ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20100/20 от 17.08.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Асташкина О.В. Дело <данные изъяты>а-20100/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Редченко Е.В.,

судей Курлаевой И.В., Соколовой Н.М.,

при помощнике судьи Налапкине А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2020 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Истринского городского суда Московской области от 02 июля 2020 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику Управления по вопросам согласований и ТУ ГБУ МО «Мосавтодор» ФИО2, ГБУ МО «Мосавтодор» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Курлаевой И.В.,

объяснения представителя ФИО1ФИО3, представителя ГБУ МО «Мосавтодор» – ФИО4,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к начальнику Управления по вопросам согласований и ТУ ГБУ МО «Мосавтодор» ФИО2, ГБУ МО «Мосавтодор» о признании незаконным решения от 11.12.2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче согласия, содержащего обязательные технические требования и условия на присоединение к автомобильной дороге регионального значения «Давыдовское-Котово» принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Лучинское, в районе д. Давыдовское. Просила суд обязать ГБУ МО «Мосавтодор» выдать согласие, содержащее обязательные технические требования и условия на присоединение к автомобильной дороге регионального значения «Давыдовское-Котово» указанного выше земельного участка.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Лучинское, в районе д. Давыдовское. При обращении в ГБУ МО «Мосавтодор» с заявлением о выдаче согласия на присоединение (примыкание) земельного участка к автомобильной дороге регионального значения ей было отказано со ссылкой на то, что «организация примыкания к автомобильной дороге «Давыдовское-Котово» не соответствует п. 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования». Строительство примыканий на одном уровне для автомобильных дорог IV технической категории допускается не чаще, чем через 100 м. Расстояние до ближайшего примыкания составляет ориентировочно 60 м». По утверждению ФИО1, отказ в предоставлении государственной услуги является незаконным, нарушающим ее права и законные интересы на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Решение Истринского городского суда Московской области от 02 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неправильное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что ФИО5 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – под дачное строительство, расположенный по адресу Московская область, Истринский район, с/п Лучинское, в районе д. Давыдовское.

27.11.2019 года ФИО1 обратилась в ГБУ МО «Мосавтодор» за предоставлением государственной услуги «Выдача согласия, содержащего технические требования и условия на присоединение к автомобильной дороге регионального значения» «Давыдовское-Котово» принадлежащего административному истцу земельного участка.

Письмом начальника Управления по вопросам согласований и ТУ ГБУ МО «Мосавтодор» ФИО2 от 11.12.2019 года № 32305221 ФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги со ссылкой на то, что присоединение (примыкание) к автомобильной дороге не соответствует требованиям п. 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги», СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Строительство примыканий на одном уровне для автомобильных дорог IV технической категории допускается не чаще, чем через 100 м. Расстояние до ближайшего примыкания составляет ориентировочно 60 м». Административному истцу рекомендовано рассмотреть возможность организации примыкания в другом месте с соблюдением вышеуказанных нормативов.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком правомерно отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку присоединение (примыкание) принадлежащего административному истцу земельного участка к автомобильной дороге не соответствует требованиям п. 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги», СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт являющихся сооружениями примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона № 257-ФЗ примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.

Кроме того, в силу п. 8 ст. 20 Федерального закона № 257-ФЗ лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий без предусмотренного частями 1, 4 или 5 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации построенных пересечений или примыканий с последующей компенсацией затрат за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом приведенных выше положений Федерального закона № 257-ФЗ при строительстве примыканий к автомобильной дороге применяются технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению.

К техническим требованиям при строительстве примыканий к автомобильной дороге относится, в том числе ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" (далее - ГОСТ Р 52398-2005).

ГОСТ Р 52398-2005 распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования (далее - автомобильные дороги) и устанавливает их техническую классификацию.

Автомобильная дорога «Давыдовское-Котово» согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области, утвержденному постановлением правительства Московской области от 05 августа 2008 года № 653/26, относится с автомобильным дорогам межмуниципального значения общего пользования.

Поскольку автомобильная дорога «Давыдовское-Котово» является дорогой общего пользования при строительстве примыканий к ней применяются требования ГОСТ Р 52398-2005.

С учетом изложенного выше, доводы апеллянта о том, что ГОСТ Р 52398-2005 не устанавливает правил и обязанностей, а также что его требования не применяются к указанной выше автодороге, подлежат отклонению.

Под технической классификацией автомобильных дорог понимается разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории (пункт 2.1 ГОСТ Р 52398-2005).

Класс автомобильной дороги: характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее (пункт 2.2 ГОСТ Р 52398-2005).

Категория автомобильной дороги: характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги (пункт 2.3 ГОСТ Р 52398-2005).

Доступ на автомобильную дорогу: возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания (пункт 2.4 ГОСТ Р 52398-2005).

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 52398-2005 автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:

- автомагистраль,

- скоростная дорога,

- дорога обычного типа (нескоростная дорога).

К классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога":

- имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;

- доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения «Давыдовское-Котово» относится к автодороге IV категории.

Из представленных в материалы дела карты дорог Подмосковья, а также ситуационного плана присоединения к автомобильной дороге, следует, что ближайшее существующее примыкание расположено на расстоянии менее чем 100 м.

Стороной административного истца также не оспаривалось, что расстояние между планируемым и существующим примыканием к автодороге составляет менее 100 м.

Следовательно, планируемый съезд не соответствует установленным требованиям в части расстояния до ближайшего существующего примыкания иного объекта к автодороге обычного типа категории IV.

Также, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что на расстоянии 20м расположен выезд с перекрестка, на котором организовано круговое движение.

При осуществлении примыкания земельного участка административного истца к автомобильной дороге на расстоянии 20м от съезда с кругового движения приведет к нарушению требований "ГОСТ Р 58653-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.11.2019 года № 1120-ст).

Довод апеллянта об отсутствии у ФИО1 иной возможности подъезда к принадлежащему ей земельному участку подлежит отклонению.

Согласно представленному в материалы дела ситуационному плану, а также сведениям публичной кадастровой карты, имеющимся в общем доступе в сети «Интернет», к земельному участку административного истца имеется несколько подъездов: через ул. Сосновую, через ул. Кленовую, а также через улицы Дубовой Рощи и Кедровой КП Давыдовское.

Гражданско-правовой спор по осуществлению административным истцом проезда к своему земельному участку по землям общего пользования КП Давыдовское подлежит разрешению в ином судебном порядке.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Федеральным законом 257-ФЗ предусмотрено два вида примыканий: существующей автомобильной дороги к другой автодороге (ст. 20) и примыкания в целях доступа к объектам дорожного сервиса (ч. 6 ст. 22). Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность строительства примыкания земельного участка, не являющегося автомобильной дорогой, к другой автомобильной дороге. Доказательств расположения на принадлежащем административному истцу объектов дорожного сервиса в материалы дела не представлено.

Учитывая изложенное, оспариваемый отказ Управления в согласовании и выдаче технических условий на устройство примыкания к автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «Давыдовское-Котово», оформленный письмом от 11.12.2019 года № 32305221 соответствует закону, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания указанного отказа незаконным.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении административного иска ФИО1 как основанного на материалах дела и не противоречащего требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы административного истца не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, так как направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на иное толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Истринского городского суда Московской области от 02 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи