ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2013/17 от 17.08.2017 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Рудопас Л.В. Дело № 33а-2013/2017

Докладчик Неволина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 августа 2017 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Усольцевой И.В.,

судей Качура И.О. и Неволиной Е.В.,

при секретаре Филипповой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Холмского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоформлении права собственности на автомобильные дороги с. Яблочное и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Холмский городской округ» на решение Холмского городского суда от 30 ноября 2016 года, которым признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Холмский городской округ» по неоформлению права собственности на автомобильные дороги <...> (реестровый номер 3801), Речная (реестровый номер 3802), Холмская (реестровый номер 3805), Приморская (реестровый номер 3806), Победы (реестровый номер 3808), Кирпичная (реестровый номер 3809), ФИО1 (реестровый номер 3810), Пионерская (реестровый номер 3811), Октябрьская (реестровый номер 3812), Рабочая (реестровый номер 3814), ФИО2 (реестровый номер 3817), Зеленая (реестровый номер 3807), Сахалинская (реестровый номер 3815), Школьная (реестровый номер 3819), Астраханская (реестровый номер 3820), Комсомольская (реестровый номер 3821), Лесная (реестровый номер 3816); на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» возложена обязанность в срок до 31 декабря 2017 года оформить право собственности на указанные автомобильные дороги с. Яблочное.

Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., выслушав прокурора Сущенко Е.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

21 сентября 2016 года Холмский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Холмский городской округ» о признании незаконным бездействия по неоформлению в собственность автомобильных дорог местного значения с. Яблочное, улицы: Красноармейская (реестровый номер 3801), Речная (реестровый номер 3802), Холмская (реестровый номер 3805), Приморская (реестровый номер 3806), Победы (реестровый номер 3808), Кирпичная (реестровый номер 3809), ФИО1 (реестровый номер 3810), Пионерская (реестровый номер 3811), Октябрьская (реестровый номер 3812), Рабочая (реестровый номер 3814), ФИО2 (реестровый номер 3817), Зеленая (реестровый номер 3807), Сахалинская (реестровый номер 3815), Школьная (реестровый номер 3819), Астраханская (реестровый номер 3820), Комсомольская (реестровый номер 3821), Лесная (реестровый номер 3816).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что неоформление права собственность на указанные автомобильные дороги не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах городского округа, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности. Полагает, что отсутствие закрепленного права собственности на автомобильные дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, так как автомобильные дороги, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта. С учетом изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие по неоформлению права собственности на указанные автомобильные дороги и возложить на административного ответчика обязанность в срок до 31 декабря 2017 года оформить право собственности на них.

В судебном заседании помощник прокурора К. требования поддержал, представитель административного ответчика Д. иск не признала; представитель заинтересованного лица –Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Холмский городской круг», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Холмский городской круг» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Обосновывая доводы жалобы, ссылаются на то, что отсутствие надлежаще оформленного права собственности не препятствует исполнению органом местного самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения. Полагают, что подачей данного иска прокурор вынуждает орган местного самоуправления планировать бюджет и производить расходы без учета комплекса применяемого законодательства в сфере бюджета и финансов. Кроме того, отмечает, что прокурором не представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц, связанные с отсутствием зарегистрированного права собственности на автомобильные дороги.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены или изменения.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

На основании пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из содержания пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Положениями статей 2 и 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Аналогичные по содержанию нормы содержатся в частях 3, 5 и 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства следует, что на администрацию муниципального образования «Холмский городской округ» в силу закона возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования и неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает единство правового пространства Российской Федерации.

Кроме того, содержание части 3 статьи 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ и статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает на то, что оформление права собственности органа в отношении автомобильных дорог местного значения влияет на бюджетную обеспеченность и эффективное финансирование в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, на затраты, связанные с капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

Как установлено судом и следует из материалов дела на автомобильные дороги, расположенные на территории муниципального образования «Холмский городской округ», а именно в <...> (реестровый номер 3801), Речная (реестровый номер 3802), Холмская (реестровый номер 3805), Приморская (реестровый номер 3806), Победы (реестровый номер 3808), Кирпичная (реестровый номер 3809), ФИО1 (реестровый номер 3810), Пионерская (реестровый номер 3811), Октябрьская (реестровый номер 3812), Рабочая (реестровый номер 3814), ФИО2 (реестровый номер 3817), Зеленая (реестровый номер 3807), Сахалинская (реестровый номер 3815), Школьная (реестровый номер 3819), Астраханская (реестровый номер 3820), Комсомольская (реестровый номер 3821), Лесная (реестровый номер 3816), включенные в реестр муниципального имущества муниципального образования, право собственности органом местного самоуправления в установленном законом порядке не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований прокурора является верным и основанным на правильном применении норм материального права.

Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше требований закона, а также препятствует осуществлять государственный контроль за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям – приведению в надлежащее состояние, в связи с чем оспариваемое прокурором бездействие администрации Холмского городского округа нарушает права неопределенного круга лиц и свидетельствует о наличии у прокурора предусмотренных частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочий для обращения в суд.

По указанным выше основаниям доводы апелляционной жалобы правового значения по делу не имеют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Холмского городского суда от 30 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Холмский городской округ» – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Усольцева

Судьи И.О. Качура

Е.В. Неволина