ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-203/2017 от 23.01.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Москвитина М.Р. Дело № 33а-203/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Якутск 23 января 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,

судей Ивановой М.Н., Оконешниковой М.М.,

при секретаре Петровой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Ефимова Ю.В. - Яныгиной О.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2016 года, которым по делу по административному иску Ефимова Ю.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Pеспублики Cаха (Якутия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по РС(Я) о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных прав,

постановлено:

административное исковое заявление удовлетворить в части.

Признать незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений PC (Я) по несвоевременному направлению в орган кадастрового учета уведомления о выдаче Ефимову Ю.В. квалификационного аттестата.

В остальной части административного искового заявления отказать.

Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения представителя истца Яныгиной О.А., представителя Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я) Романова Т.Я.,

установила:

Ефимов Ю.В. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Pеспублики Cаха (Якутия) (далее МИиЗО РС(Я)), Управлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии РФ (далее Управление Росреестра по РС(Я)) о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных прав. В обоснование иска указано, что 30 июня 2016 года истец сдал квалификационный экзамен на кадастрового инженера, и МИиЗО PC (Я) был выдан ему квалификационный аттестат кадастрового инженера. 08 июля 2016 года МИиЗО РС(Я) направило уведомление в Управление Росреестра по РС(Я) о выдаче квалификационных аттестатов для внесения сведений в реестр кадастровых инженеров. 28 июля 2016 года Управлением Росреестра по РС(Я) отказано во внесении сведений в реестр кадастровых инженеров ввиду отсутствия для этого правовых оснований, поскольку с 1 июля 2016 года в реестр кадастровых инженеров могут быть включены кадастровые инженеры- члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Полагая, что несвоевременное направление МИиЗО РС(Я) уведомления о сдаче истцом квалификационного экзамена в Управление Росреестра РС(Я) нарушает его права и интересы, административный истец просил суд признать действия МиЗо РС(Я) незаконными, обязать Управление Росреестра по РС(Я) внести сведения в государственный реестр кадастровых инженеров.

Судом вынесено вышеуказанное решение, не согласившись с которым представитель истца обратился с апелляционной жалобой в Верховный Суд РС(Я), в которой просит отменить решение суда в части отказа в возложении обязанности на Управление Росреестра по РС(Я) восстановить нарушенные права истца путем внесения сведений в государственный реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче ему аттестата кадастрового инженера. Принять новое решение об удовлетворении требований. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что суд должен был руководствоваться Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и установлено судом, что 30 июня 2016 года истец сдал квалификационный экзамен на кадастрового инженера, о чем ему МИиЗО РС(Я) был выдан квалификационный аттестат кадастрового инженера. Уведомление о выдаче указанного аттестата МИиЗО РС(Я) направило в Управление Росреестра по РС(Я) 8 июля 2016 года. 28 июля 2016 года Управление Росреестра по РС(Я) уведомило МИиЗО РС(Я) о невозможности внесения сведений о выдаче квалификационных аттестатов, в том числе, истцу, в государственный реестр кадастровых инженеров в связи с отсутствием правовых оснований. В уведомлении указано, что положения статей 29,30 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», устанавливающие порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, внесения таких сведений в государственный реестр кадастровых инженеров, утратили силу с 01 июля 2016 года. С указанной даты вступили в силу положения Федерального закона от 30.12.2015 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров» об обязательном членстве кадастрового инженера в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Управление Росреестра по РС(Я) внести сведения о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера, обоснованно исходил из того, что с 1 июля 2016 года, в связи с изменениями федерального законодательства в области кадастровых отношений, прекратились полномочия Управления Росреестра по РС(Я) по внесению сведений о выдаче квалификационного аттестата кадастрового инженера.

Указанные выводы суда являются правильными, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.

На основании действующей до 01 июля 2016 года редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», гражданин, соответствующий установленным требованиям, сдавший квалификационный экзамен, получивший квалификационный аттестат становился кадастровым инженером со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров.

Само по себе получение гражданином квалификационного аттестата, направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов в Росреестр, не являлись основаниями для признания квалификационного аттестата действующим.

Федеральным законом № 452-ФЗ от 30.12.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», вступившим в законную силу 01 июля 2016 года, положения ст. 29 и 30 Федерального закона о кадастре (в редакции до 01 июля 2016 года), устанавливающие порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, внесения сведений о квалификационном аттестате в государственный реестр кадастровых инженеров, признаны утратившими силу.

В настоящее время получение кадастровым инженером квалификационного аттестата не предусматривается, поскольку предусмотрено обязательное членство кадастрового инженера в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Следовательно, после указанного периода членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров является обязательным для всех, независимо от наличия или отсутствия квалификационного аттестата.

С указанной даты право на осуществление кадастровой деятельности имеет кадастровый инженер – член саморегулируемой организации, а квалификационный аттестат утрачивает силу.

При указанных обстоятельствах отказ Управления Росреестра по РС(Я) во включении в реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче истцу квалификационного аттестата является законным, поскольку уведомление о выдаче названных аттестатов поступило в Управление после 1 июля 2016 года.

Доводы жалобы о том, что суд должен был руководствоваться Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года, основаны на неправильном толковании норм гражданского законодательства, регулирующих вопросы действия закона во времени, и не могут быть приняты во внимание судебной коллегий. Так, статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ч.1 ст. 4 ГК РФ).

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Правоотношения по внесению в реестр кадастровых инженеров сведений о выдаче квалификационного аттестата кадастровых инженеров истцам возникли после вступления в силу приведенных выше изменений федерального законодательства, в связи с чем к ним не могут применяться утратившие силу нормы.

При указанных обстоятельствах суд не может возложить на Управление Росреестра по РС(Я) обязанность произвести действия, которые Управление в настоящее время не вправе производить.

В то же время, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о незаконности действий МИиЗО РС(Я) по следующим основаниям.

Признавая действия МИиЗо РС(Я) незаконными суд исходил из того, что указанный орган должен был, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 года, направить в орган кадастрового учета уведомление о выдаче квалификационного аттестата истцу в срок не более чем один рабочий день со дня выдачи данного аттестата, тогда как в данном случае уведомление было отправлено с нарушением указанного срока.

Судом не учтено, что в данном случае первый рабочий день со дня выдачи аттестата истцу приходился на 1 июля 2016 года. Между тем, с указанной даты нормы кадастрового законодательства, возлагающие обязанность на МИиЗО РС(Я) направить уведомление в Управление Росреестра РС(Я), утратили силу. Указанное свидетельствует, что направление уведомления 01 июля 2016 года не привело бы обязательному включению в реестр кадастровых инженеров сведений относительно истца, поскольку с 1 июля 2016 года у Управления Росреестра по РС(Я) уже не было права включать в реестр представленных сведений. Таким образом, оснований считать, что бездействие МИиЗО РС(Я) привело к нарушению прав истца, оснований не имеется.

При таких обстоятельствах дела и в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 227 и п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления в части признания незаконными действий МИиЗО РС(Я) не имелось, поскольку действиями указанного органа, направившего в Управление Росреестра РС(Я) уведомление 08 июля 2016 года о выдаче аттестатов кадастровых инженеров, права и законные интересы истца, которые подлежали бы восстановлению, не нарушены.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действий (бездействия) государственного органа незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

Следует также учесть, что несвоевременное направление МИиЗО РС (Я) уведомления в отношении истца было связано с произошедшим техническим сбоем в программе, то есть по причинам, не зависящим от государственного органа.

При указанных обстоятельствах направление уведомления МИиЗО РС(Я) не 1 июля 2016 года, а 8 июля 2016 года не может быть расценено как действие, нарушающее права истца, поскольку внесение сведений в государственный реестр до 01 июля 2016 года не могло быть осуществлено в связи со сдачей экзамена истцом 30 июня 2016 года.

Отказ Управления Росреестра РС(Я) полностью соответствует положениям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», прав и законных интересов истца не нарушает. Внесение в государственный реестр, носящий после 01 июля 2016 года информационный характер, сведений о выдаче аттестата, не порождает для истца каких-либо правовых последствий. Такое действие не повлечет признание квалификационного аттестата действующим.

При этом, невнесение сведений о выданном квалификационном аттестате после 01 июля 2016 года никак не ограничивает его право на членство в саморегулируемой организации, ведущей реестр кадастровых инженеров.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что совокупности условий, предусмотренной ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по делу не установлено, так как оспариваемые действия государственных органов прав и законных интересов истца не нарушают, препятствий в получении статуса кадастрового инженера не создают.

Таким образом, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела повлекло неправильное применение норм материального права, в связи с чем, имеются основания для отмены решения суда в части признания незаконными действий МИиЗО РС(Я) на основании п. 3 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ.

По делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2016 года по делу по административному иску Ефимова Ю.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Pеспублики Cаха (Якутия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по РС(Я) о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных прав, отменить в части признания незаконными действий Министерства имущественных и земельных отношений PC (Я) по несвоевременному направлению в орган кадастрового учета уведомления о выдаче Ефимову Ю.В. квалификационного аттестата.

В этой части принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований административного истца.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий: З.С. Дьяконова

Судьи: М.Н.Иванова

М.М. Оконешникова