООО Управляющая компания «Климат нашего двора», что подтверждается письмом от ******.
Согласно данному письму ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» следует, что управляющей организацией с началом отопительного сезона с *** произведено начисление отопления в многоквартирные ****** по *** всем собственникам без исключения, как на индивидуальном отоплении или подключенных к централизованному. Необходимо отметить, что предписание Управления *** от *** также было исполнено ООО Управляющая компания «Климат нашего двора», что подтверждается письмом управляющей организации.
Вместе с тем, ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» мировому судье судебного участка №*** были поданы исковые заявления (рассматриваемый спорный вопрос) о взыскании задолженности по оплате коммунальных, жилищных услуг, пени за просроченные платежи и судебные издержки.
Решениями мирового судьи судебного участка №*** от *** по делу *** и от *** по делу ***, т.е. после рассмотрения дела Арбитражным судом *** и Девятнадцатым Арбитражным апелляционным судом, исковые требования ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» были удовлетворены.
Исковые заявления не были отозваны ООО Управляющая компания «Климат нашего двора».
Более того, ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» настаивало на удовлетворении исковых заявлений.
При этом, позиция ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» по вопросу платы тепловой энергии полностью совпадала с позицией Управления, что, по мнению автора жалобы, в очередной раз подтверждает обоснованность и законность выданных предписаний от ****** и *** от ***.
Считает довод МДВ о том, что ему стало известно о нарушении законных прав и о существовании обжалуемого предписания только в декабре 2018 года, с момента получения претензии от управляющей компании о наличии задолженности за коммунальные услуги необоснованным, поскольку *** в управление государственного жилищного надзора области из администрации области поступило коллективное обращение жителей *** о несогласии с действиями Управления по выдаче предписания *** от ***.
Данное обращение было подписано 31 собственником помещений многоквартирного дома, в том числе МДВ.
Управлением государственного жилищного надзора области было рассмотрено обращение заявителей, и в их адрес был направлен ответ в письменном виде.
Указывает, что в письме ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» от *** было указано, что с началом отопительного сезона с *** произведено начисление отопления в многоквартирных домах *** и *** согласно нормам, изложенных в Правилах *** по ОДПУ всем собственникам без исключения, как на индивидуальном отоплении или подключенных к централизованному.
Отмечает, что в поданном заявлении МДВ не ходатайствовал перед судом о восстановлении пропущенного срока, в связи с чем, у суда в соответствии со ст.94 КАС РФ не было оснований для рассмотрения жалобы.
В нарушение ст.95 КАС РФ судом данные обстоятельства не были исследованы, не были выяснены причины пропуска срока подачи жалобы, не были запрошены документы от заявителя, подтверждающие дату с какого времени было известно о нарушении прав МДВ.
Отмечает, что предписание *** от *** было выдано Управлением в адрес ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» о начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительный период 2017-2018 годы собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах *** и *** по *** с соблюдением требований Правил ***, то есть выдано не только в отношении МДВ, но и в отношении других собственников и нанимателей помещений 2 - х многоквартирных домов.
Полагает, что поскольку оспариваемым предписанием могут быть затронуты права других собственников и нанимателей жилых помещений, то судом к рассматриваемому делу должны быть привлечены все собственники и наниматели указанных выше многоквартирных домов, что судом не было сделано и повлекло нарушение их прав.
В возражении на апелляционную жалобу представитель административного истца МДВ по доверенности КАА, приводя доводы о законности и обоснованности принятого решения, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения в связи с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст.47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска. О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о привлечении заинтересованного лица к участию в административном деле или об отказе в этом судом выносится определение.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вопрос о вступлении в дело других административных ответчиков и заинтересованных лиц подлежит разрешению судом в порядке подготовки к рассмотрению дела.
В нарушение вышеприведенных положений процессуального закона, судом при подготовке к рассмотрению дела не был определен состав лиц, участвующих в деле.
Разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Как следует из материалов дела, МДВ является собственником *** жилом многоквартирном ***. Управление многоквартирным домом *** по *** осуществляет ООО УК «Климат нашего двора». Указанный жилой дом состоит из 27 квартир, из них 16 квартир перешли на индивидуальное отопление, 11 квартир получают тепловую энергию от централизованной системы отопления. Данный дом не оборудован поквартирными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, и установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.
Как следует из выданного Управлением государственного жилищного надзора области предписания *** от ***, Управлением проведена проверка по коллективному обращению жильцов многоквартирного ****** по *** по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, и установлено, что начисление платы собственникам и нанимателям жилых помещений за потребленную тепловую энергию в указанных многоквартирных домах производит ООО Управляющая компания «Климат нашего двора» исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии и общей площади жилых помещений по формуле 3 приложения 2 Правил ***, только на жилые помещения оборудованные центральным теплоснабжением. Расчет платы по данной формуле производится исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений, и не предусматривает исключение из этой площади жилых и нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии. В связи с чем, Управляющей компании «Климат нашего двора», предписано: начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в отопительный период 2017-2018 годов собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах *** и 114 по *** производить строго с соблюдением требований Правил ***; произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленную с нарушением Правил *** по лицевым счетам на жилые помещения (квартиры) ***,3 в многоквартирном ****** в многоквартирном *** при получении письменного обращения от собственников и (или) пользователей данных жилых помещений.
На основании выданного предписания ООО УК «Климат нашего двора» произвело перерасчет потребленной электроэнергии и в адрес МДВ выставлено уведомление о задолженности за потребленную тепловую энергию с предложением произвести ее оплату до ***.
Принимая во внимание, что спорные правоотношения затрагивают права других собственников и нанимателей жилых помещений, связанные с оплатой за коммунальную услугу по отоплению, а также затрагивают права энергоснабжающей организации, осуществляющей подачу тепловой энергии, имелись основания для привлечения иных собственников и нанимателей жилых помещений, а также энергоснабжающей организации, осуществляющей подачу тепловой энергии к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Однако в нарушение положений статьи 47, пункта 3 части 3 статьи 135 КАС РФ судом данного процессуального действия совершено не было.
В результате судом принято решение без привлечения к участию в деле лиц, права и интересы которых затрагиваются принятым решением, что в силу части 1 статьи 310 КАС РФ является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения и направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции также надлежит выяснить соблюдены ли административным истцом сроки обращения в суд, что не было исследовано судом при рассмотрении дела, и о чем указано административным ответчиком в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мичуринского районного суда Тамбовской области от 11 февраля 2019 года - отменить, административное исковое заявление МДВ к Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области о признании незаконным и отмене предписания направить в Мичуринский районный суд Тамбовской области на новое рассмотрение.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи