ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2032/16 от 31.03.2016 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья Саблина Е.А. Стр. 63 г/п 00 руб.

Докладчик Верещагин Г.С. № 33а-2032/16 31 марта 2016 года

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Верещагина Г.С.,

судей Гудушина Н.Б., Лобановой Н.В.,

при секретаре Казанковой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 17 сентября 2015 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – удовлетворить.

Признать незаконным отказы Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.05.2015 и 25.06.2015 в согласовании специалиста для включения в состав межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений и многоквартирных домов жилищного фонда на территории муниципального образования «Северодвинск».

Обязать Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору согласовать специалиста для включения в состав межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений и многоквартирных домов жилищного фонда на территории муниципального образования «Северодвинск» в срок не позднее десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщить об исполнении решения суду и в прокуратуру города Северодвинска не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу».

Заслушав доклад судьи Верещагина Г.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

заместитель прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным отказов от 18 мая 2015 года и 25 июня 2015 года в согласовании специалиста для включения в состав межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений и многоквартирных домов жилищного фонда на территории муниципального образования «Северодвинск».

В обоснование заявленных требований указано на то, что отказ Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в согласовании специалиста для включения в состав межведомственной комиссии в ответ на обращение администрации Северодвинска препятствует формированию межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений и многоквартирных домов жилищного фонда на территории муниципального образования «Северодвинск» и нарушает права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Бостан Е.И. заявление поддержал.

Представитель Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности Мумрина Т.В. просила в удовлетворении требований отказать.

Администрация муниципального образования «Северодвинск» о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласился административный ответчик Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что Ростехнадзор осуществляет функции контроля и надзора в области промышленной безопасности только на опасных производственных объектах, к которым жилые помещения и многоквартирные дома не относятся.

Полагает, что только в исключительном случае после произошедшей техногенной аварии возможно участие представителя Ростехнадзора в межведомственной комиссии с целью установления зон вероятных разрушений.

В поданных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора города Северодвинска Филимонов А.В. полагает решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности Мумрину Т.В., прокурора Бабицкую Д.Э., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ признание жилого помещения непригодным для проживания является обязанностью органа местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).

В силу п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Как установил суд первой инстанции, администрация муниципального образования «Северодвинск» письмами № 03-01-16/3877 от 20 апреля 2015 года и № 03-02-02/5905 от 11 июня 2015 года в адрес Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направляла проект постановления администрации «О создании межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений и многоквартирных домов жилищного фонда на территории муниципального образования «Северодвинск» с целью согласования специалиста управления для включения в состав межведомственной комиссии.

Письмами № 56-1-8/16277 от 18 мая 2015 года и № 56-1-08/21698 от 25 июня 2015 года Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отказало в согласовании специалиста для включения в состав межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений и многоквартирных домов жилищного фонда на территории муниципального образования «Северодвинск», указав на отсутствие у Управления соответствующих полномочий.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в согласовании кандидатуры специалиста для включения в состав соответствующей комиссии препятствует формированию комиссии и нарушает права неопределенного круга лиц, чьи жилые помещения требуют обследования в целях признания их непригодными для проживания, а также права органа местного самоуправления, который не может исполнять обязанности, возложенные на него ч. 8 ст. 14 ЖК РФ.

В силу прямого указания Постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» представитель государственного контроля и надзора в сфере промышленной безопасности подлежит включению в состав межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений и многоквартирных домов жилищного фонда. Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом в области промышленной безопасности.

Данные выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ. Переоценивать выводы суда у судебной коллегии законных оснований не имеется.

Доводы Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценены при рассмотрении дела по существу и оснований для переоценки обстоятельств дела, представленных доказательств и доводов сторон суд апелляционной инстанции не усматривает.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 84 КАС РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, поэтому предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 17 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – без удовлетворения.

Председательствующий Г.С. Верещагин

Судьи Н.Б. Гудушин

Н.В. Лобанова