ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2030/2022 от 13.04.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Гладских Д.Ю. Дело № 33а-2030/2022

25RS0007-01-2020-006227-80

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 апреля 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Гончарова А.А.,

судей Гуцалова И.В. и Украинцевой С.Н.

при секретаре Бондаренко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу и пени, по апелляционной жалобе административного истца на решение Артемовского городского суда Приморского края от 11 октября 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований МИФНС России №16 по Приморскому краю отказано.

Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения ФИО2 и ее представителя ФИО3, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

МИФНС России №8 по Приморскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании налоговой недоимки и пени, указав, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, с 17.08.2009 на праве собственности имеет земельный участок, за владение которым ей доначислен земельный налог за 2014, 2015, 2016 годы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением от 18.11.2011 №292-па «О результатах государственной оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Приморского края» в размере 10194599,65 руб. Сумма налога за каждый налоговый период определена в размере 30854 руб. Административному ответчику направлено налоговое уведомление №18695046 от 14.07.2017 об уплате налога с расчетом за 2014, 2015, 2016 г.г. по сроку уплаты 01.12.2017, в сумме 91752 руб. В связи с неоплатой налога, налогоплательщику ФИО2 начислены пени по земельному налогу в сумме 227,10 руб. за период 02.12.2017 по 10.12.2017, в адрес налогоплательщика направлено требование №18303 по состоянию на 11.12.2017, которое до настоящего времени не исполнено.

Налоговая инспекция просила взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу в сумме 91359, 28 руб. из них: по земельному налогу за 2014-2016 годы в сумме 91132, 18 руб., пени по земельному налогу в сумме 227,10 руб.

Определением Артемовского городского суда Приморского края от 15 апреля 2021 года произведена замена административного истца его правопреемником МИФНС России №16 по Приморскому краю.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС России№16 по Приморскому краю.

В судебном заседании административный ответчик ФИО2 и ее представитель ФИО3 не согласились с заявленными требованиями, ссылались на нарушение п. 2 ст. 5 НК РФ, не применение налоговым органом при доначислении налога акта законодательства о налогах и сборах, не допускающего повышать налоговые ставки.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе заместитель начальника налоговой инспекции просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, регулирующих налоговые правоотношения.

В соответствии с абз.3 п.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности (п.1 ст.388 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п.4 ст.397 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 391 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом (пункт 1.1. ст.391 НК РФ).

Судом установлено, что ФИО2 с 2009 года является собственником земельного участка, расположенного в Партизанском районе Приморского края, участок , с кадастровым номером , с видом разрешенного использования – для ведения садоводства и огородничества. За 2014 год земельный налог по сроку уплаты 01.10.2015 исчислялся из кадастровой стоимости земельного участка в размере 7004 руб. и составил 21 руб., за 2015 год по сроку оплаты 01.12.2016 исчислялся из кадастровой стоимости земельного участка в размере 7004 руб. и составил 21 руб.

При получении от регистрирующего органа, сведений о кадастровой стоимости земельного участка в порядке ст. 85 НК РФ, налоговый орган произвел перерасчет суммы налога за период 2014-2016 г.г.

Постановлением Администрации Приморского края от 18.11.2011 №292 «О результатах государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Приморского края» кадастровая стоимость земельного участка принадлежащего административному ответчику составила 10194599,65 руб.

Исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением от 18.11.2011 № 292-па, сумма земельного налога за 2014-2016 годы определена в размере 30854 руб., по сроку оплаты 01.12.2017.

Поскольку за 2014, 2015 годы ставка налога определялась по прежней кадастровой стоимости земельного участка, налоговый орган в 2017 году доначислил налогоплательщику земельный налог за 2014, 2015 и определил сумму земельного налога за 2016 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 10194599,65 руб., определив размер задолженности по земельному налогу по 30854 руб. за каждый налоговый период.

Отказывая налоговому органу в удовлетворении иска о взыскании с ФИО2 недоимки по земельному налогу, суд пришел к выводу о том, что налоговый орган необоснованно начислил ответчику налог за 2016 год из расчета кадастровой стоимости в размере 10194599,65 руб., поскольку
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 07.12.2015 N 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Приморского края, в том числе земельных участков в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений Приморского края», кадастровая стоимость земельного участка административного ответчика изменена и составила 56139,72 руб., а также суд сделал вывод об отсутствии у налогового органа полномочий доначислить налогоплательщику земельный налог за 2014 и 2015 годы в 2017 году, по причине действия в отношении земельного участка ответчика нормативного акта, изменившего кадастровую стоимость земельного участка, которая уменьшает сумму налога.

Между тем перечисленные выводы сделаны без учета специальных норм, регулирующих налоговые правоотношения, не установлены обстоятельства имеющие значение для дела, так как решение не содержит выводов о расчете налога за каждый из трех налоговых периодов, являющихся предметом спора, в нарушение пункта 1.1. ст.391 НК РФ, суд неправомерно распространил действие новой кадастровой стоимости на прошлые налоговые периоды, что в совокупности свидетельствует о незаконности решения и наличии оснований для его отмены.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п.4 ст.57 НК РФ). Согласно абз. 3 п.2 ст.52 НК РФ в редакции, действовавшей на 01.12.2017, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Получив сведения о кадастровой стоимости земельного участка, увеличивающей налоговую баз при расчете земельного налога, налоговый орган доначислил административному ответчику земельный налог на основании п.2 ст.52 НК РФ, по сроку уплаты 01.12.2017, за три предшествующих периода 2014, 2015, 2016 годы, определив сумму земельного налога по 30854 руб. за каждый налоговый период, направив в адрес ответчика налоговое уведомление № 18695046 от 14.07.2017 об уплате с расчетом земельного налога за 2014-2016 годы.

Довод административного ответчика о недопустимости начисления суммы налога в сторону увеличения, основан на неверном применении изменений ст. 52 НК РФ, не имеющих обратной силы.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» статья 1 Закона, предусматривающая дополнение статьи 52 НК РФ пунктом 2.1 о том, что перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов, вступила в силу 1 января 2019 года и не распространяется на налоговые периоды 2014-2016 годов.

Таким образом, в 2017 году налоговая инспекция вправе была выставлять налогоплательщику требование о перерасчете суммы земельного налога, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 07.12.2015 N 4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Приморского края, в том числе земельных участков в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений Приморского края» установлена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ФИО2, с кадастровым номером в размере 56139,72 руб.

При изменении кадастровой стоимости земельного участка, расчет налога будет зависеть от того, с какой даты применяется новая измененная стоимость согласно ч. 2 ст. 18 Закона о кадастровой оценке.

В силу ч.7 ст.18Закона о кадастровой оценке для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В то же время, судебная коллегия учитывает, что новые результаты кадастровой оценки, утвержденные Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 07.12.2015 N 4-п вступили в законную силу с 1 января 2016 года, о чем указано в п.4 названного постановления, следовательно, земельный налог за 2016 год может быть исчислен с учетом новой кадастровой стоимости земельного участка - 56139,72 руб.

С учетом новой кадастровой стоимости и с применением коэффициента 0,3% сумма земельного налога за 2016 год составит 168 руб.

При имеющемся правовом регулировании, суд необоснованно распространил новую кадастровую стоимость, установленную нормативным правовым актом, вступившим в законную силу с 1 января 2016 года, на налоговые периоды 2014, 2015 годов, тем самым, незаконно придал обратную силу Постановлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 07.12.2015 N4-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Приморского края, в том числе земельных участков в составе садоводческих, огороднических и дачных объединений Приморского края».

Порядок исчисления налоговой базы для расчета земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка урегулирован законодательством о кадастровой оценке, поэтому общая норма ч.2 ст.5 НК РФ о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени не может служить основанием для расчета земельного налога за 2014 и 2015 годы на основании кадастровой стоимости земельного участка, измененной по истечении спорных налоговых периодов.

Учитывая изложенное, налоговый орган правомерно начислил ответчику земельный налог за 2014, 2015 годы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 10194599,65 руб., установленной постановлением от 18.11.2011 №292-па.

Расчет земельного налога на основании п.1 ст.396 НК РФ за 2014 год осуществляется следующим образом: кадастровая стоимость земельного участка 10194599,65руб. х на налоговую ставку 0,3% = 30584 руб.; за 2015 год расчет суммы налога осуществляется аналогично: 10194599,65руб. х 0,3% = 30584 руб.; за 2016 год сумма земельного налога, рассчитанная из кадастровой стоимости земельного участка, равной 56139,72 руб. х 0,3%, составила 168 руб.

Итого общая сумма налоговой задолженности по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы составляет 61336 руб.

Налоговый орган признал частичную оплату ответчиком налога за спорные периоды в сумме 619,82 руб., поэтому за вычетом оплаченной суммы, задолженность по земельному налогу за 2014-2016 годы, подлежащая взысканию с налогоплательщика, составила 60716 руб. (61336 руб. - 619,82 руб.).

В связи с неисполнением налогоплательщиком налоговой обязанности, за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 (9 дней) подлежит уплате пеня, которая составляет 75,70 +75,70 +0 = 152 руб.

Итоговая сумма недоимки по земельному налогу и пене составляет 61488 руб.

В письменных возражениях относительно заявленных требований, ответчик ссылается на пропуск налоговым органом срока для обращения в суд, однако данное обстоятельство не нашло подтверждения в материалах дела.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из дела усматривается, что административному ответчику направлено налоговое уведомление №18695046 от 14.07.2017 на уплату налогов с расчетом за 2014, 2015, 2016 г.г. по сроку уплаты 01.12.2017 в сумме 91752 руб. В связи с неоплатой налога, налогоплательщику ФИО2 начислены пени по земельному налогу в сумме 227,10 руб. за период 02.12.2017 по 10.12.2017.

В адрес налогоплательщика направлено требование №18303 по состоянию на 11.12.2017, со сроком исполнения до 05.02.2018, которое ответчиком не исполнено.

До истечения шестимесячного срока, мировым судьей судебного участка №2 Ленинского судебного района г. Владивостока 27 июля 2018 года вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 земельного налога и пени, который в дальнейшем определением и.о. мирового судьи судебного участка №2 Ленинского района г.Владивостока от 13 марта 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями от должника.

После отмены судебного приказа, в последний день срока, предусмотренного абз. 2 п.3 ст.48 НК РФ, налоговый орган направил в Артемовский городской суд административное исковое заявление о взыскании недоимки по налогу.

Таким образом, порядок и процедура взыскания недоимки по земельному налогу и пене налоговым органом соблюдены, сроки для обращения в суд с административным иском не нарушены.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым вынести новое решение по административному делу об удовлетворении административного искового заявления МИФНС о взыскании с административного ответчика недоимки частично, определив к взысканию сумму налоговой недоимки и пени, согласно вышеприведенному расчету.

Ссылка представителя административного ответчика на то, что ФИО2 является многодетной матерью и имеет налоговую льготу, не влияет на расчет налоговой недоимки, поскольку налогоплательщик не обращалась в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением и пакетом документов, подтверждающих право, а в силу п. 1.1 ст. 21, п. 10 ст. 396 НК РФ, реализация права на получение налоговой льготы, в том числе в виде налогового вычета, носит заявительный характер, и осуществляется налоговым органом.

Если у налогоплательщика возникла налоговая льгота, которая ранее не была учтена при направлении ей налогового уведомления, она будет применена с периода, в котором у налогоплательщика возникло право на эту льготу. При этом налоговый орган, в случае обращения ответчика, проведет перерасчёт, уменьшающий налоговые платежи на сумму такой льготы.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Артемовского городского суда Приморского края от 11 октября 2021 года отменить, принять по административному делу новое решение.

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Приморскому краю к ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 60716 руб., пени за период с 02.12.2017 по 10.12.2017 (9 дней) в размере 152 руб.

Всего взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Приморскому краю 61488 руб.

В остальной части административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Приморскому краю оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО2 госпошлину в местный бюджет в размере 2044 руб. 44 коп.

Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи