ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2026/2022 от 15.08.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: судья Борец С.М.

УИД 19RS0011-01-2022-001926-52

дело № 33а-2026/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Абакан 15 августа 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Вениченко О.В., Долгополовой Т.В.,

с участием прокурора Васильевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Компаниец Сергея Алексеевича к территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии, о возложении обязанности, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 1 августа 2022 г., которым требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения председателя территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия Матейко Е.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Посталакий А.С., выразившего согласие с решением суда, представителя Хакасского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Молчанова М.А., выразившего согласие с доводами апелляционной жалобы, заключение прокурора Васильевой Е.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 15.06.2022 № 102 на 11.09.2022 назначены выборы депутатов Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района от 01.07.2022 № 81/407-5 заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Усть-Абаканское местное отделение ХРО КПРФ по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва.

24.07.2022 территориальной избирательной комиссией Усть-Абаканского района принято постановление № 92/515-5 об отказе Компаниец С.А. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1.

Компаниец С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене указанного решения. Мотивировал требования тем, что у избирательной комиссии не имелось законных оснований для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты, поскольку членство в Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России автоматически прекращено при вступлении его в члены Политической партии КПРФ 12.05.2022, т.е. до выдвижения его избирательным объединением в качестве кандидата в депутаты. Полагал, что вывод административного ответчика о нарушении Федерального закона «О политических партиях» является ошибочным и не соответствует фактическим обстоятельствам.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Хакасское региональное отделение политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации (далее - ХРО КПРФ), Хакасское региональное отделение Политической партии Либерально-Демократическая Партия России (далее - ХРО ЛДПР).

В судебном заседании представитель административного истца Посталакий А.С. требования поддержал по изложенным в иске доводам.

Представитель административного ответчика председатель Территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Матейко Е.И. требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица координатор ХРО ЛДПР Молчанов М.А. просил суд отказать в удовлетворении административного иска, пояснив, что Компаниец С.А. до настоящего времени является членом ЛДПР и состоит на партийном учете, решение о его выходе (исключении) из партии не принималось.

Участвующий в деле заместитель прокурора Усть-Абаканского района Кузнецова О.Л. дала заключение о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Административный истец и представитель заинтересованного лица ХРО КПРФ в судебное заседание не явились.

Решением Усть-Абаканского районного суда от 01.08.2022 административное исковое заявление удовлетворено частично.

Суд признал незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района от 22.07.2022 № 92/515-5 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1 Компаниец С.А.»; обязал административного ответчика зарегистрировать Компаниец С.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1; в удовлетворении остальной части требований отказал.

В апелляционной жалобе председатель территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия Матейко Е.И. просит решение отменить, принять новое в удовлетворении требований отказать полностью. Повторяя доводы, изложенные при рассмотрении дела, ссылаясь на положения Федерального закона «О политических партиях» и положения Устава ЛДПР, полагает неверным вывод суда о том, что прекращение членства в партии в результате вступления в другую партию не предполагает принятие какого-либо решения уполномоченным органом партии. На основании чего считает, что 30.06.2022 при выдвижении Усть-Абаканским местным отделением ХРО КПРФ кандидатов в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва Компаниец С.А. являлся членом ЛДПР. В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона № 95-ФЗ гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии. Учитывая специфику избирательных правоотношений, административному истцу следовало действовать с той степенью осмотрительности, которая исключила бы возможность другим участникам правоотношений считать, что он является членом иной политической партии. Бездействие Компаниец С.А. привело к нарушению подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.07.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что является основанием для отказа в регистрации.

В письменных возражениях представитель административного истца Посталакий А.С., представитель заинтересованного лица ХРО КПРФ Назаренко Г.Н., а также прокурор Кузнецова О.Л. полагали решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции председатель территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района Республики Хакасия Матейко Е.И. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного истца Посталакий А.С. выразил согласие с решением суда, представитель Хакасского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России Молчанов М.А. выразил согласие с доводами апелляционной жалобы, прокурора Васильева Е.В. полагала решение законным и обоснованным.

Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу частей 2, 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 15.06.2022 № 102 на 11.09.2022 назначены выборы депутатов Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва.

В силу части 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 20.12.2012 № 123-ЗРХ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Республике Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия №123-ЗРХ) окружные избирательные комиссии формируются при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии решением Избирательной комиссии Республики Хакасия.

Окружная избирательная комиссия осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе; осуществляет регистрацию кандидатов, выдвинутых по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, их доверенных лиц, уполномоченных представителей по финансовым вопросам и выдает им удостоверения установленного образца (пункты 1, 2, 3 части 9 статьи 6 Закона Республики Хакасия № 123-ЗРХ).

Полномочия окружной избирательной комиссии по четырехмандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия решением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 24.06.2022 № 12/112-8 возложены на территориальную избирательную комиссию Усть-Абаканского района в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 1 статьи 6 Закона Республики Хакасия № 123-ЗРХ.

Из материалов дела следует, что постановлением от 01.07.2022 №81/407-5 территориальная избирательная комиссия заверила список кандидатов в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Усть-Абаканское местное отделение ХРО КПРФ, в том числе по четырехмандатному избирательному округу № 1 в качестве кандидата указан Компаниец С.А.

06.07.2022 Компаниец С.А. обратился в территориальную избирательную комиссию с заявлением о даче согласия избирательному объединению Усть-Абаканское местное отделение ХРО КПРФ баллотироваться по четырехмандатному избирательному округу № 1 на выборах депутатов Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва.

В заявлении Компаниец С.А. указал, что не является членом какой-либо политической партии, иного общественного объединения.

15.07.2022 им были представлены документы для регистрации.

Порядок регистрации кандидатов на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления определен Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) и Законом Республики Хакасия от 08.07.2011 № 65-ЗРХ «О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия» (далее – Закон Республики Хакасия № 65-ЗРХ).

Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения (пункт 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон № 95-ФЗ).

В силу пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона № 95-ФЗ политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 – 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ одним из оснований отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Постановлением от 22.07.2022 № 92/515-5 территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации Компаниец С.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу № 1 с указанием на то, что будучи выдвинутым избирательным объединением Усть-Абаканское местное отделение ХРО КПРФ он также является членом Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России.

Согласно статье 2, подпункту «в» пункта 21 Федерального закона № 95-ФЗ право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов.

В соответствии с пунктом 4.7 Устава ЛДПР член ЛДПР имеет право свободно выйти из партии по письменному заявлению в орган, принявший в партию.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из того, что 13.05.2022 Компаниец С.А. принят в члены КПРФ, в связи с чем его членство в ЛДПР прекращено на основании пункта 4.12 Устава ЛДПР с указанной даты.

При этом суд не обратил внимания на то, что в Уставе ЛДПР, в том числе в пункте 4.12, отсутствуют положения, предполагающие автоматическое исключение члена ЛДПР из партии по указанным в нем основаниям без предоставления подтверждающих данные обстоятельства документов или, в случае вступления в другую политическую партию, без личного заявления члена ЛДПР в соответствии с пунктами 4.7, 4.11 Устава.

Отсутствуют такие положения и в Федеральном законе № 95-ФЗ.

Между тем, из пояснений представителя ХРО ЛДПР Молчанова М.А. следует, что Компаниец С.А. до настоящего времени является членом ЛДПР, с заявлением о выходе из рядов ЛДПР не обращался, членский билет не сдал, информация о его приеме в члены КПРФ в ХРО ЛДПР не предоставлялась, решение о его исключении из ЛДПР и снятии с партийного учета Координационным Советом в соответствии с подпунктом «в» пункта 6.10 Устава ЛДПР не принималось.

Факт того, что Компаниец С.А. активный член ЛДПР, подтверждается его заявлением о приеме в ряды ЛДПР, протоколом собрания Координационного Совета ХРО ЛДПР от 25.06.2020 № 72, которым было принято решение о приеме Компаниец С.А. в члены ЛДПР, копиями удостоверений от 31.07.2020 о регистрации Компаниец С.А. по партийному списку ЛДПР кандидатом в депутаты Совета депутатов Арбатского сельсовета четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3, кандидатом в депутаты Совета депутатов Нижнесирского сельсовета четвертого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2, кандидатом в депутаты Совета депутатов Матурского сельсовета четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2.

22.07.2022 в территориальную избирательную комиссию поступила информация от ХРО ЛДПР о том, что Компаниец С.А. с 25.06.2020 является членом данной партии с приложением соответствующей справки, что и послужило основанием для принятия оспариваемого постановления.

Доказательства того, что Компаниец С.А. обращался с заявлением в ХРО ЛДПР о выходе из рядов ЛДПР либо в ХРО ЛДПР предоставлялись документы, подтверждающие наличие оснований для исключения Компаниец С.А. из членов ЛДПР и Координационным Советом ХРО ЛДПР принималось решение о снятии Компаниец С.А. с партийного учета, не представлены.

При таких обстоятельствах постановление территориальной избирательной комиссии от 22.07.2022 № 92/515-5 не противоречит закону и является обоснованным.

Поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение от 01.08.2022 подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 1 августа 2022 г. по настоящему делу отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Компаниец Сергея Алексеевича о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Усть-Абаканского района от 22 июля 2022 г. № 92/515-5 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №1 Компаниец Сергею Алексеевичу», обязании зарегистрировать Компаниец Сергея Алексеевича кандидатом в депутаты Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия седьмого созыва по четырехмандатному избирательному округу №1 – отказать.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

О.А. Страхова

Судьи

О.В. Вениченко

Т.В. Долгополова

В мотивированной форме решение составлено 16 августа 2022 г.