Судья: Степанова И.В. Дело №33а-20002/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 ноября 2016 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Чеботаревой М.В.
судей: Абрамова Д.М., Медведева С.Ф.
с участием прокурора Емелиной Е.А.
при секретаре Эфендиевой А.М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чеботаревой М.В. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 28октября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, зарегистрированный кандидат в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области по многомандатному избирательному округу №2, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Цимлянского района Ростовской области от 14.10.2016 № 50-1 «О регистрации ФИО1кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 27 ноября 2016 года».
В обоснование административного иска указано, что оспариваемое постановление Территориальной избирательной комиссии Цимлянского района Ростовской области противоречит требованиям закона. Так, в нарушение требований пунктов 2.1, 4.2, 4.7 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области, утверждённой постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 07.05.2015 №84-2, кандидатом ФИО1 не были представлены отчёт поступления и расходования средств его избирательного фонда, выполненный по форме согласно приложению № 1 к Инструкции и банковская справка об остатке средств на специальном избирательном счете кандидата, составленная на дату представления первого финансового отчета. В первом финансовом отчете отсутствуют сведения о реквизитах специального избирательного счета кандидата и о наименовании избирательного округа. В соответствии с решением Собрания депутатов Лозновского сельского поселения от 13.05.2016 № 84 на территории муниципального образования «Лозновское сельское поселение» имеются два многомандатных избирательных округа : Лозновский многомандатный избирательный округ № 1; Лозновский многомандатный избирательный округ № 2. В нарушение требований закона во всех подписных листах, представленным кандидатом ФИО1, указан несуществующий и не соответствующий действительности избирательный округ, а именно: «многомандатный избирательный округ №2», что является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными. Кроме того, кандидат ФИО1 указал в подписных листах сведения о себе как о «Главе Администрации Лозновского сельского поселения», что также не соответствует требованиям закона, поскольку в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 26 Устава муниципального образования «Лозновское сельское поселение» он является Главой Лозновского сельского поселения - высшим должностным лицом Лозновского сельского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Несоответствующее действительности указание на замещаемую кандидатом должность является самостоятельным основанием для признания всех подписей избирателей недействительными. В заявлении о согласии баллотироваться отсутствуют сведения, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата, а именно: заявление не содержит в себе согласия кандидата баллотироваться по Лозновскому многомандатному избирательному округу № 2; в заявлении отсутствуют сведения о месте рождения кандидата; в заявлении отсутствует наименование органа, выдавшего паспорт кандидата; в заявлении не указана должность кандидата, являющегося главой Лозновского сельского поселения. Данные нарушения являются основанием для отказа в регистрации кандидата, соответственно основанием для отмены постановления в судебном порядке. Регистрация кандидата ФИО1 при таких нарушениях требований Закона, по мнению административного истца, свидетельствует о нарушении принципа равенства всех кандидатов, предоставляет ему необоснованные преимущества перед кандидатами, которые таких нарушений не совершали.
Решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 28 октября 2016 года требования административного иска ФИО2 удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Территориальной избирательной комиссии Цимлянского района Ростовской области от 14.10.2016 № 50-1. Обязал ТИК Цимлянского района Ростовской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, полагает, что при сборе и подписи документов в ТИК Цимлянского района Ростовской области нарушений им допущено не было.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда.
Представитель ФИО2 – ФИО3 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ТИК Цимлянского района Ростовской области - ФИО4 просил решение суда отменить, удовлетворить апелляционную жалобу ФИО1
ФИО2 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела. В суд поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, при участии представителя по доверенности.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание участников, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ростовской области, полагавшей, что основания к отмене судебного постановления отсутствуют, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решением Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области от 20 июня 2016 № 87 на 18 сентября 2016 года были назначены выборы депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области.
Постановлением № 38-1 от 12.09.2016 ТИК Цимлянского района Ростовской области выборы депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 для дополнительного выдвижения кандидатов и последующих действий были отложены на 27 ноября 2016 года.
Полномочия избирательной комиссии Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области возложены на ТИК Цимлянского района Ростовской области. На комиссию также возложены полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва.
Решениями ТИК Цимлянского района Ростовской области от 09.08.2016 и от 14.10.2016 ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы кандидатами в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2.
Удовлетворяя требования ФИО2, суд пришел к выводу о незаконности постановления ТИК Цимлянского района Ростовской области «О регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 27 ноября 2016 года», как вынесенного при допущенных ФИО1 нарушениях требований, предъявляемых к представленному им первому финансовому отчету, оформлению заявления о согласии баллотироваться и заполнения подписных листов, что является существенным нарушением принципа равенства всех кандидатов.
Основания административного иска об отсутствии сведений в заявлении о согласии баллотироваться о месте рождения и наименования органа, выдавшего паспорт, суд первой инстанции отклонил, как не имеющие правовой основы.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о незаконности оспариваемого постановления, исходя из нижеследующего.
Порядок регистрации кандидатов в депутаты регламентирован Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Областным законом Ростовской области от 08.08.2011 года № 645-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области».
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии установленных законом документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.25 Областного закона Ростовской области от 08.08.2011 г. N 645-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательном округу, кандидат представляет в соответствующую окружную комиссию в числе избирательных документов в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей и первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного частью 9 статьи 50 настоящего Областного закона).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В процессе судебного разбирательства районным судом установлено, что в первом финансовом отчете кандидата ФИО1 не указаны реквизиты специального избирательного счета и наименование избирательного округа (указан «многомандатный избирательный округ № 2» вместо «Лозновский многомандатный избирательный округ № 2»); остаток средств на специальном избирательном счете кандидата не подтвержден банковской справкой, составленной на дату представления первого финансового отчета.
Однако судебная коллегия полагает, что указанные обстоятельства не могут являться основанием для признания постановления о регистрации кандидата незаконным.
В соответствии с подпунктами «в» и «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Так, из материалов дела с достоверностью следует, что в числе других документов, представленных на регистрацию, ФИО1 был представлен в ТИК Цимлянского района Ростовской области первый финансовый отчет от 07.10.2016 о поступлении в избирательный фонд и израсходовании денежных средств в размере ОБЕЗЛИЧЕНО рублей, форма которого соответствует требованиям Инструкции утвержденной Избирательной комиссией Ростовской области 07.05.2015 N 84-2 (л.д. 56-57).
Сведения о реквизитах специального избирательного счета представлены кандидатом в ТИК 05.10.2016 (л.д. 61). Также представлены платежное поручение от 05.10.2016 на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей, приходный кассовый ордер от 05.10.2016 на сумму ОБЕЗЛИЧЕНО рублей, выписка из лицевого счета за период с 05.10.2016 по 07.10.2016, заверенные банком (л.д. 58,59,60).
По имеющейся в материалах дела выписке из лицевого счета по состоянию на 07.10.2016 возможно установить необходимые сведения об остатке средств на специальном избирательном счете кандидата, об израсходовании кандидатом денежных средств в размере ОБЕЗЛИЧЕНО рублей на оплату подписных листов, а представление такой выписки вместо справки об остатке средств на счете кандидата не свидетельствует об отсутствии необходимых для регистрации кандидата документов.
В первом финансовом отчете кандидат ФИО1 указал сведения об учете поступления и расходовании средств избирательного счета кандидата.
Достоверность сведений, представленных ФИО1 в первом финансовом отчете, никем не оспаривается, подтверждена представленными в материалы дела сведениями банка.
В данном случае, не указание в первом финансовом отчете реквизитов специального избирательного счета и полного наименования избирательного округа, не повлекло искажения сведений о кандидате, не повлекло представление кандидатом недостоверных сведений о финансовых операциях по избирательному счету и об остатке средств на счете, в связи с чем, у ТИК Цимлянского района Ростовской области, не имелось законных оснований для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом на основании подпунктов «в» и «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Нельзя согласиться и с обоснованностью выводов районного суда о том, что указание в заявлении о согласии баллотироваться и подписных листах ФИО1 на замещаемую должность «Глава Администрации Лозновского сельского поселения» вместо «Глава Лозновского сельского поселения» влечет признание всех подписей в подписных листах недействительными на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Из материалов дела следует, что в заявлении о согласии баллотироваться ФИО1 в качестве сведений о своем основном месте работы, службы, занимаемой должности указал - " Администрация Лозновского сельского поселения Цимлянского района Глава Администрации», в подписных листах - «Администрация Лозновского сельского поселения, Глава Администрации Лозновского сельского поселения».
Согласно справке от 05.10.2016 Администрации Лозновского сельского поселения, представленной в ТИК Цимлянского района Ростовской области, ФИО1 работает в Администрации Лозновского сельского поселения в должности Главы муниципального образования «Лозновское сельское поселение» с 22.10.2008.
Из трудового договора от 31.10.2012 следует, что ФИО1 является муниципальным служащим и исполняет должностные обязанности по должности муниципальной службы Главы Лозновского сельского поселения.
Как указал в своем решении районный суд, статус главы муниципального образования кандидат ФИО1 приобрел в результате муниципальных выборов глав и депутатов Собраний депутатов городских и сельских поселений Ростовской области, которые состоялись 14.10.2012, в связи с чем данный факт является общеизвестным на территории муниципального образования «Цимлянский район».
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 26, частью 2 статьи 28 Устава муниципального образования «Лозновское сельское поселение» ФИО1 является Главой Лозновского сельского поселения (главой муниципального образования «Лозновское сельское поселение») - высшим должностным лицом Лозновского сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Лозновского сельского поселения возглавляет Администрацию Лозновского сельского поселения.
Учитывая изложенное, указание ФИО1 сведений о своем основном месте работы, службы, занимаемой должности в качестве Главы Администрацию Лозновского сельского поселения нельзя отнести к сведениям, не соответствующим действительности. Более того, приведенные сведения не искажают информацию о кандидате, не влияют на восприятие избирателями информации о кандидате, а потому не могут расцениваться как влекущие нарушение прав и законных интересов избирателей при сборе подписей. Не свидетельствуют данные обстоятельства и о нарушении принципа равенства кандидатов.
Судебная коллегия находит также ошибочными выводы районного суда о том, что указание ФИО1 в заявлении о согласии баллотироваться и в подписных листах наименования избирательного округа «многомандатный избирательный округ N 2» вместо «Лозновский многомандатный избирательный округ N2» является нарушением действующего избирательного законодательства, носит существенный характер, поскольку является препятствием для выявления воли ФИО1 баллотироваться.
В данном случае использование сокращенного наименования избирательного округа в заявлении кандидата и подписных листах нельзя расценить как существенное нарушение избирательного законодательства. Допущенное сокращение не является препятствием для выявления воли ФИО1 баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения по указанному избирательному округу и не вводит в заблуждение избирателей относительно того, в какой выборный орган намерен баллотироваться кандидат.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что заявления о согласии баллотироваться и других кандидатов, в том числе административного истца, оформлены с использованием наименования избирательного округа в сокращенном виде (л.д.105-108). Кроме того сокращенное наименование используется самой ТИК Цимлянского района Ростовской области в постановлениях о регистрации кандидатов (л.д. 10-13, 112-115).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в Определении от 11.05.2012 N 658-О изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Представленные в материалы дела копии подписных листов кандидата ФИО1 оформлены в соответствии с положениями действующего избирательного законодательства, с соблюдением требований для реализации им своего пассивного избирательного права. А приведенные административным истцом основания, не могут повлечь для кандидата негативные правовые последствия в виде отмены постановления о регистрации.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания административного искового заявления ФИО2 обоснованным и отмены оспариваемого постановления территориальной избирательной комиссии Цимлянского района Ростовской области от 14.10.2016 № 50-1 «О регистрации ФИО1кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 27 ноября 2016 года», в связи с чем решение суда подлежит отмене, как незаконное с вынесением нового судебного постановления об отказе ФИО2 в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 28 октября 2016 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Цимлянского района Ростовской области от 14.10.2016 № 50-1 «О регистрации ФИО1кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания депутатов городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 27 ноября 2016 года», отказать.
Председательствующий
Судьи: