ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2026/18 от 06.12.2018 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Крутихина С.Н. Дело № 33а-2026/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Йошкар-Ола 6 декабря 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Попова Г.В.,

судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,

с участием прокурора Полозовой Т.В.,

при секретаре Демаковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению помощника прокурора Советского района Республики Марий Эл на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 3 октября 2018 года, которым ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл отказано в установлении административного надзора в отношении ФИО1.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении ФИО1, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса Российской Федерации, административного надзора и административных ограничений в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица в ночное время с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин., запрещения выезда за пределы Чеченской Республики.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционном представлении участвовавшей в рассмотрении дела помощника прокурора Советского района Республики Марий Эл ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления в связи с неправильным применением и толкованием судом норм материального права.

ФИО1, представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл, извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав прокурора Полозову Т.В., поддержавшую апелляционное представление и просившую решение суда отменить, административное исковое заявления ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл удовлетворить, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, рассмотрев дело по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказав в установлении в отношении ФИО1 административного надзора и административных ограничений, суд исходил из того, что назначенное приговором суда дополнительное наказание в виде ограничения свободы ФИО1 не отбыто, и административный надзор может быть установлен после отбытия указанного наказания по заявлению органа полиции.

Между тем с указанными выводами суда нельзя согласиться в связи со следующим.

Установлено, что приговором Заводского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 7 августа 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 208 Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с ограничением свободы сроком на один год.

В соответствии со статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации на период отбывания дополнительного наказания ФИО1 установлены следующие административные ограничения: не выезжать за пределы территории муниципального образования, где осужденный будет проживать после отбывания лишения свободы, не изменять места жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Также на ФИО1 возложена обязанность 1 раз в месяц являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, для регистрации.

18 октября 2017 года осужденный ФИО1 прибыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл, освобожден 6 октября 2018 года по отбытию наказания.

В период отбывания наказания допустил два нарушения режима отбывания наказания, объявлены устные выговоры, поощрений не имеет; администрацией учреждения характеризуется отрицательно; вину в совершении преступлений не признает, в содеянном не раскаивается; с 19 октября 2017 года состоит на профилактическом учете как изучающий, пропагандирующий, исповедующий либо распространяющий экстремистскую идеологию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон от 6 апреля 2011 года№ 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, в том числе предусмотренного 208 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Часть 2 статьи 208 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года № 130-ФЗ, в соответствии с которой был осужден ФИО1, предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет и в силу части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации указанное преступление относилось к категории тяжких.

Следовательно, ФИО1 подпадает под категорию лиц, в отношении которых законом предусмотрено установление административного надзора.

Исходя из взаимосвязанных положений статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ и частей 7, 8 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы вправе обратиться администрация исправительного учреждения, а в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания - орган внутренних дел.

В силу части 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

В силу приведенных выше положений действующего законодательства, применение административного надзора связывается с освобождением из мест лишения свободы лица, имеющего непогашенную и неснятую судимость, и обращение в суд с заявление об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, отнесено к полномочиям администрации исправительного учреждения.

На момент обращения в суд с указанным административным исковым заявлением ФИО1 отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл.

Следовательно, выводы суда первой инстанции об отсутствии права на предъявление данного иска у администрации указанного учреждения основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

При этом приведенные судом положения пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, раскрывающие полномочия органов внутренних дел в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, ошибочно истолкованы как ограничивающие полномочия администрации исправительного учреждения в отношении отбывающих наказание в виде лишения свободы лиц.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об установлении в отношении ФИО1 административного надзора.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

На основании пункта «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость ФИО1 за тяжкое преступление погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в статье 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ.

Судебная коллегия считает, что установление ФИО1 административных ограничений в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица в ночное время с 22 час. 00 мин. до 6 час. 00 мин., запрещения выезда за пределы Чеченской Республики обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное представление помощника прокурора Советского района Республики Марий Эл удовлетворить.

Решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 3 октября 2018 года отменить, принять по административному делу по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл об установлении административного надзора в отношении ФИО1 новое решение, которым административные исковые требования ФКУ ИК-5 УФСИН России по Республике Марий Эл удовлетворить.

Установить в отношении ФИО1, <дата> года рождения, <...> административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок административного надзора в отношении ФИО1 исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Установить ФИО1 административные ограничения в виде:

- обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22 час.00 мин. до 06 час. 00 мин.;

- запрещения выезда за пределы Чеченской Республики.

Председательствующий Г.В. Попов

Судьи И.А. Медведева

Э.И. Салихова