ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2026/2018 от 15.03.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-2026/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 15 марта 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Солопьева В.И., Кудряшова В.К.

при секретаре Лексиковой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Крючковского сельсовета Беляевского района Оренбургской области на решение Беляевского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Белявского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Белявского района Оренбургской области о понуждении к принятию мер по устранению нарушений законодательства о концессионных соглашениях.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

установила:

Прокурор Беляевского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным административным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях в деятельности администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области (далее – администрация МО Крючковский сельсовет). Как указано в административном исковом заявлении, в ходе проведенной проверки выявлены нарушения законодательства о концессионных соглашениях. В собственности муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области имеется ряд объектов, в отношении которых концессионные соглашения могут быть заключены: автомобильные дороги или участки автомобильных дорог; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения; централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты, предназначенные для освещения территорий сельских поселений; объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

По мнению прокурора, административным ответчиком в нарушение действующего законодательства перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в срок до 01 февраля 2017 года не утвержден, на официальном сайте администрации сельсовета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещен.

В результате противоправного бездействия муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области нарушаются права и охраняемые интересы третьих лиц.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области, выразившееся в неутверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также неразмещении его на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» и обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения путем утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также его размещения на официальном сайте администрации муниципального образования в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Беляевского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2017 года административное исковое заявление прокурора Беляевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства о концессионных соглашениях удовлетворено.

Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области, выразившееся в не утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также не размещении его на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет».

Возложено на администрацию муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области устранить выявленные нарушения путем утверждения перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, а также его размещения на официальном сайте администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области.

С указанным решением не согласилась администрация МО Крючковский сельсовет, указав, что органы местного самоуправления как полноправные собственники муниципального имущества в силу закона не планировали заключать концессионные соглашения в отношении муниципального имущества, в том числе указанного в решении суда, потому соответствующий перечень не был утвержден и размещен. Просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Беляевского района просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции глава администрации МО Крючковский сельсовет ФИО1 и представитель административного ответчика ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решения отменить, отказав в удовлетворении административного иска.

Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Трофимов А.А. против доводов апелляционной жалобы возражал, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

Целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из данного закона или существа концессионного соглашения.

В силу положений части 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона объектами концессионного соглашения являются:

- автомобильные дороги или участки автомобильных дорог;

- объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;

- системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем;

- объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, в соответствии с частью 4.1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае включения в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления размещают на указанных в настоящей части официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о порядке получения копии подготовленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, сфере водоснабжения и водоотведения отчета о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения.

Судом установлено, что в муниципальной собственности администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Беляевского района Оренбургской области имеется ряд объектов: водопроводы в с. Рождественка, с. Крючковка, с. Буранчи, буровые скважины в с. Рождественка, с. Буранчи, с. Крючковка, водонапорные башни в с. Рождественка, с. Буранчи, с. Крючковка.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в соответствии с положениями части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» указанные объекты отнесены к объектам, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений.

Следовательно, на административном ответчике в силу приведенной нормы закона лежит обязанность по утверждению и размещению в установленные сроки на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствующего перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене полностью ввиду следующего.

Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

На основании части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, отнесено к вопросам местного значения поселений.

Пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294).

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи вещи, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем включены в перечень объектов концессионного соглашения.

Вместе с тем, решение вопроса о включении в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, является правом органа местного самоуправления, о чем указано в части 3 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ. И только при наличии плана к заключению концессионных соглашений, муниципальное образование утверждает их перечень, который должен быть опубликован в установленном законом порядке.

Само по себе наличие в муниципальной собственности объектов, в отношении которых могут быть заключены концессионные соглашения, при отсутствии плана (намерения) органа местного самоуправления передачи таких объектов во владение и пользования в целях хозяйственной деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно части 2 статьи 3 Кодекса одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Частью 1 статьи 4 Кодекса установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Право на судебную защиту не является абсолютным, и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении дела не представлено убедительных доказательств того, что орган местного самоуправления не обеспечивает эффективное использование имущества, находящегося в муниципальной собственности, переданного в хозяйственное ведение, а также нарушает чьи-либо права бездействием, выразившимся в неутверждении перечня объектов, не запланированных для передачи по договору концессионного соглашения.

Не исполнение органом местного самоуправления обязанностей по утверждению и размещению в информационной сети объектов концессионного соглашения, не препятствует лицам или организациям обратиться с инициативой для заключения такого соглашения, в связи с чем отсутствует факт нарушения права, подлежащего судебной защите.

Ссылка заявителя на положения статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не свидетельствует о нарушении административным ответчиком закона, поскольку в указанной статье заключение концессионного соглашения предусмотрено в случае передачи имущества во владение или пользование.

Как следует из объяснения главы администрации МО Крючковский сельсовет, объекты с 2009 года находятся в хозяйственном ведении муниципального предприятия, что никем не оспаривается.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не может быть признанно законным и обоснованным и подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Беляевского районного суда Оренбургской области от 25 декабря 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Белявского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Крючковский сельсовет Белявского района Оренбургской области о понуждении к принятию мер по устранению нарушений законодательства о концессионных соглашениях отказать.

Председательствующий:

Судьи: