ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2039/2022 от 05.07.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

УИД 92RS0-63

Судья Прохорчук О.В. Производство №33а-2039/2022

(номер производства по делу Категория 180а

в суде первой инстанции

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2022 года г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Бабича В.В.,

судей Бояриновой Е.В., Кондрак Н.И.,

при секретаре Марушевской Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя к Радионову Олегу Николаевичу об установлении административного надзора, по апелляционному представлению Прокуратуры Ленинского района на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 28 марта 2022 года,

заслушав доклад судьи Бояриновой Е.В.,

установила:

ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя обратился в суд с административным иском, в котором просит установить сроком до 04.07.2027 административный надзор в отношении Радионова О. НикО.ча, установив следующие ограничения и обязательства:

- обязательная явка в ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя четыре раза в месяц для регистрации;

- запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 22-00 до 06-00 часов утра следующих суток, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет посещения мест реализации спиртного, а именно: кафе, баров, ресторанов, рюмочных, закусочных;

- запрет выезда за пределы города федерального значения Севастополя без согласования с территориальным ОМВД, осуществляющим административный надзор по месту жительства, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет посещения мест проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, концертов) и участие в них.

Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Радионов О.Н. осужден 07 июня 2016 года Туапсинским городским судом Краснодарского края по части 2 статьи 161УК РФ к 3 (трем) годам 6 (шести) месяцам лишения свободы, освобожден по отбытию наказания 04 июля 2019 года.

23 мая 2019 года решением Кетовского районного суда Курганской области в отношении Радионова О.Н. установлен административный надзор на срок 8 лет.

За неоднократное нарушение установленных судом ограничений в отношении Радионова О.Н. 15 апреля 2021 года Ленинским районным судом города Севастополя установлены дополнительные ограничения.

02 декабря 2021 года Радионов О.Н. осужден Ленинским районным судом города Севастополя по части 2 статьи 314.1 УК РФ к лишению свободы сроком на 4 (четыре) месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

11 марта 2022 года освобожден из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по городу Екатеринбургу по отбытии срока наказания.

В связи с указанными обстоятельствами в целях профилактики и предупреждения совершения Радионовом О.Н. повторных правонарушений и преступлений, оказания на данного гражданина индивидуального профилактического воздействия, в отношении административного ответчика необходимо установить административный надзор.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 марта 2022 года административный иск удовлетворён.

Установлен в отношении Радионова О.Н., ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ , , административный надзор сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении Радионова О.Н. установлены следующие административные ограничения:

- обязательная явка в ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя четыре раза в месяц для регистрации;

- запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 22-00 до 06-00 часов утра следующих суток, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет посещения мест реализации спиртного, а именно: кафе, баров, ресторанов, рюмочных, закусочных;

- запрет выезда за пределы города федерального значения Севастополя без согласования с территориальным ОМВД, осуществляющим административный надзор по месту жительства, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет посещения мест проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, концертов) и участие в них.

Не согласившись с принятым решением, заместитель прокурора Ленинского района города Севастополя Толстых А.С. подал апелляционное представление, в котором просит его изменить, применить следующие ограничения:

- обязательная явка в ОМВД России по Ленинскому району города Севастополя четыре раза в месяц для регистрации;

- запрет пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в период с 22-00 до 06-00 часов утра следующих суток, кроме случаев привлечения к работе в ночное время при официальном трудоустройстве по согласованию с ОМВД России по Ленинскому району;

- запрет выезда за пределы города федерального значения Севастополя.

Указывает, что выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Таким образом, суд необоснованно установил Радионову О.Н. административные ограничения в виде запрета посещения мест реализации спиртного, в именно: кафе, баров, ресторанов, рюмочных, закусочных, а также запрет посещения мест проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, концертов) и участие в них.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» указано, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).

В нарушение судом не указан срок, с которого необходимо исчислять административный надзор в отношении Радионова О.Н.

Кроме того, судом при вынесении решения допущены нарушения норм процессуального права связанных со сроками изготовления и направления решения суда.

Решение по административному делу № 2а-1287/2022 вынесено 28 марта 2022 года при этом в нарушение ч.4 ст. 273 КАС РФ в окончательной форме решение изготовлено 08.04.2022 года.

В письменных возражениях ОМВД РФ по Ленинскому району города Севастополя возражал против удовлетворения апелляционного представления, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Прокурор – Колбина Ю.С. в судебном заседании поддержала доводы апелляционного представления.

Представитель административного истца - Обелов Д.И. возражал против удовлетворения апелляционного представления, указав на законность и обоснованность принятого решения суда

Административный ответчик – Радионов О.Н. в судебном заседании пояснил, что апелляционное представление прокурора подлежит разрешению по усмотрению суда.

Обсудив доводы апелляционного представления, принимая во внимание положения части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы, выслушав пояснения лиц, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ).

В соответствии с ч. ч. 1, 5 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Из материалов дела усматривается, что Радионов О.Н. осужден 07 июня 2016 года Туапсинским городским судом Краснодарского края по части 2 статьи 161УК РФ к 3 (трем) годам 6 (шести) месяцам лишения свободы, освобожден по отбытию наказания 04 июля 2019 года.

23 мая 2019 года решением Кетовского районного суда Курганской области в отношении Радионова О.Н. установлен административный надзор на срок 8 лет и установлены административные ограничения:

- обязательная явка для регистрации в ОВД по избранному месту жительства или пребывания 3 раза в месяц по установленному графику;

- запрет выезда за пределы избранного места жительства без разрешения органов, осуществляющих контроль.

За неоднократное нарушение установленных судом ограничений в отношении Радионова О.Н. 15 апреля 2021 года Ленинским районным судом города Севастополя установлены дополнительные ограничения в виде:

- обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел не месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрета посещения мест проведения массовых мероприятий;

- запрета посещения мест реализации спиртного;

- запрета пребывания вне жилого помещения с 22:00 до 06:00 часов.

02 декабря 2021 года Радионов О.Н. осужден Ленинским районным судом города Севастополя по части 2 статьи 314.1 УК РФ к лишению свободы сроком на 4 (четыре) месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Согласно справке ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по городу Екатеринбургу № 028694 от 11 марта 2022 года Радионов О.Н. отбывал наказание с 11 января 2022 года по 11 марта 2022 года, освобожден из по отбытии срока наказания.

Из характеристики, выданной УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Ленинскому району г. Севастополя старшим лейтенантом полиции Сухачевым Б.С. следует, что Радионов О.Н. за время проживания на территории административного участка зарекомендовал себя с отрицательной стороны, неоднократно допускал нарушение установленных судом ограничений, на замечания реагирует безразлично, официально не трудоустроен, не социализирован. Состоит на учете в ОМВД России по Ленинскому району, как ранее судимое лицо, которое подпадает по действие административного надзора. В быту со слов соседей ведет аморальный образ жизни. Согласно информационным базам МВД России Родионов О.Н. неоднократно привлекался к административной ответственности.

Суд первой инстанции руководствуясь нормами Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64- ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» пришёл к выводу об удовлетворении административного иска полностью.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в части применения административного надзора оснований не согласиться не находит, полагая, что они в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые получили надлежащую правовую оценку, и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.

Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Согласно статье 2 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

Исходя из требований статьи 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ определяет, что срок административного надзора исчисляется в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе, за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Установленный административный надзор соответствует положениям части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, целям и задачам административного надзора, определено судом с учетом обстоятельств и характера совершенного Радионовым О.Н. преступления, данных о его личности, о выполнении обязанностей, предусмотренных статьёй 11 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, направлен на предупреждение совершения Радионовым О.Н. преступлений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия.

Таким образом, вывод суда об установлении в отношении Радионова О.Н. административного надзора является верным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Установленный срок административного надзора - до 04 июля 2027 года является правильным и основан на действующей норме права ст. 86 УК РФ, предусматривающей срок погашения судимости.

В тоже время, согласно разъяснениям, данным в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).

В связи с чем, заслуживает внимания довод апелляционного представления о том, что в решении суда не указан срок с которого необходимо исчислять административный надзор установленный в отношении Радионова О.Н.

Таким образом, судебная коллегия считает необходимым в целях избежания неопределенности в сроке осуществления административного надзора дополнить решение суда в указанной части.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводом апелляционного представления о необоснованности установления судом первой инстанции Радионову О.Н. административного ограничения в виде запрета посещения мест реализации спиртного, в именно: кафе, баров, ресторанов, рюмочных, закусочных.

Так же заслуживают внимания довод апелляционного представления в части безосновательного установления ограничений для административного ответчика Радионова О.Н. по посещению и участию в массовых мероприятиях, указанное право административному ответчику гарантировано основным законом страны.

Нарушение судом первой инстанции срока изготовления решения суда в окончательной форме является нарушением норм процессуального права, однако не может служить безусловным основанием для отмены решения суда.

Иных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 28 марта 2022 года изменить, исключив из резолютивной части решения суда запрет посещения мест проведения массовых мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, концертов) и участие в них, запрет посещения мест реализации спиртного, в именно: кафе, баров, ресторанов, рюмочных, закусочных.

Дополнить резолютивную часть решения суда: «Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет Радионова О. НикО.ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи