ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2033/17 от 17.08.2017 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

К О П И Я

Дело № 33а-2033/2017

Судья Антонова В.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Домрачева И.Г.,

судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.,

при секретаре Рудаковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации МО Надымский район на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2017 года, которым постановлено:

Признать Жигареву Марину Ивановну и её несовершеннолетнюю дочь ФИО1 самостоятельной семьей, ведущей отдельное хозяйство.

Признать за молодой семьей Жигаревых, состоящей из 2 человек, включая Жигареву Марину Ивановну и дочь ФИО1, право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Обязать администрацию МО Надымский район в лице комиссии по реализации мероприятий подпрограмм федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы включить молодую семью Жигаревой Марины Ивановны, состоящую из двух человек, в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с момента подачи заявления, то есть с 23 апреля 2015 года.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочаловой Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Жигарева М.И. обратилась с административным исковым заявлением к администрации МО Надымский район, Федоткиной Антонине Максимовне, Федоткину Ивану Григорьевичу, Федоткину Максиму Ивановичу, Пряслову Александру Васильевичу о возложении обязанности на Администрацию МО Надымский район по включению семьи в список молодых семей участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с даты подачи заявления, с признанием семьи в составе Жигаревой Марины Ивановны и несовершеннолетней ФИО1 членами самостоятельной семьи, ведущей раздельной хозяйство.

В обоснование требований указано, что в 2015 году семья истца была признана молодой семьей - участницей указанной подпрограммы с ежегодным предоставлением подтверждающих документов. Письмом от 27.01.2017 № 21-ж администрация МО Надымский район указала, что молодая семья не нуждается в улучшении жилищных условий с учетом наличия двух жилых помещений, принадлежащих членам семьи (родителям) и расположенных в г. Надым и в г. Тюмень. Такое решение о снятии с учета молодой семьи участницей подпрограммы является незаконным, поскольку молодая семья проживает отдельно от собственников и нанимателей жилых помещений и ведет раздельное хозяйство.

Ответчик Федоткин М.И. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.

Дело рассмотрено в отсутствие иных сторон, надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

В письменных возражениях представитель Администрации МО Надымский район требования не признал, указав, что при определении уровня обеспеченности молодой семьи жилыми помещениями учитывались квартиры, принадлежащие родителям и родственникам, при расчете площади жилого помещения превышало учетную норму площади на каждого члена семьи. Документы о проживании по другому адресу административных истцов представлены только в суд, оснований для признания молодой семьи, нуждающейся в жилых помещениях, не имелось.

Суд постановил решение, которым заявленные требования были удовлетворены.

С решением суда частично не согласна администрация МО Надымский район. В апелляционной жалобе представитель Самарский И.В. просил решение суда отменить в части восстановления молодой семьи участницей подпрограммы, указав на восстановление прав с даты подачи заявления. Привел в обоснование положения законодательства, полагал, что документы о раздельном проживании членов семьи были предоставлены суду, данные обстоятельства установлены в ходе рассмотрения дела, следовательно, отказ в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в январе 2017 года является законным.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Жигарева М.И. полагала решение суда законным, апелляционную жалобу - необоснованной.

Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, рассмотрев дело в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, молодая семья административного истца с 2015 года была признана в установленном порядке участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», в составе двух членов семьи: Жигарева М.И., дочь ФИО1 (л.д.183).

26 января 2017 года администрацией МО Надымский район было принято решение об отказе в признании молодой семьи участницей данной подпрограммы, о чем Жигаревой М.И. направлено письменное уведомление от 27 января 2017 года № 21-ж (л.д. 25).

Основанием к отказу послужили выводы органа местного самоуправления о том, что членам семьи административного истца принадлежат два жилых помещения, одно расположено в <адрес> (общая площадь 68.7 кв.м.); второе в <адрес> (общая площадь 35.9 кв.м.). Исходя из суммарной площади указанных жилых помещений, семья истца не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемый отказ в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий является неправомерным, поскольку члены отдельной семьи административных истцов не отнесены к членам семьи собственников жилых помещений; молодая семья с 2015 года проживает отдельно по договору найма в жилом помещении, расположенном в <адрес>; законных оснований для учета иных жилых помещений не имеется. Суд указал, что административный истец Жигарева М.И. является собственником 1\4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, что составляет 17.17 кв.м., что недостаточно для признания молодой семьи из двух человек обеспеченными жилой площадью.

Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 4 к указанной подпрограмме утверждены Правила устанавливающие порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.

В пункте 7 Правил установлено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1).

В случае если гражданин является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи собственника жилого помещения, при определении нуждаемости в жилых помещениях принимается во внимание обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы жилого помещения. При наличии нескольких помещений определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 6, подпунктом «а» пункта 22 Правил отсутствие нуждаемости молодой семьи в жилых помещениях является основанием к отказу в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Следовательно, с учетом оснований отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы по данному делу юридически значимым является установление факта, что члены молодой семьи Жигаревых отнесены к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях с учетом указанных правовых норм.

Поскольку, как установлено судом, Жигаревой М.И. в жилом помещении по адресу <адрес>, принадлежит лишь 17.17 кв.м. площади, члены молодой семьи проживают отдельно и самостоятельно в ином жилом помещении, не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, то оснований полагать, что квартира в <адрес> принадлежит членам молодой семьи, не имеется, так как собственником квартиры в г. Тюмень является Федоткин И.Г..

В соответствии с положениями части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ и пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Уведомительная регистрация Жигаревой М.И. и её дочери по месту жительства в жилом помещении по адресу <адрес>, имеет формальный характер и не свидетельствует о его проживании с указанными в качестве ответчиков гражданами.

При этом жилое помещение частного жилищного фонда, где молодая семья проживает с 2015 года, не может быть принято во внимание при решении вопроса об обеспеченности жилыми помещениями, поскольку семья его занимает по договору срочного найма.

Следовательно, правовых оснований для вывода об обеспеченности молодой семьи площадью данного жилого помещения также не имеется.

В апелляционной жалобе не оспариваются обстоятельства, установленные судом о нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий, требования сводятся к несогласию с восстановлением молодой семьи в списках участников подпрограммы по дате подачи заявления. Однако такие доводы не учитывают, что факт проживания молодой семьи в отдельном жилом помещении с 2015 года имел место на время принятия в январе 2017 года решения об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, и данное обстоятельство не было надлежащим образом учтено органом местного самоуправления.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции, что оспариваемое решение органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы административных истцов, является законным и обоснованным.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.

Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья (подпись) Н.В.Мочалова