ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2024/2018 от 25.04.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Апелляционное дело № 33а-2024/2018 Судья: Алексеева А.В.АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 апреля 2018 года гор. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Алексеева Д.В., при секретаре судебного заседания Шипееве А.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Чаплиной О.М., Зайцевой О.К. к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным действия (бездействия), выраженного в непринятии мер по осуществлению (сохранению) образовательной деятельности в обособленном структурном подразделении МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики - МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан и постановления от 30 августа 2017 года № 796 «О внесении изменений в структуру МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики», обязании осуществить мероприятия по восстановлению статуса МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, как действующего обособленного структурного подразделения МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики и выделить денежные средства на строительство нового здания для обособленного структурного подразделения МБОУ «Моргаушская СОШ» - МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, заложив ассигнования на строительство школы в бюджете Моргаушского района Чувашской Республики,

поступившее по апелляционной жалобе Чаплиной О.М., Зайцевой О.К. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года.

Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения административных истцов Чаплиной О.М., Зайцевой О.К., поддержавших апелляционную жалобу, представителя заинтересованных лиц Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики Ефремовой Н.С., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Административные истцы Чаплина О.М., Зайцева O.K. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением (с учетом уточнения). Требования мотивированы тем, что постановлением главы администрации Моргаушского района Чувашское Республики от 31 августа 2012 года № 762 по причине ветхости здания школы - обособленного структурного подразделения МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района - МБОУ «Кашмашская ООШ», расположенного по <адрес>, и наличия экспертного заключения, в соответствии с которым МБОУ «Кашмашская ООШ» не соответствовала государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническому регламенту СанПиН, МБОУ «Кашмашская ООШ» было реорганизовано путем присоединения к МБОУ «Моргаушская СОШ». Всего в 2016-2017 учебном году в школе обучалось 77 учеников, включая детей административных истцов. По требованию и инициативе жителей д. Кашмаши проектно-сметной организацией ООО «Стройиндустрия» была разработана проектно-сметная документация на строительство общеобразовательной школы на 108 ученических мест в д. Кашмаши. Положительное заключение государственной экспертизы получено 18 апреля 2014 года. Строительство здания основной общеобразовательной школы на 108 мест в д. Кашмаши было предусмотрено в 2015 году государственной программой Чувашской Республики «Развитие образования», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2011 года № 589. В последующем в указанную программу внесены изменения. В 2016 году сроки строительства школы перенесены на 2022-2023 годы в связи с дефицитом республиканского бюджета.

14 января 2017 года было проведено собрание жителей д. Кашмаши и выселок Хоракасы Моргаушского района, где было признано необходимым и перспективным строительство нового здания школы в д. Кашмаши. Решение собрания граждан направлено Моргаушскому районному Собранию депутатов Чувашской Республики, обращение - в администрацию Моргаушского района.

05 июля 2017 прокурором Моргаушского района в адрес главы администрации района года было внесено представление.

Постановлением от 30 августа 2017 года № 796 «О внесении изменений в структуру муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Моргаушская средняя общеобразовательная школа» административный ответчик против воли граждан, в нарушение требований законодательства, ликвидировал МБОУ «Кашмашская ООШ».

В настоящее время детей перевозят в МБОУ «Моргаушская СОШ» и МБОУ «Сятракасинская СОШ», которые переполнены детьми. Детям приходится ездить в школу на автобусе. Ежедневные поездки отражаются на их здоровье, они должны вставать рано, ожидать автобус в любую погоду. Автодороги не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения.

Административные истцы, указывая, что административным ответчиком нарушены конституционные права детей на получение образования в комфортных и безопасных условиях, реализуя полномочия по предоставлению общего образования, администрация Моргаушского района обязана создать надлежащее финансирование на проведение реконструкции и ремонта зданий учебных заведений либо строительства их новых зданий, обратились в суд с настоящими требованиями. Просили суд признать незаконными действия (бездействия) администрации Моргаушского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по осуществлению (сохранению) образовательной деятельности в обособленном структурном подразделении МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики - МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по <адрес>, отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан и постановления администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 30 августа 2017 года №796 «О внесении изменений в структуру МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики; обязании административного ответчика осуществить мероприятия по восстановлению статуса МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, как действующего обособленного структурного подразделения МБОУ «Моргаушская СОШ» и выделить денежные средства на строительство нового здания для обособленного структурного подразделения «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики - МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, заложив ассигнования на строительство школы в бюджете Моргаушского района Чувашской Республики на 2018 год.

Административный истец ФИО1 в суде заявленные требования поддержала в полном объеме7.

Административный истец ФИО2 в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3 требования истца не признала, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать. Суду пояснила, что требования административных истцов заявлены в интересах неопределенного круга лиц. Данное обстоятельство лишает их права на обращение в суд с настоящим административным иском, поскольку они не обладают административной процессуальной дееспособностью. Предъявление административного искового заявления лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью, является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 196 КАС РФ). С 18 февраля 2013 года после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица МБОУ «Кашмашская ООШ» путем реорганизации в форме присоединения к МБОУ «Моргаушской СОШ», МБОУ «Кашмашская ООШ» перестала действовать как самостоятельная образовательная организация. В ЕГРЮЛ сведений о наличии в составе МБОУ «Моргаушская СОШ» обособленного структурного подразделения, филиала, представительства не содержится. Для принятия администрацией Моргаушского района решения о внесении изменения в структуру МБОУ «Моргаушская СОШ» и упразднении структурного подразделения МБОУ «Кашмашская ООШ» заключения комиссии по оценке последствий решения и учета мнения жителей сельского поселения не требовалось. Ввиду несоответствия зданий МБОУ «Кашмашская ООШ» предъявляемым требованиям, учащиеся перемещены в другое здание, отвечающее требованиям, для продолжения образовательного процесса. Перемещение обучающихся на обучение, а также работников из одного здания учреждения в другое не является прекращением образовательной деятельности учреждения.

Представитель заинтересованного лица МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4 с требованиями административных истцов не согласился, поддержав доводы представителя административного ответчика администрации Моргаушского района истца ФИО3, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО5 просила в удовлетворении требований административным истцам отказать. Пояснила, что право детей на получение образования не нарушено, все учащиеся МБОУ «Кашмашская ООШ» охвачены обучением. 84,5% учащихся МБОУ «Моргаушская СОШ» охвачены дополнительным образованием. Дети административных истцов ФИО1 и ФИО6 кружки не посещают. Требования по перевозке детей на школьных автобусах не нарушаются. Учащихся перевозят на 2 школьных автобусах, соответствующих предъявляемым для перевозки детей требованиям. Поскольку бюджет на последующие три года принят, требование административных истцов о необходимости предусмотреть финансовые средства на строительство обособленного структурного подразделения МБОУ «Кашмашская ООШ» в 2018 году исполнено быть не может.

Представитель заинтересованных лиц Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО7 оставила разрешение административных исковых требований на усмотрение суда. Пояснила, что на сегодняшний день право оперативного управления помещениями МБОУ «Кашмашская ООШ» изъято, передано в оперативное управление МБОУ «Моргаушская СОШ». Самостоятельное юридическое лицо МБОУ «Кашмашская ООШ» ликвидировано, в связи с реорганизацией, завершенной в 2013 году. Согласно гражданскому законодательству, требований об открытии школы ни административные истцы, ни никто иной, заявить уже не может, в связи с тем, что это прямое право учредителя создавать и реорганизовывать юридические лица, в том числе образовательные организации. Согласно действующему законодательству административные истцы не имеют права выходить в суд с требованиями в защиту неопределенного круга лиц. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики предусмотрено строительство школы в д. Кашмаши в 2023 году. Программа будет реализована с учетом потребности в строительстве данной школы.

Решением Моргашского районного суда Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года постановлено:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным: действий (бездействия), выраженных в непринятии мер по осуществлению (сохранению) образовательной деятельности в обособленном структурном подразделении МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики - МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по <адрес>, отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья граждан; постановления от 30 августа 2017 года №796 «О внесении изменений в структуру МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики»; обязании осуществить мероприятия по восстановлению статуса МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, как действующего обособленного структурного подразделения МБОУ «Моргаушская СОШ» и выделить денежные средства на строительство нового здания для обособленного структурного подразделения МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики - МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики, заложив ассигнования на строительство школы в бюджете Моргаушского района Чувашской Республики на 2018 год, отказать.

Не согласившись с указанным решением суда, административные истцы ФИО1, ФИО2 подали на нее апелляционную жалобу по мотивам незаконности и необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права.

Проверив решение и доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, выслушав административных истцов, представителя заинтересованных лиц, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 218 того же Кодекса определяет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Как следует из буквального толкования содержания частей 10 и 12 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, а если речь идет о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации такой организации не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Указанный Федеральный закон вступил в законную силу и действует с 01 сентября 2013 года.

При этом в соответствии с действующим законодательством решения собрания граждан и результаты опроса граждан носят рекомендательный характер

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Свои требования административные истцы мотивируют тем, что действиями административного ответчика и его постановлением от 30 августа 2017 года № 796 «О внесении изменений в структуру МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики» нарушаются права и интересы их детей, обучавшихся ранее в обособленном структурном подразделении МБОУ «Моргаушская СОШ» - МБОУ «Кашмашская ООШ», расположенном по <адрес>, которую незаконно упразднили, детей перевели в другие школы (МБОУ «Моргаушская СОШ» и МБОУ «Сятракасинская СОШ»).

Судом установлено, что согласно уставу МБОУ «Моргаушская СОШ», утвержденному постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики № 698 от 07 июля 2015 года, учредителем МБОУ «Моргаушская СОШ» является администрация Моргаушского района Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени администрации Моргаушского района Чувашской Республики осуществляет отдел образования и молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени администрации Моргаушского района Чувашской Республики осуществляет отдел имущественных и земельных отношений.

Имущество учреждения закреплено за собственником на праве оперативного управления.

В связи с выявленными в ходе проверки готовности учреждений образования к началу нового 2012-2013 учебного года нарушениями санитарного законодательства и ветхостью здания МБОУ «Кашмашская ООШ», решением санитарно-противоэпидемической комиссии администрации Моргаушского района Чувашской Республики № 2 от 27 августа 2012 года «О ходе подготовки общеобразовательных учреждений Моргаушского района к новому 2012-2013 учебному году», администрации Моргаушского района было рекомендовано организовать учебный процесс обучающихся в МБОУ «Кашмашская ООШ» с 01 сентября 2012 года на базе близлежащих школ района.

Постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики от 31 августа 2012 года № 762 «О реорганизации МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики путем присоединения к ней МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики» МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики была реорганизована путем присоединения к ней МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики (л.д. 69 т. 1).

МБОУ «Моргаушская СОШ» имела (по уставу от 07 июля 2015 года) в своем составе обособленное структурное подразделение МБОУ «Кашмашская ООШ», действующее на основании Положения о структурном подразделении, утвержденном руководителем учреждения, расположенное по <адрес>. Юридический и фактический адрес МБОУ «Моргаушская СОШ»: Чувашская Республика, Моргаушский район, <адрес>.

Положением об обособленном структурном подразделении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, утвержденным директором МБОУ «Моргаушская СОШ» 08 апреля 2013 года приказом № 47«у», установлено, что обособленное структурное подразделение не являлось юридическим лицом, создано для качественного обеспечения обучения и воспитания учащихся и действовало на основании настоящего Положения и устава МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики (п. 1.2). Организация образовательного процесса в обособленном структурном подразделении регламентировалась учебным планом и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики (п. 4.2). Руководство и контроль за выполнением учебных планов и программ осуществляла администрация МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики (п. 4.2). Обособленное структурное подразделение не имело собственную смету доходов и расходов, текущие расходы планировались в смете образовательного учреждения и оплачивались из соответствующего бюджета (п. 5.1). Обособленное структурное подразделение финансировалось за счет бюджетных средств, в рамках финансирования МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики (п. 5.2). Управление обособленным структурным подразделением осуществлялось заместителем директора по учебно-воспитательной работе, назначаемым руководителем МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики приказом по школе (п. 5.3).

Экспертным заключением санитарно-эпидемиологического обследования № 158 от 29 октября 2012 года Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии» установлено несоответствие МБОУ «Кашмашская ООШ» Моргаушского района, расположенного по <адрес>, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническому регламенту СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.5.2409 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» (л. д. 73 -80 т. 1).

Приказом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики № 774 от 03 апреля 2013 года № 774 «О переоформлении лицензии МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года № 174, Положением о Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 2007 года № 217, на основании заявления лицензиата, в связи с реорганизацией в форме присоединения, МБОУ «Моргаушская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района была выдана лицензия от 03 апреля 2013 года № 151 на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Лицензия, от 03 августа 2011 года, выданная Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики МБОУ «Кашмашская ООШ», признана утратившей силу.

В ЕГРЮЛ содержатся сведения о прекращении деятельности МБОУ «Кашмашская ООШ» путем реорганизации в форме присоединения к МБОУ «Моргаушская СОШ» на основании заявления от 11 февраля 2013 года о внесении записи о прекращении деятельности присоединяемого юридического лица.

Постановлением № 796 от 30 августа 2017 года «О внесении изменений в структуру муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики» администрацией Моргаушского района Чувашской Республики постановлено провести внутреннюю реструктуризацию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики, внести изменения в структуру учреждения, упразднив обособленное структурное подразделение МБОУ «Кашмашская основная общеобразовательная школа»; педагогический состав, иных работников, а также обучающихся обособленного структурного подразделения МБОУ «Кашмашская ООШ» переместить в здание МБОУ «Моргаушская СОШ» в с. Моргауши; директору МБОУ «Моргаушская СОШ» поручено: внести соответствующие изменения в устав МБОУ «Моргаушская СОШ» и зарегистрировать в установленном действующим законодательством порядке; провести организационно-штатные мероприятия, внести изменения в структуру и штатное расписание МБОУ «Моргаушская СОШ»; провести инвентаризацию имущества обособленного структурного подразделения МБОУ «Кашмашская ООШ»; обеспечить соблюдение прав обучающихся обособленного структурного подразделения МБОУ «Кашмашская ООШ» в связи с перемещением (л. д. 169-170 т. 1).

Во исполнение постановления № 796 от 30 августа 2017 года МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики издан приказ от 30 августа 2017 года № 208о/д «О внесении изменений в структуру МБОУ «Моргаушская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики», которым постановлено: провести внутреннюю реструктуризацию МБОУ «Моргаушская СОШ», внести изменения в структуру учреждения, ликвидировав обособленное структурное подразделение МБОУ «Кашмашская основная общеобразовательная школа», прекратив его деятельность с 01 сентября 2017 года; внести соответствующие изменения в устав учреждения и представить их на регистрацию в установленном законом порядке; педагогический состав, иных работников, а также обучающихся Кашмашской ООШ переместить в здание учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, обеспечив соблюдение их прав, принять меры по устройству обучающихся в здании учреждения в с. Моргауши; осуществить необходимые организационно-штатные мероприятия в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и внести изменения в штатное расписание учреждения; провести инвентаризацию имущества, находящегося в Кашмашской ООШ в срок до 15 сентября 2017 года.

Постановлением администрации Моргаушского района от 18 сентября 2017 года № 840 «Об утверждении Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Моргаушская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики в новой редакции» утвержден устав МБОУ «Моргаушская СОШ» в новой редакции. Сведения об обособленном структурном подразделении МБОУ «Кашмашская ООШ», имевшиеся в уставе, утвержденном постановлением администрации Моргаушекого района Чувашской Республики № 698 от 07 июля 2015 года, в нем отсутствуют.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 декабря 2011 года № 589 (ред. от 25 января 2018 года) «О государственной программе Чувашской Республики «Развитие образования», Приложения № 6 к подпрограмме «Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» на 2016 - 2025 годы (приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников») государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования» «Перечень мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях в Чувашской республике в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы», строительство основной общеобразовательной школы на 100 мест в д. Кашмаши Моргаушского района запланировано на 2023 год.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу, что постановление администрации Моргаушского района Чувашской Республики принято в пределах своих полномочий по решению вопросов местного значения.Положения частей 11, 12 ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, п. 2 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» о реорганизации и ликвидации образовательных организаций в данном случае неприменимы.

Сделаны выводы по утверждениям о несогласии переноса срока строительства школы, поскольку не предоставлены доказательства незаконности вышеуказанного Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики.

При этом суд в решении также указал, что закон не относит родителей учащихся образовательного учреждения к числу лиц, наделенных правом оспаривания законности принятого администрацией Моргаушского района постановления от 30 августа 2017 года № 796.

При проверке довода жалобы в указанной части судебная коллегия исходит из того, что несмотря на данный вывод, районным судом рассмотрены по существу заявленные административные исковые требования и по ним постановлено решение, доступ граждан к правосудию не ограничен, определений об оставлении без рассмотрения или прекращении производства по делу в этой части не вынесены.

Исходя из этого процессуального противоречия вывод об отсутствии у административных истцов как родителей учащихся образовательного учреждения права оспаривания законности принятого администрацией Моргаушского района Чувашской Республики постановления подлежит исключению из решения суда.

Судебная коллегия в полном объеме соглашается с остальными выводами суда, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Полных и объективных доказательств, соответствующих принципам относимости и допустимости, того факта, что оспариваемым постановлением были созданы препятствия к доступности образования детей либо произведено не предусмотренное законодательством вмешательство в их образовательный процесс, заявителем не представлено и по делу не установлено.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Судебная коллегия при проверке ходатайства об исключении из доказательств по делу копии заключения по результатам проведения оценки последствий принятия решения о внутренней реорганизации средней общеобразовательной школы и ее обособленного структурного подразделения от 28.08.2017 г. не находит достаточных оснований для его удовлетворения. Кроме этого в тексте решения ссылка на указанное доказательство отсутствует.

Вопреки доводам апелляционной жалобы необоснованность заявленных требований подтверждается содержанием всей совокупности доказательств по делу. Оснований для признания указанного доказательства недопустимыми в соответствии со ст. 61 КАС РФ по делу не имеется, так как доказательств обратного стороной истца в соответствии с ч. 3 ст. 61 КАС РФ не представлено.

Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.

Оснований для иной оценки доказательств по делу не имеется.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и на их правильность не влияют, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и иное толкование закона, оснований для которых у судебной коллегии по закону не имеется.

При проверке доводов о процессуальных нарушениях по делу, заявленных административными истцами в суде апелляционной инстанции в части несвоевременного изготовления и выдачи протоколов судебных заседаний, следует исходить из содержания процессуальных документов в указанных частях, поданных замечаниях и ходатайствах сторон, а также процессуальных документов по их рассмотрению.

Само по себе нарушение срока изготовления процессуальных документов не может служить поводом к отмене решения, поскольку не влияет на законность окончательных выводов суда первой инстанции и не нарушает право заявителей на обжалование судебного акта.

Ссылки на несвоевременное изготовление протоколов кроме этого не подтверждены письменными доказательствами (л. д. 213-216 том 1), хотя сторона административного истца неоднократно ознакомливалась в полном объеме с материалами дела (л. <...>, 155-156, 244 том 2). Замечания на протоколы судебных заседаний в установленном законом порядке в предусмотренные сроки при этом не подавались.

Доводы о нарушениях, допущенных в протоколах судебных заседаний от 26.01.2018 г. и 16.02.2018 г. в части объявлений об отложении судебного заседания, а не перерыва в судебном заседании, неправомерном совмещении двух протоколов, судебной коллегией в апелляционной инстанции в полном объеме проверены, в том числе путем прослушивания аудиопротокола, но они не нашли своего объективного подтверждения и отклоняются как необоснованные.

Оснований считать полностью подтвердившимися ссылки на неисследования документов о полномочиях представителей, дипломов о высшем юридическом образовании, документов, удостоверяющих их служебные полномочия, по делу также не имеется.

Судебной коллегией наличие существенных или грубых нарушений процессуального законодательства, инструкции по делопроизводству и других норм правового регулирования в указанных частях, повлекших постановление незаконного или необоснованного судебного акта, нарушений закона, повлекших ущемление прав стороны по делу, со стороны суда не установлено.

Также отсутствуют достаточные основания для выводов о нарушении принципов объективности и беспристрастности. Несогласие с отклонениями ходатайств по делу, с постановленным по существу решением не может быть признано основанием для отмены или изменения решения суда.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, судебной коллегией по делу не установлено.

С учетом изложенного, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 16 февраля 2018 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Карлинов С.В.

Судьи: Орлова И.Н.

ФИО8