ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20190/2016 от 10.10.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 октября 2016 г. дело №33а-20190/2016

судья суда первой инстанции Крамаренко Е.Г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Сафина Ф.Ф.

судей Гибадуллиной Л.Г., Якуповой Н.Н.

с участием прокурора Сафина А.Р.

при секретаре Исмагилове А.М.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского поселения адрес муниципального района адрес РБ на решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес к администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы администрации №... от дата «Об утверждении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ для нормируемых абонентов, осуществляющих водоотведение адрес», удовлетворить частично.

Признать постановление главы администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата «Об утверждении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ для нормируемых абонентов, осуществляющих водоотведение адрес» недействующим с дата.

Признать незаконным отнесение Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Разъяснить административному ответчику, что он обязан сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия

установила:

Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес (далее по тексту ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее по тексту администрации адрес) о признании недействующим постановления главы администрации №... от дата «Об утверждении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ для нормируемых абонентов, осуществляющих водоотведение адрес» (далее постановления №... от дата).

В обоснование административного искового заявления указано, что главой администрации адресдата вынесено постановление №... по установлению нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации адрес, для абонентов МУП «Дюртюливодоканал», согласно приложению. Оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Водному кодексу РФ, Федеральному закону от дата№...- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении, Постановлению Правительства РФ от дата№... «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Несоответствие выражается в уменьшении показателей предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ по сравнению с федеральным законодательством.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации адрес административный иск не признал.

Решением суда административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан ГРР просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Кроме того, решением суда установлено, что ФКУ СИЗО №... не подпадает в категорию абонентов, регулирующих оспариваемым постановлением, в связи с чем оно не может нарушать права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме согласно требованиям ст.308 КАС РФ, выслушав представителя администрации городского поселения адресГРР, представителя МУП «Дюртюливодоканал» ГРР, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФКУ «СИЗО №...» УФСИН по адресГРР, заключение прокурора ФИО8, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, дата главой администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан вынесено постановление №... «Об утверждении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ для нормируемых абонентов, осуществляющих водоотведение адрес».

В постановлении указано, что оно вынесено на основании Федерального закона от дата№...-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановлением Правительства от дата№... «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации».

Постановлено: нормативы ввести в действие с дата. Взимание платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в центральную систему водоотведения с нормируемых абонентов производить в соответствии с Постановлением Правительства от дата№... «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации». Контроль за исполнением постановления возложить на МУП «Дюртюливодоканал».

В приложении №... к постановлению указано, что нормативы рассчитаны из необходимости обеспечения установленных предприятию МУП «Дюртюливодоканал» предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах при сбросе в водный объект и защиты от засорения и разрушения сетей и сооружений системы коммунальных канализаций.

дата между МУП «Дюртюливодоканал» (организацией ВКХ) и ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ (абонентом) заключен государственный контракт №... на питьевое водоснабжение и водоотведение (далее по тексту Государственный Контракт). По условиям раздела 1 контракта абонент обязуется оплачивать питьевую воду установленного качества в объёме, определённом настоящим контрактом,.. . а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учёта.

Питьевое водоснабжение и водоотведение, а также применение норм потребления, норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах осуществляется на основании контракта, составленного, руководствуясь ст.426,539-548 ГК РФ,.. ..постановлением главы администрации городского поселения адрес от дата№..., постановлением Государственного комитета РБ по тарифам.

В п.9.2 раздела 9 контракта указано, что сточные воды сбрасываемые абонентом в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещённые к сбросу в систему водоотведения, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающие установленные абоненту нормативы допустимых концентраций, утверждённых постановлением главы администрации городского поселения адрес от дата№....

Из содержания Государственного Контракта следует, что после вступления в действие постановления главы администрации №... от дата требование по нормативам допустимых концентраций основывается на постановлении главы администрации городского поселения адрес от дата№.... Ссылка на постановление №... от дата в Контракте отсутствует.

Как установил суд, МУП «Дюртюливодоканал» предъявляет претензии к абоненту ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ об оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения как с нормируемого абонента из расчёта превышения концентрации загрязняющих веществ в сточных водах по сравнению с нормативами, установленными постановление главы администрации адрес№... от дата.

В силу ст.27 Федерального закона от дата N 416-ФЗ (ред. от дата) «О водоснабжении и водоотведении» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у таких абонентов утвержденного плана снижения сбросов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» постановлено, что в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более №... куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Постановление вступило в силу с дата.

Постановлением Правительства Российской Федерации №... от дата утверждены «Правила холодного водоснабжения и водоотведения» и внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

В пункте 3 Постановления установлено, что действие пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», и постановления Правительства Российской Федерации от дата N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» с дата не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пояснениям представителя заинтересованного лица МУП «Дюртюливодоканал» ГРР, абонент ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ ими отнесён к нормируемым абонентам на основании п. 124 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, поскольку объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов данное организации составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки.

Разрешая заявленные требования, исходя из положений законодательных актов (п.25, п. 124 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, ст.27 Федерального закона от дата N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства Российской Федерации от дата N 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»), суд первой инстанции пришел к выводу, что МУП «Дюртюливодоканал» необоснованно причислило ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ к нормируемым абонентам.

Приходя к данному выводу, суд исходил из того, что объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов данное ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ составляет менее 200 куб.м., поэтому данная организация не может быть отнесена к нормируемым абонентам в силу Постановления Правительства Российской Федерации от дата N 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».

Кроме того, пункт 124 Правил, на основании которого абонент ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РБ отнесён к нормируемым абонентам, регулирует порядок подачи абонентами деклараций о составе и свойствах сточных вод. Согласно этого пункта, при среднесуточном объеме отводимых (принимаемых) сточных вод более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки, у абонента возникает обязанность подавать декларацию, но это не является основанием для отнесения организации к нормируемым абонентам. При этом декларация должна проверяться на соответствие нормативам установленным Приказом Камского бассейнового водного управления №... от дата «Об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты», действующим по настоящее время. Декларация не проверяется на соответствие нормативам установленным органом местного самоуправления.

Суд первой инстанции признавая недействующим оспариваемое постановление главы администрации городского поселения адрес с дата, то есть со следующего дня после внесения изменений в п.61 Правил Постановлением Правительства Российской Федерации №... от дата «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере природопользования», исходил из того, что абзац 5 пункта 61 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод с целью «защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации», утратил силу, а оспариваемое постановление главы администрации адрес№... от дата, издано на основании данного пункта Правил.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в виду следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от дата N 475).

Данный документ опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации дата N 8.

В пункте 1 Правил даны понятия, которые применяются в настоящем нормативном правовом акте. Так, «нормативы водоотведения или нормативы сброса» - это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.

Пунктом 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;

защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.

Водный кодекс РФ в статье 82 устанавливает нормирование в области использования и охраны водных объектов, которое заключается: в установлении лимитов водопользования, а также в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.

Соблюдение данных требований закона обязательно как для организации ВКХ, так и для абонентов.

В случае если объемы фактически отпускаемой питьевой воды или принимаемых сточных вод превышают указанные абонентом расчетные объемы полученной питьевой воды и (или) сброшенных сточных вод, абонент представляет баланс по существующему положению, а также план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ (пункт 59 Правил).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относит регулирование использования водных объектов местного значения (статья 6 настоящего Федерального закона).

Органы местного самоуправления устанавливают лимиты водопользования и водоотведения для организаций ВКХ, следовательно, последние вправе требовать, чтобы абоненты также соблюдали нормативы водоотведения (сбора) по составу сточных вод, что предусмотрено п. 61 Правил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения» абзац пятый пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» признан утратившим силу.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от дата N 3 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения» организациям, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, в 2014 году, а также до установления таким абонентам указанных нормативов рекомендуется руководствоваться требованиями пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от дата N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее соответственно - Постановление N 644, Правила N 644) с учетом изменений, утвержденных Постановлением N 3.

Согласно пункту 3 Постановления N 644 в редакции Постановления N 3 устанавливается, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» не распространяются на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.

Таким образом, с дата для всех категорий абонентов предусмотрены два вида платежей (плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плата за превышение нормативов по составу сточных вод (негативное воздействие на окружающую среду)). При таких обстоятельствах при применении нормативов водоканал правомерно руководствовался правовыми нормами, установленными нормативными правовыми актами, сохранившими силу (Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 167, постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» и действовавшими параллельно с новым законодательством (постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Таким образом, Постановлением Правительства РФ №... от дата «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в сфере водоотведения» в Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод №... от дата внесены изменения, согласно которым данные Правила применяются в отношении осуществления контроля за составом и свойствами сточных вод всех без исключения абонентов, а не только тех, которым установлены НДС (норматив допустимого сброса).

Более того, нормативы, утвержденные постановлением администрации городского поселения адрес№... от дата утверждены в целях соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты для МУП «Дюртюливодоканал» природоохранными органами, в целях соблюдения норм, которые установленных Министерством природопользования и экологии в РБ в решении о предоставлении водного объекта в пользование от дата№...-дата.№.... Утвержденные нормы, в спорном постановлении, рассчитаны согласно Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей от дата№.... В данном расчете используются: допустимая концентрация нормируемого загрязняющего вещества в составе нормативов допустимого сброса, утвержденных организацией, осуществляющей водоотведение; эффективность очистки сточных вод для каждого нормируемого вещества; годовой расход сточных вод, поступающих на очистные сооружения MУП «Дюртюливодоканал».

Ссылка на отсутствие в п. 61 абзаца 5 (защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации) в Постановлении Правительства от дата№..., который утратил силу, несостоятельна, поскольку данный пункт при определении значений допустимых концентраций загрязняющих веществ, иных веществ, для абонентов организаций не применяется.

Далее, спорное постановление основано на постановлении Правительства РФ №... от дата, где согласно изменений, которые вносятся в акты правительства РФ в сфере водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от дата№..., пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 – 71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата№... «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» для абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со ст. 27 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» действует до дата и соответственно спорное постановление прекращает свое действие с дата.

Таким образом, действующим законодательством органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации.

Исходя из изложенных выше норм права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 84 КАС РФ, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оспариваемое постановление не нарушает охраняемые законом права заявителя. Соблюдение установленных норм и требований законов является одним из условий осуществления предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом, а обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам является одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311, пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес к администрации городского поселения адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании недействующим постановления главы администрации №... от дата «Об утверждении нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ для нормируемых абонентов, осуществляющих водоотведение адрес», отказать.

Председательствующий Ф.Ф.Сафин

Судьи Л.Г.Гибадуллина

Н.Н.Якупова