ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2063/2022 от 28.02.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

дело № 33а-2063/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 28 февраля 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Хожаиновой О.В.,

судей

при секретаре

Юсуповой Л.А-В., Холодная Е.И.

Котельницком Б.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронцовой Жанны Андреевны к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованных лиц Олейник Татьяны Тазиевны, Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялта Республики Крым, о признании постановления незаконным,

по апелляционной жалобе Воронцовой Жанны Андреевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Воронцова Ж.А. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с требованиями к Администрации города Ялта Республики Крым о признании незаконным постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 22 июля 2021 года за № 2112-п о приведении земельного участка в первоначальное состояние путём демонтажа (сноса) нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 шт., расположенных по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указывается, что определением Хозяйственного суда АР Крым от 5 сентября 2013 года по делу №5002-17/4733-2011 на стадии исполнения было утверждено мировое соглашение, заключённое 27 июня 2013 года между <данные изъяты> и Фондом коммунального имущества Ялтинского городского совета АР Крым, из пункта 1 которого следует, что в счёт погашения денежной суммы принято решение о передаче в собственность <данные изъяты> нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> которые были переданы согласно актам приёма-передачи от 10 января 2014 года. На основании договора купли-продажи от 20 декабря 2014 года Олейник Т.Т. были приобретены в частную собственность нежилые помещения в лит. А, 1 и 2 этажей, общей площадью 765,30 кв.м, расположенные по адресу: <адрес> а также нежилые помещения в лит. А, 1 и 2 этажей, общей площадью 451,20 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. Согласно технического паспорта по состоянию на 2 сентября 2004 года и плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> экспликации, вместе с нежилыми помещениями первого этажа в лит. А в собственность <данные изъяты> передана проходная в лит. Н с металлическими воротами, 2 шт. Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 22 июля 2021 года №2112-п предписано привести земельный участок в первоначальное состояние путём демонтажа (сноса) нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 шт., расположенных по адресу: <адрес>. Указанные металлические ворота прочно и неразрывно связаны со зданием, фундаментом и землёй, подключены к сетям инженерно-технического обеспечения, были возведены вместе с переданным зданием в начале двадцатого века и вошли в общую оценку стоимости переданного <данные изъяты> имущества, в связи с чем, не могут классифицироваться как нестационарный объект. Незаконность оспариваемого постановления также обуславливается тем, что в нём нет описания нестационарных объектов, их точного расположения, нет схемы расположения нестационарных объектов, в связи с чем, идентифицировать объекты, которые подлежат сносу, не представляется возможным. Кроме того, переданное здание вместе с металлическими воротами является объектом культурного наследия народов Российской Федерации, в связи с чем, у административного ответчика отсутствуют полномочия по принятию оспариваемого постановления. Также, уполномоченный орган пропустил трёхгодичный срок исковой давности для предъявления требований о сносе вышеуказанных объектов, так как здание с воротами было возведено в начале двадцатого века.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Воронцовой Ж.А. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения, которым административное исковое заявление удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы указывается, что суд первой инстанции не принял во внимание фактические обстоятельства дела, а также не привлёк к участию в деле в качестве соистца собственника здания, в котором установлены спорные объекты и привлёк его лишь в качестве заинтересованного лица. В связи с чем, считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что в адрес Администрации города Ялта Республики Крым поступило обращение Манукьян Н.Р. по вопросу устранения препятствий в доступе к трансформаторной подстанции, от которой осуществляется энергоснабжение домов по <адрес> (л.д. 51), на которое был дан ответ от 23 июня 2021 года (л.д. 50).

Администрацией города Ялта Республики Крым были направлены запросы.

На запрос Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым письмом от 12 июля 2021 года сообщает, что информацией о выдаче разрешительной документации на установку металлических ворот около здания по адресу: <адрес> не располагает. Земельный участок, расположенный под многоквартирным домом по адресу: <адрес> не сформирован (л.д. 53).

Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым был дан ответ от 13 июля 2021 года, согласно которого сведения о выдаче разрешительной документации на установку металлических ворот около здания, расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д. 54).

Указанная информация также находит своё подтверждение в ответе Государственного комитета по государственной регистрации кадастру Республики Крым от 19 августа 2021 года (л.д. 55-56).

6 июля 2021 года главным специалистом отдела земельного контроля управления градостроительного земельного контроля – муниципальным инспектором в сфере земельного контроля составлен акт обследования нестационарного объекта, размещённого на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым №19-10/138 (л.д. 48-49).

Согласно указанного акта, в ходе обследования установлено, что на землях муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в районе дома № 26 по ул. Батурина в г. Ялта, расположен нестационарный объект - металлические ворота. Собственник указанного объекта не установлен. Целевое назначение участка, на котором расположен некапитальный объект – земли населённых пунктов – территория Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Право собственности на некапитальный объект не оформлялось, правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют.

На заседании Комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещённых на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 15 июля 2021 года, оформленном протоколом №28, рассмотрены материалы о результатах проведения проверки обоснованности размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе акт №19-10/138 от 6 июля 2021 года нестационарных объектов (металлический каркас – 2 шт.), расположенных по адресу: <адрес>. При рассмотрении обращения гр. Манукьян Н.Р. представителями рабочей группы – уполномоченным органом муниципального образования городской округ Ялта, наделённым принятым постановлением Администрации города Ялта от 6 апреля 2020 года № 843-п полномочиями по выявлению неправомерно размещённых нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта, было установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> расположен нестационарный объект – 2 шт. (металлический каркас). Целевое назначение участка, на котором расположен некапитальный объект – земли населённых пунктов – территория Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. По информации Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым разрешительная документация отсутствует (л.д. 36-41).

15 июля 2021 года Комиссией по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещённых на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым принято заключение № 83, в котом сделан вывод о том, что объекты установлены (размещены, возведены, созданы) неправомерно по информации Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым постановление о передаче в собственность и договор аренды на вышеуказанный земельный участок не выдавались, целевое назначение участка – земли населённых пунктов. По информации Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым разрешительная документация отсутствует. На основании изложенного, имеются правовые основания для демонтажа спорных объектов во внесудебном порядке. Объекты подлежат демонтажу (сносу) в силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, с учётом требований постановления Совета министров Республики Крым от 23 мая 2017 года №275 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года № 465» (л.д.32-33).

Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 22 июля 2021 года за № 2112-п «О приведении земельного участка в первоначальное состояние путём демонтажа (сноса) нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 шт., расположенных по адресу: <адрес> решено в пункте 1 рабочей группе, утверждённой постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 24 мая 2021 года №1290-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 6 апреля 2020 года №843-п «Об утверждении Положения о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции» (в редакции постановления от 9 февраля 2021 года № 264-п), принять меры по надлежащему уведомлению собственников (владельцев) объектов о приведении земельного участка в первоначальное состояние путём демонтажа (сноса) нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 шт., расположенных по адресу: <адрес> В пункте 2 установлен собственникам (владельцам) нестационарных торговых объектов срок для добровольного демонтажа (сноса) вышеуказанных объектов и приведения места размещения объектов в первоначальное состояние – в течении пяти рабочих дней с даты извещения собственников (владельцев) объектов. Согласно пункту 3 уполномоченному органу по демонтажу – Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялта Республики Крым, в случае неисполнения пункта 2 настоящего постановления, осуществить необходимые мероприятия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 шт., расположенных по адресу: <адрес>. В пункте 4 указано, что Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ялта Республики Крым направить заявку в Финансовый департамент на выделение бюджетных средств для проведения мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 шт. А Финансовому департаменту Администрации города Ялта Республики Крым пунктом 5 указано выделить бюджетные средства на проведение мероприятий по сносу нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 шт. (л.д. 29-30).

Постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 22 июля 2021 года за № 2112-п «О приведении земельного участка в первоначальное состояние путём демонтажа (сноса) нестационарных объектов (металлический каркас) – 2 шт., расположенных по адресу: <адрес>» опубликовано на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, входящей в структуру государственной информационной системы Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» 22 июля 2021 года (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/20641) (л.д. 34).

Согласно представленных административным истцом копий документов, собственником помещений, расположенных по адресу: <адрес> является Олейник Т.Т. (л.д. 9).

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемое постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 22 июля 2021 года не нарушает законных прав и интересов административного истца. При этом, оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Администрации города Ялта Республики Крым, установленным законом способом, в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии со ст. ст. 12, 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится также осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.

Часть 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Из части 2 поименованной статьи следует, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе, путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 мая 2017 года № 275 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года № 465» утверждён Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым.

Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок) регламентирует деятельность администраций муниципальных образований, их структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов (далее - нестационарные объекты), неправомерно размещённых на территории муниципального образования (на земельных участках, а также в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности).

Целью настоящего Порядка является обеспечение благоустройства территории муниципального образования, совершенствование системы профилактических мер, направленных на противодействие и предупреждение терроризма, возникающих в результате неправомерно размещённых нестационарных объектов, а также недопущение неправомерного использования земельных участков и иного недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 1.2).

Согласно пункта 1.4 Порядка под иным нестационарным объектом понимается объект из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанный прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, размещённый для хозяйственно-бытовых нужд.

Из пункта 2.1 Порядка следует, что выявление неправомерно размещённых нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещённых нестационарных объектов утверждённой схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.

Согласно пункта 2.2 Порядка факт выявления неправомерно размещённого нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.

Положения пунктов 3.1, 3.2, 3.3 Порядка указывают на то, что в течение десяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию. Комиссия рассматривает поступившие документы в течение тридцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

Заключение Комиссии должно содержать один из следующих выводов:

- о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке;

- о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта;

- об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта.

Заключение подписывается всеми членами Комиссии, утверждается ее председателем либо его заместителем (в случае отсутствия председателя) и направляется в Уполномоченный орган.

При этом, согласно пункта 3.5 порядка, в случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения готовит проект постановления муниципального образования о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).

Постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения:

- о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу);

- о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров;

- об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта;

- о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.

Уполномоченный орган в течение семи дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) размещает на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщение о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещённого нестационарного объекта, а также направляет владельцу объекта копию указанного постановления (пункт 3.6).

Согласно ст. 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Администрация города Ялты Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.

Статьёй 10 Устава к вопросам местного значения муниципального образования городской округ Ялта отнесено, в том числе: утверждение правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в соответствии с указанными правилами.

Постановлением Администрации города Ялта от 6 апреля 2020 года №843-п утверждено Положение о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции.

Из пункта 2.2 названного положения следует, что факт выявления неправомерно размещённого нестационарного объекта оформляется актом обследования по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению (далее – акт обследования), составленным представителем Рабочей группы.

В пункте 2.3 указывается, что в целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения рабочей группой осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами. В случае если владелец неправомерно размещённого нестационарного объекта неизвестен, Рабочая группа также размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым.

Пунктом 3.1 определено, что в течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Рабочая группа направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.

В пункте 3.2 указывается, что комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению № 2 к настоящему Положению.

В случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Рабочая группа в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием Администрацией города Ялта Республики Крым постановления о демонтаже сносе) нестационарного объекта (далее – постановление о демонтаже (сносе) (пункт 3.5).

Пунктом 3.7 предусмотрено, что постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения: - о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); - о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; - об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; - о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта. 3.8. Рабочая группа в течение двух дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) размещает на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым сообщение о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещённого нестационарного объекта, а также направляет владельцу объекта копию указанного постановления.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

С учётом установленных по делу обстоятельств, совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Кроме того, учитывая, что Воронцова Ж.А. не является собственником домовладений, расположенных по адресу: <адрес>, а равно как и собственником спорного объекта – ворот, при этом земельный участок по указанному адресу находится в муниципальной собственности, то суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что права, свободы и законные интересы Воронцовой Ж.А. оспариваемым постановлением не нарушаются.

Доводы административного истца о том, что судом первой инстанции не привлечён к участию в деле в качестве соистца собственник здания, в котором установлены спорные объекты, а привлечён лишь в качестве заинтересованного лица основаны на неверном толковании закона, в том числе не соответствуют положениям статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также части 1 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве признается в равной мере за всеми лицами, участвующими в деле. Не привлечение к участию в деле соистца не нарушает прав административного истца, кроме того, данное лицо не лишено права обратиться в суд с самостоятельными требованиями.

Доводы о том, что уполномоченный орган пропустил трёхгодичный срок исковой давности для предъявления требований о сносе, а также о том, что здание вместе с металлическими воротами является объектом культурного наследия народов Российской Федерации не находят своего обоснования в материалах дела, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.

Случаев, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.

При таких данных оспариваемый судебный акт суда первой инстанции полностью отвечает требованиям законности и обоснованности, у апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2021 года по административному делу № 2а-3297/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Воронцовой Жанны Андреевны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий О.В. Хожаинова

Судьи Л.А-В. Юсупова

Е.И. Холодная