УИД: 04RS0007-01-2020-002872-97
(судья Усков В.В.)
№ 33а-2015/2021 (в апелл.инст.)
поступило 24.05.2021г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 июля 2021 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вильдяевой Надежды Сергеевны к Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным и отмене решения об отказе по изменениям границ красных линий
по апелляционной жалобе Вильдяевой Н.С. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2020 года, которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., выслушав представителя административного ответчика Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ Прокопьеву И.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Вильдяева Н.С. просила признать незаконным и отменить решение Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ от 30 апреля 2020г. №<...> об отклонении предложения о подготовке проекта по изменению красной линии.
Обосновывая свои требования, административный истец указала, что она является собственником нежилого здания (гараж) с кадастровым номером <...> общей площадью 32кв.м., земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 42 кв.м., расположенных по адресу: <...>, земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 695 кв.м., расположенного по адресу: <...>
При подготовке документов с целью строительства жилого дома по данному адресу ею был получен градостроительный план земельного участка №<...> от 6 апреля 2020г., из которого ей стало известно, что по земельным участкам и зданию гаража проходит красная линия. 24 апреля 2020г. она подала заявление в Комитет по архитектуре и градостроительству г.Улан-Удэ о разрешении проектных работ по исправлению красной линии, проходящей по данным объектам. Решением административного ответчика 30 апреля 2020г. было отказано в удовлетворении заявления о подготовке проекта изменений в связи с тем, что в соответствии с Генеральным планом городского округа «город Улан-Удэ» по пр.Герцена предусмотрены улица и проезд.
Полагая, что данный отказ административного ответчика является незаконным, Вильдяева Н.С. обратилась в суд.
В судебное заседание, о котором была извещена надлежащим образом, административный истец Вильдяева Н.С. не явилась, ее представитель Мисюль Д.С. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ Прокопьева И.В. иск не признала.
Обжалуемым решением исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Вильдяева Н.С. просит отменить решение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы заявитель указала, что основанием отказа в оспариваемом решении ответчик указывает п.10 ст.45 ГрК РФ, СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», однако данные основания неприменимы к принадлежащим истцу объектам. Вещные права на земельные участки и фактическое землепользование в существующих границах возникло у Вильдяевой Н.С. до даты утверждения Генерального плана МО городского округа «город Улан-Удэ», Правил землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных 25 марта 2008г. На момент утверждения указанных актов действовал Градостроительный кодекс РФ, положения которого ни в редакции 2008г., ни в действующей редакции не содержат положений о том, что указанные документы должны содержать сведения о красных линиях. В СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указано, что границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Суд не установил факт включения в состав земельных участков части дороги, является ли ширина красных линий шириной дороги, существовала ли дорога на момент распоряжения земельными участками и каковы были на тот период требования к ширине красных линий и ширине дороги.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Вильдяева Н.С. не явилась, направив заявление о рассмотрении в свое отсутствие. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной корреспонденции.
Ее представитель по доверенности Комлочук Н.С., участвуя ранее в судебном заседании, доводы жалобы поддержала, пояснив, также что существующий проекта планировки и межевания территории микрорайона Загорск г.Улан-Удэ не учитывает фактическое землепользование при установлении красных линий, в связи с этим в настоящее время подготовлен проект корректировки красных линий, который на рассмотрение ответчика в апреле 2020г. представлен не был.
Представитель административного ответчика Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ Прокопьева И.В. в судебном заседании просила оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения, пояснив дополнительно, что порядок рассмотрения заявлений об изменении документации планировки территории регулируется Положением о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденным постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 15 октября 2015г. № 283. До внесения в него изменений в июне 2020г. сложилась практика предварительного рассмотрения обращений о возможности подготовки соответствующих проектов с целью избежать необоснованных финансовых затрат инициаторов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия приходит выводу, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Вильдяевой Н.С. на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером <...> и нежилое здание (гараж) с кадастровым номером <...>, расположенные по адресу: <...>, земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...>
Как следует из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <...> утвержденного распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ от 06.04.2020г., в границах земельного участка проходят красные линии квартала.
24 апреля 2020г. Вильдяева Н.С. обратилась в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ с заявлением о разрешении проектных работ по исправлению красной линии в <...>, проходящей по принадлежащим ей на праве собственности указанным объектам недвижимости, в связи со строительством нового жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <...> и реконструкцией нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>, приложив к заявлению копии выписок из ЕГРН на объекты недвижимости.
Как следует из выписки из протокола заседания действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности от 29 апреля 2020г., единогласным решением было отклонено предложение о внесении изменений в проект планировки территории мкр.Загорск в части изменения красной линии ул.<...>, здание <...> по мотиву того, что изменение границ красных линий приведет к несоблюдению расчетных параметров дороги.
30 апреля 2020г. Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ направил Вильдяевой Н.С. уведомление об отклонении предложения о подготовке проекта на основании ч.10 ст.45 Градостроительного Кодекса РФ в связи с тем, что согласно Генеральному плану городского округа «город Улан-Удэ» по пер.Герцена предусмотрена улица и проезд. Изменение границ красных линий приведет к несоблюдению расчетных параметров магистральной дороги (СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений).
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, пришел к выводу, что ответчик, реализуя полномочия в сфере территриального планирования, имел право установить спорные красные линии в обозначенных пределах, оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регламентирующих предельные размеры проездов, в пределах компетенции Комитета по архитектуре и градостроительству г.Улан-Удэ. Удовлетворение просьбы административного истца о смещении красной линии повлекло бы уменьшение ширины проезда менее нормативно установленной, что противоречило бы требованиям закона.
Судебная коллегия приходит к выводу, что изложенные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела о нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Статьей 3 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. Территории общего пользования в п.12 ст.1 ГрК РФ определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п.2 ст.1, ч.1 ст.9, ст.23 ГрК РФ территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 5 ст. 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подп. «а» п. 1 ч.3 ст. 42 ГрК РФ).
Согласно ч.2 ст.43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ч.6 ст.43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены установлен в ст.45 ГрК РФ.
Пунктом 10 ст.45 ГрК РФ определено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
Генеральный план г.Улан-Удэ утвержден Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25 марта 2008г. №816-82 и на момент вынесения оспариваемого решения действовал в редакции, утвержденной решением от 6 ноября 2019г. № 21-3, предусматривающей планируемое размещение по пер.Герцена улиц и проездов (в соответствии с картой). Возможность отображения красных линий в Генеральном плане нормами ГрК РФ не предусмотрена.
Распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 27 апреля 2016г. №336-р был утвержден проект планировки и межевания территории микрорайона Загорск г.Улан-Удэ, ориентировочной площадью 465 га.
Из схемы организации улично-дорожной сети, утвержденной данным Проектом, следует, что по пер. Герцена предусмотрено размещение улиц и дорог местного значения, при этом установлена красная линия, проходящая по земельным участкам и объекту недвижимости, принадлежащим Вильдяевой.
Согласно п.20 ст.45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (п.21 ст.45 ГрК РФ).
В соответствии с п.1 ст.46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку (п.4 ст.46 ГрК РФ).
Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 15 октября 2015г. № 283 утверждено Положение о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа «Город Улан-Удэ».
В действовавшей на момент принятия оспариваемого решения редакции указанного положения (ред. от 27 августа 2019г.) предусматривалось, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается по инициативе органа местного самоуправления либо по инициативе заинтересованных физических и юридических лиц (далее - инициатор) (п.2.1.).
Инициатор направляет в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ (далее - Комитет) предложение о подготовке документации по планировке территории с приложением проекта планировки, проектом межевания, разработанными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Для рассмотрения предложения о подготовке документации по планировке территории Комитет организует заседание постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности, состав и порядок деятельности которой утверждается постановлением Администрации г.Улан-Удэ (п. 2.2.).
Решение о подготовке документации по планировке территории принимается Администрацией г.Улан-Удэ в форме распоряжения Администрации г. Улан-Удэ о подготовке проекта планировки, проекта межевания с учетом имеющейся градостроительной документации на соответствующую территорию (п.2.3.).
Порядок установления красных линий регламентируется в том числе Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998г. №18-30 (далее - Инструкция РДС 30-201-98), действующей в части, не противоречащей ГрК РФ, в соответствии с п.4.4. которой установление красных линий требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации.
Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения (п.4.6. Инструкции РДС 30-201-98).
При этом при установке красных линий необходимо учитывать утвержденный приказом Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 30 декабря 2016г. №1034/пр «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» с изменениями №1 и 2 ( действующий на момент вынесения оспариваемого решения, далее - Свод правил СП 42.13330.2016).
Как установлено п. 11.4 СП 42.13330.2016, улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы, категории которых определены в таблицах 11.1 и 11.1а.
Также в п. 11.5 Свода правил СП 42.13330.2016 содержатся расчетные параметры улиц и дорог, принимаемые для крупных и больших городов (г.Улан-Удэ) по таблице 11.2., в которой в том числе определены параметры улиц и дорог местного значения в зонах жилой застройки.
В соответствии с приложением к таблице 11.2 ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны.
Таким образом, действовавшее на момент обращения ФИО1 (апрель 2020г.) правовое регулирование предусматривало необходимость представления инициатором внесения изменений в документацию по планировке территории проекта планировки (корректировки красных линий), разработанного в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительных, технических нормативов и не предполагало произвольного отклонения соответствующего предложения без анализа предложенного проекта на предмет его соответствия всем нормативам.
Между тем, из заявления ФИО1 от 24 апреля 2020г. следует, что такой проект ею на рассмотрение представлен не был и на заседании постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности 29 апреля 2020г. не рассматривался.
Фактически из содержания протокола заседания постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности от 29 апреля 2020г. и направленного ФИО1 уведомления о принятом решении от 30 апреля 2020г. следует, что предметом рассмотрения являлся вопрос о возможности подготовки проекта внесения изменений в документы планировки территории, что действовавшими в тот период нормативно-правовыми актами предусмотрено не было.
При отсутствии соответствующего проекта корректировки красных линий, составленного в порядке, предусмотренном указанными нормативно-правовыми актами, содержащего соответствующие расчеты, орган местного самоуправления пришел к выводу о том, что изменение границ красных линий приведет к несоблюдению расчетных параметров магистральной дороги. При этом исходя из Генерального плана г.Улан-Удэ и проекта планировки и межевания территории микрорайона Загорск г.Улан-Удэ в районе проезда Герцена размещение магистральной дороги, для которой СП 42.13330.2016 установлены иные параметры, не предусмотрено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ от 30 апреля 2020 года №11050181 не соответствует изложенным положениям нормативно-правовых актов, принято произвольно, потому является незаконным, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ судебная коллегия приходит к выводу, что права и законные интересы административного истца подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1
Иные доводы ФИО1 оценке не подлежат, так как фактически направлены на оспаривание установления красных линий в Проекте планировки и межевания территории микрорайона Загорск г.Улан-Удэ, являющегося нормативно-правовым актом, для этого главой 21 КАС РФ установлен иной судебный порядок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2020 года отменить, принять новое решение.
Признать незаконным решение Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ от 30 апреля 2020 года №<...> об отклонении предложения о подготовке проекта внесения изменений в проект планировки территории мкр. Загорск г. Улан-Удэ в части изменения границ красной линии.
Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ рассмотреть заявление ФИО1 повторно.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
ФИО2