ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20419/20 от 26.08.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Брижевская И.П. Дело № 33а-20419/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Соколовой Н.М., Курлаевой И.В.,

при помощнике судьи Балабановой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 26 августа 2020 года апелляционную жалобу Капрановой Е. А. на решение Красногорского городского суда Московской области от 13 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Капрановой Е. А. к ОВМ ОМВД России по району Головинский г. Москвы, ОВМ УМВД России по городскому округу Красногорск о признании незаконными действий, об обязании восстановить регистрацию по месту жительства,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения Капрановой Е.А. и ее представителя Колесникова Н.Н., представителя УМВД России по городскому округу Красногорск Громовой Н.В., Капранова Е.К.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец Капранова Е.А. обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам ОВМ ОМВД России по району Головинский г. Москвы, ОВМ УМВД России по городскому округу Красногорск о признании незаконными действий, об обязании восстановить регистрацию по месту жительства. Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что она и Капранов Е.К. являются родителями несовершеннолетних детей <данные изъяты> На основании договора найма служебного помещения № 8551 от 07.08.2006 их семье было выделено служебное жилое помещение по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>. <данные изъяты> брак между ней и Капрановым Е.К. был расторгнут, и на основании заочного решения Красногорского городского суда Московской области от 26.02.2019 она была выселена из указанного жилого помещения. На основании заявления Капранова Е.К. дети были сняты с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу и были зарегистрированы по месту жительства Капранова Е.К. в <данные изъяты><данные изъяты>. В настоящее время отсутствует соглашение между ней и Капрановым Е.К. об определении места жительства детей, и дети продолжают проживать в квартире в <данные изъяты>. Она, как законный представителей своих несовершеннолетних детей, каких-либо заявлений о их снятии с регистрационного учета по месту жительства в <данные изъяты> и новой регистрации по месту жительства в г. Москве не подавала. Просила признать незаконными действия ОВМ ОМВД России по району Головинский г. Москвы, ОВМ УМВД России по городскому округу Красногорск по снятию Капрановых В.Е., К.Е. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>, и регистрации по месту жительства по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>; обязать ОВМ УМВД России по городскому округу Красногорск восстановить регистрацию Капрановых В.Е., К.Е. по месту жительства по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>.

Представитель административного ответчика ОМВД России по району Головинский г. Москвы административный иск не признал.

Представитель административного ответчика УМВД России по городскому округу Красногорск административный иск не признала.

Заинтересованное лицо Капранов Е.К. в суд не явился, представил в суд заявление, в котором просил отказать в удовлетворении административного иска.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 13.02.2020 в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец Капранова Е.А. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Разбирательством по административному делу установлено, что Капрановы Е.А., Е.К. являются родителями несовершеннолетних детей Капрановой В.Е., <данные изъяты> рож., и Капрановой К.Е., <данные изъяты> рож.

На основании договора найма служебного помещения от 07.08.2006 № 8551 Капранову Е.К. на семью в составе 4-х человек (жена, дети) было предоставлено служебное жилое помещение (3-х комнатная квартира), расположенное по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>.

<данные изъяты> брак между Капрановыми Е.А., Е.К. был расторгнут.

Заочным решением Красногорского городского суда Московской области от 26.02.2019 был удовлетворен административный иск Капранова Е.К. к Капрановой Е.А. о выселении из квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> (в решении указано, что оно является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства).

Регистрация Капрановой Е.К. по месту жительства по указанному адресу была прекращена с <данные изъяты>.

10.06.2019 на основании заявлений Капранова Е.К. несовершеннолетняя Капранова В.Е. была зарегистрирована по месту жительства по месту жительства Капранова Е.К. по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> и была снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> (л.д. 33, 87).

<данные изъяты> на основании заявлений Капранова Е.К. несовершеннолетняя Капранова К.Е. была зарегистрирована по месту жительства по месту жительства Капранова Е.К. по адресу: <данные изъяты><данные изъяты> и была снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты> (л.д.32, 68).

25.02.2020 несовершеннолетние Капрановы В.Е., К.Е. по заявлениям Капрановой Е.А. были зарегистрированы по месту пребывания на срок до 25.02.2025 по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>

Руководствуясь положениями абз. 2 ст. 7 Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ч. 2 ст. 20 ГК РФ, п.п. 28, 29 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, суд свое решение по административному делу мотивировал теми обстоятельствами, что поскольку отцом несовершеннолетних детей Капрановым Е.К., как их законным представителем, в ОВМ ОМВД России по району Головинский г. Москвы были представлены все необходимые для регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей документы; поскольку согласно заочного решения Красногорского городского суда Московской области от 26.02.2019 Капранова Е.А. была выселена из квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты><данные изъяты>, то регистрация несовершеннолетних детей по новому месту жительства в г. Москве была произведена в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. При этом суд также исходил из того, что для регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства нет необходимости предоставления в соответствующий орган документов, удостоверяющих личности обоих законных представителей детей.

У судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Под регистрационным учетом граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» сведений о регистрации граждан РФ по месту пребывания, регистрации граждан РФ по месту жительства, снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ. Регистрационный учет граждан РФ имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина РФ в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина РФ из места пребывания или места жительства; при этом регистрацией гражданина РФ по месту жительства признается постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства (ст. 2).

Из указанных правовых положений следует, что родители несовершеннолетнего ребенка, подавая органу регистрационного учета заявление о регистрации ребенка по месту жительства по адресу указанного ими жилого помещения, тем самым определяют его место жительства. В свою очередь, несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства.

Производность прав несовершеннолетних на жилое помещение от прав их родителей влечет прекращение прав несовершеннолетнего на жилое помещение, если права родителей на указанное помещение прекращены. В этом случае невозможно и сохранение регистрации несовершеннолетних по месту жительства в указанных жилых помещениях.

Порядок регистрации несовершеннолетних по месту жительства определен Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713.

По общему правилу гражданин в соответствии с п. 16 указанных Правил для регистрации по месту жительства предоставляет документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

Применительно к регистрации несовершеннолетних в жилом помещении, где проживают родители, основанием является регистрация родителей по месту жительства в указанном помещении, поэтому предоставление документа-основания не требуется.

В связи с тем, что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не имеют паспортов, п.28 указанных Правил предусматривает, что в таком случае регистрация осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.

Такие же требования установлены и п.п. 50-50.3 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984.

Регистрация лиц старше 14 лет подтверждается отметкой в паспорте. Для подтверждения регистрации по месту жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет предусмотрена выдача свидетельства о регистрации по месту жительства (п. 28 указанных Правил).

Разбирательством по административному делу установлено, что административный истец – мать несовершеннолетних детей на основании судебного решения утратила право пользования служебным жилым помещением в <данные изъяты> и была снята с регистрационного учета по месту жительства в нем. На момент перерегистрации несовершеннолетних детей у нее не было прав на другое жилое помещение, и она не имела регистрации по месту жительства (не имеет такой регистрации и в настоящее время).

При этом заинтересованное лицо Капранов Е.К. – отец несовершеннолетних детей зарегистрировался по месту жительства в г. Москве и снялся с регистрационного учета по месту жительства в служебном жилом помещении в <данные изъяты> одновременно с перерегистрацией несовершеннолетних детей.

Таким образом, с прекращением в судебном порядке права пользования административного истца на служебное жилое помещение в <данные изъяты> и прекращением ее регистрации по месту жительства в нем, при отсутствии у административного истца прав на другое жилое помещение и регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, с прекращением заинтересованным лицом Капрановым Е.К. в добровольном порядке права пользования этим служебным жилым помещением, снятием с регистрационного учета по месту жительства в нем и регистрацией по месту жительства в г. Москве у несовершеннолетних детей осталось право быть зарегистрированными по месту жительства только по месту регистрации по месту жительства их отца в г. Москве, в связи с чем это право несовершеннолетних детей не могло быть поставлено в зависимость от воли на это административного истца.

Перерегистрация несовершеннолетних детей была произведена по заявлению заинтересованного лица Капранова Е.К., как их законного представителя. На регистрацию были представлены все необходимые документы, а также документы об отсутствии у административного истца и заинтересованного лица Капранова Е.К. права на ранее занимаемое служебное жилое помещение в <данные изъяты>.

Заинтересованное лицо Капранов Е.К. в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» до получения жилого помещения вправе был зарегистрироваться по месту жительства по адресу воинской части. По месту его военной службы несовершеннолетние дети значатся членами его семьи, что позволяет им приобрести право пользования жилым помещением, которое будет предоставлено заинтересованному лицу Капранову Е.К.

При таком положении дела правовых оснований для признания незаконной регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства их отца – заинтересованного лица Капранова Е.К. в г. Москве нет.

Добровольное снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего ребенка может быть осуществлено путем подачи заявления о регистрации его по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (п. 31 указанных Правил).

В соответствии с п.п. 54, 54.1 указанного Административного регламента для снятия с регистрационного учета по месту жительства гражданин (законный представитель) представляет заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса выбытия. Письменное заявление о снятии с регистрационного учета гражданин вправе представить в орган регистрационного учета по месту фактического проживания.

Поскольку несовершеннолетние дети изменили регистрацию по месту жительства, и по месту такой регистрации были поданы заявления о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, то они подлежали снятию с регистрационного учета по предыдущему месту жительства в пос. Нахабино Московской области.

Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ не содержит требований о необходимости предоставления при регистрации по месту жительства и снятию с регистрации по месту жительства несовершеннолетних детей соглашения на это их родителей.

Вопросы прав несовершеннолетних детей на жилое помещение и их места жительства подлежат разрешению между их родителями в отдельном порядке путем заявления соответствующих споров в исковом порядке.

В соответствие с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что оспариваемые в порядке гл. 22 действия (бездействия) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Применительно к п. 28 указанных Правил и п. 2.2 указанного Административного регламента добровольно зарегистрировать по месту жительства несовершеннолетнего ребенка до 14 лет и снять его с регистрационного учета по месту жительства могут его законные представители - родители или лицо, их заменяющее. Ребенок старше 14 лет подает заявление лично с согласия законного представителя.

Заявления в отношении несовершеннолетней Капрановой В.Е., <данные изъяты> рож., в орган миграционного учета были поданы ее отцом, сама Капранова В.Е. заявления не подавала, что является нарушением действующего законодательства.

Однако, перерегистрацией несовершеннолетней Капрановой В.Е. по месту жительства не были нарушены ее права. Наоборот, было сохранено ее право на регистрацию по месту жительства.

При том, что ее родители утратили право пользования служебным жилым помещением в <данные изъяты> и были сняты с регистрационного учета по месту жительства в нем, она также утратила право пользования им, в связи с чем не могла сохранять свою регистрацию по месту жительства в нем.

Регистрацией ее по месту жительства в г. Москве фактически было сохранено ее право быть зарегистрированной по месту жительства.

В настоящее время регистрация несовершеннолетней Капрановой В.Е. по месту жительства в служебном жилом помещении в <данные изъяты> не может быть восстановлена, поскольку у ее родителей нет прав на него, а право несовершеннолетнего ребенка на жилое помещение производство от права на него его родителей.

Аннулирование ее регистрации по месту жительства в г. Москве при невозможности восстановления ее регистрации в служебном жилом помещении в <данные изъяты> повлечет нарушение ее прав, поскольку она останется без регистрации по месту жительства, а следовательно, и без права на жилое помещение по месту жительства.

При указанных обстоятельствах регистрация несовершеннолетней Капрановой В.Е. по месту жительства ее отца в г. Москве не может быть признана нарушающей ее права, в связи с чем ее регистрация по месту жительства в г. Москве и снятие с регистрационного учета по месту жительства в служебном жилом помещении в <данные изъяты> без ее заявления не может служить основанием для удовлетворения административного иска.

При таком положении дела у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Красногорского городского суда Московской области от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Капрановой Е. А. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи