ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20543/18 от 26.09.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33а-20543/2018 Судья: Смирнова З.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 26 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.

судей

Бутковой Н.А.,

Ивановой Ю.В.

при секретаре

Журко А.В.

рассмотрела в судебном заседании административное дело № 2а-1545/18 по апелляционной жалобе гражданки Республики <...>Димитровой Т. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 марта 2018 года по административному иску гражданки Республики <...>Димитровой Т. к Главному Управлению МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании отказа в принятии заявления о признании носителем русского языка.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя административного истца – адвоката Стрельникова Д.Ю. (по доверенности и ордеру), представителя административного ответчика Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Николашкиной О.В. (по доверенности), судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

гражданка Республики <...>Димитрова Т. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила суд признать незаконным отказ Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в приёме заявления о признании истца носителем русского языка.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Димитрова Т. просила суд возложить на ответчика обязанность назначить дату приёма заявления и документов о признании носителем русского языка, а также принять указанные документы.

В обоснование поданного в суд иска Димитрова Т. указала, что оспариваемый отказ органа контроля в сфере миграции является незаконным, поскольку она представила все необходимые документы, подтверждающие наличие основания для признания её носителем русского языка.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 марта 2018 года в удовлетворении административного иска Димитровой Т. отказано.

В апелляционной жалобе Димитрова Т. просит решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение судом норм материального права.

Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Согласно представленному национальному паспорту, Димитрова Т. является гражданкой Республики <...> и прибыла на территорию Российской Федерации в порядке, не требующим получении визы, в дальнейшем приобрела патент на право осуществления трудовой деятельности.

24 января 2018 года Димитрова Т. обратилась в Управление по вопросам миграции Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о признании её носителем русского языка как лица, повседневно использующей русский язык и имеющей постоянно проживавших на территории РСФСР родственников по прямой восходящей линии, в подтверждение чего представила копии свидетельства о рождении, свидетельства о рождении своей матери, свидетельства о браке матери, архивные справки Управления МВД по Томской области в отношении указываемых в заявлении родственников.

Стороной ответчика в ходе судебного разбирательства по данному делу не оспаривалось то обстоятельство, что сотрудник Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказал Димитровой Т. в приёме заявления для рассмотрения по причине выявленных расхождений в представленных документах и неустранимых сомнений, не позволяющих сделать вывод о наличии у истца права на подачу заявления о признании носителем русского языка.

Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции указал, что в представленных истцом документах, подтверждающих наличие родственников, постоянно проживавших на территории РСФСР, имеются противоречия в части указания фамилий, сведений о времени и месте их рождения, что не позволяло с достоверностью установить родственные связи Димитровой Т..

Выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.

В соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации (часть 1).

Указанные комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в этой же статье собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 2).

В силу части 5 статьи 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка по результатам собеседования с иностранным гражданином.

В соответствии с подпунктами 2-4 Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденных Приказом МВД России от 28.09.2017 № 738, собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения уровня владения русским языком как иностранным; собеседование с иностранным гражданином проводится комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, создаваемой Министерством внутренних дел Российской Федерации или территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне; для участия в собеседовании иностранные граждане подают в Комиссию МВД России или в территориальную комиссию МВД России, расположенную в субъекте Российской Федерации по месту пребывания (проживания) иностранного гражданина, заявление о признании иностранного гражданина носителем русского языка.

Биографические сведения о лице, его образовании, профессии, роде занятий, сведения об обстоятельствах и документах, подтверждающих соответствие лица условиям, перечисленным в части первой статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», результатах собеседования излагаются в мотивировочной части решения комиссии (пункт 2 Требований к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утверждённых Приказом МВД России от 28.09.2017 № 738).

Согласно правил подпунктов 16.4, 16.5 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие (имевшие) родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживающих или ранее постоянно проживавших на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации, дополнительно представляют один из документов (документы), подтверждающих (подтверждающие) наличие указанных родственников, а также факт их постоянного проживания на соответствующей территории (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении, свидетельство о смерти родственника, вид на жительство, выписку из домовой книги, копию поквартирной карточки, документ, содержащий сведения о постановке на воинский учет, военный билет или иной документ (документы). В случае отсутствия указанных документов заявители представляют архивные справки, выписки из архивных документов, копии документов Архивного фонда Российской Федерации и (или) иных архивных документов.

Из приведённых выше норм права следует, что законодательством не установлен исчерпывающий перечень представляемых иностранным гражданином документов о родстве, необходимых в целях признания его носителем русского языка, а также не предусмотрены основания для отказа в принятии к рассмотрению таких документов по мотиву наличия в них расхождений и противоречий.

Вопрос о признании иностранного гражданина носителем русского языка разрешается в порядке особой административной процедуры специально созданной комиссией, которая уполномочена на принятие заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, а также проверку соответствия заявления и приложенных к нему документов требованиям законодательства.

Требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка утверждены Приказом МВД России от 28.09.2017 N 738 (приложение № 4).

В соответствии с требованиями заявление должно содержать следующие позиции: наименование государственного органа, в который подается заявление (Министерство внутренних дел Российской Федерации или территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, при котором создана комиссия, принимающая заявление), регистрационный номер заявления, место для фотографии, основания подачи заявления, данные заявителя (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), дата и место рождения, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность заявителя, гражданство заявителя, краткие биографические сведения заявителя, сведения о документах, подтверждающих изучение русского языка и (или) владение им, при их наличии; сведения о постоянном проживании, в том числе в прошлом, заявителя, либо его родственников по прямой восходящей линии, на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации; вид документа, подтверждающего право пребывания либо проживания заявителя на территории Российской Федерации, дата выдачи и наименование органа, его выдавшего; адрес фактического проживания заявителя, контактный телефон; список документов, подтверждающих условия, перечисленные в части первой статьи 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; дату подачи заявления и подпись заявителя.

Отказывая в принятии к рассмотрению заявления Димитровой Т. о признании иностранного гражданина носителем русского языка, ответчик сослался на выявление должностным лицом Управления по вопросам миграции расхождений в документах, представленных заявителем в подтверждение родственных отношений, между тем, рассмотрение указанных документов и их правовая оценка входит в компетенцию специальной комиссии, в связи с чем следует прийти к выводу, что обжалуемый отказ нарушает право административного истца на коллегиальное рассмотрение его заявления и препятствует передаче поданного заявления в уполномоченный орган.

Выводы суда первой инстанции, изложенные в постановленном по делу решении, не соответствуют установленным судом обстоятельствам, сделаны при неправильном толковании норм материального права, что в силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации, является основанием для отмены решения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 марта 2018 по делу № 2а-1545/18, отменить.

Признать отказ Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в принятии заявления гражданки Республики <...>Димитровой Т. о признании носителем русского языка незаконным.

Обязать Главное Управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять от Димитровой Т. заявление о признании носителем русского языка вместе с представленными заявителем документами и передать их на рассмотрение комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Председательствующий:

Судьи: