Судья Деуленко В.И. Дело № 33а-2067/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Вегель А.А., Новиковой Н.В.,
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административных истцов З., М. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 ноября 2015 года по делу по административному исковому заявлению
З., М. к администрации Рубцовского района Алтайского края, комитету администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом об оспаривании бездействия администрации Рубцовского района Алтайского края, возложении обязанности заключить договор аренды земельных участков.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З., М. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГЗ., М. заключили с Главным Управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края договоры водопользования *** и *** об использовании акватории озера Малые Ракиты для рекреационных целей на срок 20 лет. ДД.ММ.ГГЗ., М. обратились в администрацию Рубцовского района Алтайского края с заявлением о предоставлении в аренду на срок 20 лет земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты> кв.м, адресные ориентиры участка: <адрес>; с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты> кв.м, адресные ориентиры участка: <адрес>. Указанные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, на участки:
- ЗУ1 — адрес: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- ЗУ2 — адрес: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- ЗУЗ — адрес: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.;
- ЗУ4 — адрес: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
В письменном ответе комитета администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГ*** истцам указано на то, что испрашиваемые земельные участки не могут быть предметом аукциона, так как границы их не определены в соответствии с действующим законодательством, участки ***, *** не прошли кадастровый учет. Указанная причина, согласно ст. 39.11, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером *** в аренду, безвозмездное или постоянное (бессрочное) пользование не предоставлен, поэтому с учетом положения п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации его раздел в настоящее время не предусмотрен.
Раздел земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, на названные участки ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ4 необходим административным истцам в связи с тем, что внутри этого участка находится часть водного объекта озера Малые Ракиты, на участках ЗУ1, ЗУ4 планируется размещение стационарного туристско-оздоровительного лагеря.
В 2015 году административные истцы построили здание Летний домик 1 общей площадью 26,60 кв.м; здание Летний домик 2 общей площадью 27,50 кв.м; здание Помещение для умывания 1, общей площадью 21,8 кв.м; здание Помещение для умывания 2 общей площадью 7,90 кв.м.; здание Помещение для умывания 3 общей площадью 7,40 кв.м, по адресу: <адрес> на земельном участке, в прибрежной полосе, в границах водоохраной зоны озера Малые Ракиты, предоставленным административным истцам по договорам водопользования. Вышеуказанные здания не нарушают градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается техническими заключениями.
В связи с изложенным З., М. полагают, что имеют право на заключение с ними договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов на основании подпунктов 9, 23 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации как участники концессионного соглашения и собственники строений, расположенных на земельном участке, а административным ответчиком - администрацией Рубцовского района Алтайского края, в нарушение вышеприведенных норм не осуществлены действия, предусмотренные законом, что препятствует осуществлению административным истцами деятельности в соответствии с заключенными Договорами водопользования.
На основании изложенного с учетом последующего уточнения требований З., М. просили суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации Рубцовского района Алтайского края в лице комитета администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом по предоставлению административным истцам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду для использования в целях размещения стационарного туристско-оздоровительного лагеря, с условными кадастровыми номерами:
- ***, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов; адресные ориентиры участка: <адрес>. Разрешенное использование: Для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций;
- ***, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов. Адресные ориентиры участка: край <адрес>. Разрешенное использование: Для размещения туристических баз, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций.
2. Обязать администрацию Рубцовского района Алтайского края заключить с административными истцами договор аренды на срок с даты вступления решения суда в законную силу до ДД.ММ.ГГ, вышеназванных земельных участков для использования в целях размещения стационарного туристско-оздоровительного лагеря.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 ноября 2015 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе З., М. просят отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на доводы, изложенные при обращении в районный суд, полагая, что им не дана надлежащая оценка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец М. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав М., проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГЗ., М. заключили с Главным Управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края договоры водопользования *** и *** об использовании акватории озера Малые Ракиты для рекреационных целей на срок 20 лет.
ДД.ММ.ГГ административные истцы З., М. обратились в администрацию Рубцовского района Алтайского края с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами ***, площадью <данные изъяты> кв.м, адресные ориентиры: <адрес>; ***, площадью <данные изъяты> кв.м, адресные ориентиры: <адрес>.
К заявлениям приложили копии своих паспортов, схему раздела земельного участка, копию ответа прокурора Рубцовского района от ДД.ММ.ГГ*** на жалобу.
Из письма прокурора Рубцовского района от ДД.ММ.ГГ*** следует, что ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГЗ. и М. обращались с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ***, комитетом администрации Рубцовского района Алтайского края по управлению муниципальным имуществом отказано в предоставлении земельного участка незаконно, оценка заявлению и предоставленным документам не давалась.
На указанное заявление М., З. комитетом администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом ДД.ММ.ГГ подготовлен письменный ответ ***, в котором в предоставлении на правах аренды земельных участков административным истцам отказано. При этом указано на то, что испрашиваемые земельные участки не могут быть предметом аукциона, так как границы их не определены в соответствии с действующим законодательством, участки ***, *** не прошли кадастровый учет. Указанная причина согласно ст. 39.11, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Кроме того, в соответствие с п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по заявлению заинтересованного лица, которому данный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования. Заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. К заявлению прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером *** в аренду, безвозмездное или постоянное (бессрочное) пользование не предоставлен. Следовательно, раздел данного земельного участка в настоящее время не предусмотрен.
Судом установлено, что З., М. обжалуют бездействие административных ответчиков в связи с вышеуказанными заявлениями от ДД.ММ.ГГ и ответом на них от ДД.ММ.ГГ.
На момент обращения административных истцов с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков, на кадастровом учете состоял единый земельный участок с кадастровым номером 22:39:021101:7. Земельных участков с кадастровыми номерами 22:39:021101:7:ЗУ1, 22:39:021101:7:ЗУ4 не существует.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст.ст. 39.14 – 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В соответствии с п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения). В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
В силу ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Таким образом, для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, как на торгах, так и без проведения торгов, требуется, в том числе, чтобы земельный участок был сформирован в установленном законом порядке, стоял на кадастровом учете.
В рассматриваемом случае земельные участки, испрашиваемые административными истцами, не сформированы в установленном законом порядке, на кадастровом учете не стоят, кадастровый номер им не присваивался, следовательно, названные участки не существуют как объект права и не могут являться предметом гражданского оборота. З., М. обратились с заявлением о предоставлении земельных участков, без соблюдения установленной законом процедуры.
При таких обстоятельствах указанные административными истцами земельные участки не могли быть предоставлены им в аренду на основании заявления от ДД.ММ.ГГ.
Кроме того, судом и комитетом администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом в оспариваемом решении обосновано указано на то, что раздел земельного участка не мог быть произведен по заявлению административных истцов.
В соответствии с п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Таким образом, земельный участок подлежит разделу только по заявлению лиц, которым он предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования.
Помимо изложенного, ДД.ММ.ГГ земельный участок с кадастровым номером *** разделен на земельные участки с кадастровыми номерами *** и ***, что подтверждается ответом комитета администрации Рубцовского района по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГ***, то есть земельного участка с кадастровым номером *** в настоящее время не существует.
Доводы жалобы о наличии у администрации обязанности предоставить административным истцам в аренду испрашиваемые ими земельные участки не основаны на Законе и фактических обстоятельствах дела, в связи с чем не могут повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов З., М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>