Судья Романенко Л.Л. Дело № 33а-20632/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Соколовой Н.М., Варламовой Е.А.,
при секретаре Нечиной Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 июля 2017 года апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 на решение Ступинского городского суда Московской области от 28 апреля 2017 года по делу по административному исковому заявлению уполномоченных представителей инициативной группы жителей сельского поселения Семеновское по проведению голосования ФИО1 <данные изъяты> и ФИО2 <данные изъяты> об оспаривании решения ТИК Ступинского района и решения Совета депутатов сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области, обязании осуществить регистрацию инициативной группы по проведению голосования.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения ФИО2, его представителя ФИО3, представителя ТИК Ступинского района – ФИО4,
заключение прокурора Смирновой М.В., полагающей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
установила:
уполномоченные представители инициативной группы жителей сельского поселения Семеновское ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения ТИК Ступинского района от 21.02.2017 № 1/1 «Об отказе инициативной группе в проведении голосования по вопросу преобразования сельского поселения Семеновское Ступинского района» и решения Совета депутатов сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области от 27.02.2017 № 11/2 «О соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на голосование (местный референдум), требованиям законодательства», обязании осуществить регистрацию инициативной группы по проведению голосования.
Заявленные требования мотивировали тем, что 26.01.2017 инициативная группа граждан Российской Федерации – жителей сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области в количестве 13 человек на основании статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 1.1 статьи 1 Закона Московской области от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», статей 10 и 18 Устава сельского поселения Семеновское обратилась в ТИК Ступинского района с ходатайством о проведении голосования по вопросу преобразования сельского поселения Семеновское, предложив вынесению на голосование следующий вопрос: «Поддерживаете ли вы объединение сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области с другими муниципальными образованиями Ступинского муниципального района, предполагающее (в том числе) утрату сельским поселением Семеновское статуса самостоятельного муниципального образования, ликвидацию выборных должностей главы и депутатов поселения, а также передачу контроля за финансовыми ресурсами поселения органам власти вновь создаваемого – объединенного муниципального образования?».
Оспариваемыми решениями Совет депутатов признал предлагаемый вынесению на голосование вопрос не соответствующим требованиям законодательства, а ТИК Ступинского района отказала в проведении голосования со ссылкой на принятое Советом депутатов решение.
По мнению административных истцов, оспариваемые решения являются незаконными, поскольку мотивированы положениями законодательства, регулирующего проведение местного референдума, а не голосования, нарушают права и интересы членов инициативной группы, а также интересы местного населения.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 28 апреля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что 26.01.2017 на собрании инициативной группы в составе 13 человек - жителей сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области было принято решение инициировать проведение голосования по вопросу: «Поддерживаете ли вы объединение сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области с другими муниципальными образованиями Ступинского муниципального района, предполагающее (в том числе) утрату сельским поселением Семеновское статуса самостоятельного муниципального образования, ликвидацию выборных должностей главы и депутатов поселения, а также передачу контроля за финансовыми ресурсами поселения органам власти вновь создаваемого – объединенного муниципального образования?».
31.01.2017 в ТИК Ступинского района было представлено ходатайство о проведении голосования по вопросу преобразования сельского поселения Семеновское, вынесению на голосование предлагался вышеуказанный вопрос.
Данное ходатайство избирательная комиссия передала в Совет депутатов сельского поселения Семеновское, который своим решением от 27.02.2017 № 11/2 признал предлагаемый для вынесения на голосование вопрос не соответствующим требованиям законодательства; при этом представительный орган сослался на положения статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), статью 2 Закона Московской области от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области» (л.д. 21).
Решением ТИК Ступинского района Московской области от 28.02.2017 № 3/2 (судебная коллегия исследовала подлинный текст данного решения, содержание которого, за исключением даты и номера, полностью совпадает с содержанием предоставленной суду первой инстанции копии решения ТИК) инициативной группе отказано в проведении голосования по предложенному вопросу в связи с принятием Советом депутатов вышеуказанного решения (л.д. 68-69).
Возможность проведения голосования населения в целях выявления воли последнего предусмотрена частью 4 статьи 24 Федерального закона № 131-ФЗ, в соответствии с которой голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12 и частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.
При этом в силу части 5 статьи 24 Закона голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, пункт 1.1 статьи 1 Закона Московской области от 19.11.2003 № 148/2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области», на положения которого которые ссылаются административные истцы в обоснование своей правовой позиции, прямо предусматривает, что голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится в порядке, установленном Федеральным законом N 67-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 24 Федерального закона N 131-ФЗ.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно счел несостоятельным довод административных истцов о неправомерности ссылки в оспариваемом решении Совета депутатов на положения действующего законодательства, регламентирующего назначение и проведение местного референдума.
Предлагаемый инициативной группой для вынесения на голосование вопрос касался преобразования сельского поселения Семеновское путем объединения муниципальных образований Ступинского муниципального района Московской области.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
При этом объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Закона).
Таким образом, в силу прямого указания закона инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума, но не голосования.
Предусмотренных законом оснований для проведения голосования по вопросу преобразования муниципального образования Семеновское, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12, частью 5 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ в рассматриваемом случае не имелось: в представленном в ТИК ходатайстве инициативная группа жителей сельского поселения Семеновское не ставила вопрос об изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов (часть 2 статьи 12), либо вопрос об изменении границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений (часть 3 статьи 12), как и вопрос о разделении поселения, влекущего образование двух и более поселений (часть 5 статьи 13).
Согласно части 4 статьи 2 Закона Московской области «О местном референдуме в Московской области», на которую сослался Совет депутатов в оспариваемом административными истцами решении, вопросы референдума (а значит и голосования) не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Московской области.
При таких данных суд первой инстанции правомерно отклонил заявленное истцами требование о признании незаконным решения Совета депутатов сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области от 27.02.2017 № 11/2: поставленный истцами вопрос не мог быть разрешен путем голосования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 67-ФЗ, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Таким образом, учитывая, что Совет депутатов сельского поселения Семеновское признал вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на голосование, не соответствующим требованиям законодательства, избирательная комиссия своим решением от 28.02.2017 № 3/2 правомерно отказала инициативной группе в удовлетворении заявленного ходатайства.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы административных истцов аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки последнего и не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что на сегодняшний день вопрос преобразования сельского поселения Семеновское разрешен: в июне 2017 года вступил в силу Закон Московской области от 24.05.2017 N 82/2017-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Ступинского муниципального района", согласно статье 1 которого объединены территории городского поселения Жилево, городского поселения Малино, городского поселения Михнево, городского поселения Ступино, сельского поселения Аксиньинское, сельского поселения Леонтьевское, сельского поселения Семеновское без изменения границ Ступинского муниципального района. Жители сельского поселения Семеновское, не согласные с произведенным преобразованием муниципальных образований, вправе оспорить данный Закон в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ступинского городского суда Московской области от 28 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи