ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Богомазова Е.А.
УИД 04RS0021-01-2020-001265-05
пост. 29 мая 2020 г. №33а-2024/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В.,
судей коллегии Назимовой П.С., Ихисеевой М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Соболевой А.В. в интересах несовершеннолетнего ребенка Молчановой П.А. к МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о признании действий незаконными, выразившиеся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в муниципальном образовательном учреждении, возложении обязанности предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности, по апелляционной жалобе представителя МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» по доверенности Санжиевой Е.Б., на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 апреля 2020 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление Соболевой А.В. в интересах несовершеннолетней Молчановой П.А. к МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» удовлетворить.
Признать бездействие МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», выразившееся в необеспечении Молчановой П.А., ... года рождения местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, незаконным.
Обязать МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» предоставить Молчановой П.А., ... года рождения место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ с учетом территориальной доступности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, обязав МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и Соболевой А.В.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., ознакомившись с апелляционной жалобой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Соболева А.В. просила признать действия МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» (далее также - Комитет по образованию), выразившееся в непредсотавлении места ее несовершеннолетнему ребенку Молчановой П.А., ... года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении, обязать ответчика предоставить место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
Требования основаны на том, что 11.12.2017 года, ее дочь поставлена на учет в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования. Соболева А.В. обратилась в Комитет по образованию с заявлением о предоставлении ее дочери места в муниципальном дошкольном учреждении, на что административный ответчик сообщил об отказе в удовлетворении ее заявления со ссылкой на необходимость соблюдения соответствующего порядка учета детей и комплектования квот в детские дошкольные учреждения. Заявителю было предложено воспользоваться альтернативными формами дошкольного обучения - группами дневного пребывания, частными детскими садами и прочими. Оспариваемые действия Комитета по образованию нарушают конституционные права ребёнка на получение доступного бесплатного дошкольного образования. Административный ответчик в соответствии со своими полномочиями не предпринимает надлежащих и достаточных мер по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, что требует судебного пресечения.
В судебное заседание административный истец Соболева А.В., представитель административного ответчика МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ не явились. Районным судом постановлено решение об удовлетворении административного иска в отсутствие неявившихся лиц.
В апелляционной жалобе представитель МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Санжиева Е.Б. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что в силу действующего законодательства поступление ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение возможно в порядке очередности с учетом нормативно установленных льгот. В соответствии с принятым Администрацией г. Улан-Удэ Порядком учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении осуществляется в порядке общей очередности, а при наличии льгот - в первоочередном или внеочередном порядке. Положения указанного Порядка, регулирующего спорные правоотношения, суд не применил, а также не учел положения статьи 17 Конституции РФ. Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении ребенку административного истца по решению суда нарушит конституционные права других детей, вставших в очередь ранее. Права ребенка могут быть реализованы в иных, вариативных формах дошкольного образования.
В судебное заседание по рассмотрению жалобы стороны, не явились. О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом. Представитель Комитета по образованию Санжиева Е.Б., Соболева А.В. ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии с положениями статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, а также гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9 Федерального закона № 273-ФЗ), получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3 и 4 названной выше статьи).
Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Как следует из материалов дела, Молчанова П.А., ... года рождения, с 11.12.2017 г. состоит на учете в реестре будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций г. Улан-Удэ.
Судом установлено, что Соболева А.В. обратилась в МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» с заявлением о предоставлении ее дочери места в муниципальном дошкольном учреждении.
Из ответа МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» от 17.02.2020 года следует, что место в дошкольном образовательном учреждении Молчановой П.А. будет выделено в установленном порядке, согласно очередности, при наличии мест в соответствующих детских садах. Дошкольное образование может предоставляться не только в муниципальном образовательном учреждении в режиме полного дня, но и в других вариативных формах.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Соболевой А.В. требований, поскольку материалы дела не содержат сведений, подтверждающих принятие Комитетом по образованию Администрации г. Улан-Удэ в порядке, установленном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона №273-ФЗ, мер для решения вопроса об устройстве дочери Соболевой А.В. в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
При этом суд правильно исходил из того, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, соответствующее заявление родителя), уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования. Непредоставление же ребенку такого места указывает о ненадлежащем исполнении уполномоченным органом возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права ребенка на получение доступного и бесплатного дошкольного образования.
Судом первой инстанции по делу установлены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы жалобы об очередном (первоочередном, внеочередном) порядке предоставления детям мест в дошкольных образовательных учреждениях, об отсутствии в них свободных мест, о превышении предельных норм комплектования, осуществлении органом местного самоуправления мероприятий по расширению сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений не могут быть приняты во внимание.
Приведенные обстоятельства на законность обжалуемого судебного решения не влияют, с учетом установленного факта нарушения права несовершеннолетней Молчановой П.А., на получение гарантированного государством общедоступного дошкольного образования.
При решении вопросов организации предоставления дошкольного образования органы местного самоуправления должны учитывать соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, обязаны создать достаточную сеть таких учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении соответствующей услуги. Место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в пределах доступности его посещения, что правомерно учтено судом первой инстанции.
Абзацем четвертым пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года №5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов его обучения, образовательного учреждения, следует сделать вывод о том, что группы кратковременного пребывания или иные вариативные формы обучения не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; в любом случае выбор конкретной формы обучения согласно базовым принципам в сфере образования законом отнесен только к компетенции родителей.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке в соответствии со статьей 310 КАС РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 апреля 2020 г. оставить без изменения, жалобу представителя МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: