ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20008/18 от 10.07.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

судья – Наумов С.Н. дело № 33а-20008/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2018 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомской Е.В.

судей: Суслова К.К., Сидорова В.В.

по докладу судьи Суслова КК.

при секретаре Ткач И.И.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Горелкиной А.А. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05.04.2018г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия -

установила:

Прокурор Апшеронского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района о признании бездействия незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05.04.2018г. административные исковые требования прокурора Апшеронского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района по непринятию своевременных мер по устранению выявленных нарушений в области безопасности дорожного движения. Администрация Апшеронского городского поселения Апшеронского района обязана до 01.09.2018 г. принять меры по устранению выявленных нарушений на автобусных остановках, расположенных на пересечении <...> и <...>: разместить остановочную площадку (заездной карман) справа в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Принять меры к нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.17. Установить нормативную остановочную площадку (заездной карман) слева; установить автобусные остановки в соответствии с требованиями п. 10.9 СНиП 2.05.02-85; установить посадочные площадки в соответствии с требованиями п. 10.8 СНиП 2.05.02-85; оборудовать пешеходный переход в соответствии с ГОСТ 218.1.002- 2003. Обязать администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронского района до 01.09.2018 г. принять меры по устранению выявленных нарушений на автобусных остановках, расположенных в районе <...>: разместить остановочную площадку (заездной карман) справа в соответствии со СНиП 2.05.02-85.; принять меры к нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.17. 1.17 - п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2004; установить нормативную остановочную площадку (заездной карман) слева; установить автобусные остановки в соответствии с требованиями п. 10.9 СНиП 2.05.02-85; установить посадочные площадки в соответствии с требованиями п. 10.8 СНиП 2.05.02-85; выполнить искусственные неровности в соответствии с требованиями ГОСТ 52605-2006.

Не согласившись с решением суда от 05.04.2018г. представителем администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Горелкиной А.А. подана апелляционная жалобу, в которой представитель административного ответчика просил изменить обжалуемое решение суда от 05.04.2018г. в части.

Обязать администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронско­го района до 01.09.2018 года принять меры по устранению выявленных наруше­ний на автобусных остановках, расположенных на пересечении ул. Промысловой и ул. Ленина г. Апшеронска: разместить остановочную площадку (заездной карман) справа в соответст­вии со СНиП 2.05.202-85. Принять меры к нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.17. Установить нормативную остановочную площадку (заездной кар­ман) слева.

Обязать администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронского района до 01.09.2018 года принять меры по устранению выявленных нарушений на автобусных остановках, расположенных в районе дома <...><...>: разместить остановочную площадку (заездной карман) справа в соответст­вии со СНиП 2.05.202-85. Принять меры к нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.17. 1.17-п 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2004Установить нормативную остано­вочную площадку (заездной карман) слева. Принять по административному делу новое решение. Указывает, что суд критически отнесся к доводам администрации о невозмож­ности размещения остановочных площадок (заездной карман) основанные на ос­новании письма ИП Смирнова А.Ю., поскольку считает что ГОСТ Р 52766-07 но­сит рекомендательный характер. В ходе судебного заседания руководитель Туапсинского дорожного филиала ТКУ КК «Краснодаравтодор» Андрощук Н.В., привлеченный в качестве специали­ста, пояснил в части применения ГОСТа Р 52766-07, что он носит рекомендатель­ных характер и в обязательный список ГОСТов проектирования не входит. Вместе с тем, ГОСТ Р 52766-07 внесен в перечень документов по стан­дартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Феде­рации утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 г. № 2438-р. Основываясь исключительно на мнении одного должностного лица, судья не учел, что руководитель Туапсинского дорожного филиала ГКУ КК «Красно­даравтодор» Андрощук Н.В. дававший пояснения по делу, не является проекти­ровщиком, или экспертом способным дать надлежащую оценку применения ГОСТа Р 52766-07. В соответствии с СНиП 2.05.02-85 ширина остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части. На основании вышеизложенного, следует, что размещение остановочных площадок (заездных карманов) в соответствии со СНиП 2.05.202-85 не представ­ляется возможным. В этой связи, суд первой инстанции при рассмотрении дела, неправильно определил юридиче­ски значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил неправиль­ное применение норм процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу, старший помощник прокурора Апшеронского района Дорожко А.А. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение Апшеронского районного суда от 05.04.2018г. оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05.04.2018г. является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в прокуратуру Апшеронского района поступило обращение жителя г. Апшеронска о нарушениях законодательства о безопасности дорожного движения со стороны администрации Апшеронского городского поселения.

В ходе визуального осмотра 25.10.2017 г. с привлечением в качестве специалиста руководителя Туапсинского дорожного филиала ГКУ КК «Краснодаравтодор» автобусной остановки, расположенной на пересечении <...> и <...>, выявлены следующие нарушения: - отсутствует остановочная площадка (заездной карман) справа - п. 10.8 СНиП 2.05.02-85. Отсутствует горизонтальная разметка 1.17 - п. 6.2.20 ГОСТ Р 52289-2004. Ненормативная остановочная площадка (заездной карман) слева - п. 10.8 СНиП 2.05.02-85; - расстояние от ближней грани автопавильона менее 3 м от края проезжей части - п. 10.8 СНИП 2.05.02-85; - взаимное расположение автобусных остановок не соответствует требованию п. 10.9 СНиП 2.05.02-85; - посадочная площадка не соответствует нормативному требованию - п. 10.8 СНиП 2.05.02-85. Находиться в неудовлетворительном состоянии; - пешеходный переход расположен в нарушение нормативных требований, по ходу движения за автобусными остановками - п. 3.9.1 ГОСТ 218.1.002- 2003.

В ходе визуального осмотра 25.10.2017 г. с привлечением в качестве специалиста руководителя Туапсинского дорожного филиала ГКУ КК «Краснодаравтодор» автобусной остановки, расположенной на <...> выявлены следующие нарушения: - отсутствует остановочная площадка (заездной карман) справа - п. 10.8 СНиП 2.05.02-85; отсутствует горизонтальная разметка 1.17 - п. 6.2.20 ГОСТ 52289-2004; ненормативная остановочная площадка (заездной карман) слева - п. 10.8 СНиП 2.05.02-85; - расстояние от ближней грани автопавильона (справа) менее 3 м от края проезжей части - п. 10.8 СНиП 2.05.02-85; - взаимное расположение автобусных остановок не соответствует требованию п. 10.9 СНиП 2.05.02-85; - искусственные неровности выполнены в нарушения требования ГОСТ 52605-2006 п. 4.2, п. 6.3.

По факту выявленных нарушений в адрес главы Апшеронского городского поселения прокуратурой района 08.11.2017 г. внесено представление.

Визуальным осмотром 06.03.2018 г. совместно с руководителем Туапсинского дорожного филиала ГКУ КК «Краснодаравтодор» установлено, что вышеуказанные нарушения, кроме установки дорожных знаков, не устранены.

Как следует из п. 2 ст. 21 ФЗ-196 от 10.12.1995 г., разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются владельцами автодорог в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии со ст. 13 ФЗ-257 от 08.11.2007 г., к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Из статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На основании п. п. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. ГОСТ Р 50597-93 распространяется в том числе на дороги местного значения. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Суд первой инстанции правомерно отнесся критически к доводам администрации Апшеронского городского поселения о том, что согласно письма ИП Смирнова А.Ю. от <...><...>, ГОСТ Р 52766-07 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», пункту 5.3.3.2 при обустройстве остановочных пунктов на магистральных улицах общегородского значения и районных улицах при уровне загрузки не более 0,6 они обустраиваются в габаритах проезжей части. Для определения пропускной способности участка <...> от <...> до <...> согласно ОДМ 218.2.020-2012 «Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог» были построены линейные графики изменения пропускной способности и коэффициента загрузки движения. Исходя из них, уровень загрузки не превышает 0,6, следовательно, обустройство заездного кармана для остановочных пунктов не требуется, поскольку данный ГОСТ носит рекомендательный характер и в обязательный список ГОСТов проектирования не входит, в связи с чем, ссылка на него не состоятельна.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно сделан вывод об удовлетворении исковых требований прокурора Апшеронского района в интересах неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену обжалуемого решения суда, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим изменению или отмене.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -

определила:

решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 05.04.2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ.

Председательствующий:

Судьи: