Председательствующий Богославский А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-2068/2016
7 декабря 2016 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего – Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя председателя жилищной комиссии Управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> (далее Управление) – <данные изъяты>ФИО7 на решение Крымского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены заявленные требования <данные изъяты> Лысенкова Я.А. об оспаривании бездействия председателя жилищной комиссии Управления, выразившегося в нерассмотрении заявления административного истца о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, выступления представителя начальника Управления и председателя жилищной комиссии Управления Чернявского В.О. в обоснование доводов жалобы, а также представителя административного истца – Комедовой О.Н., полагавшей необходимым в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
Лысенков Я.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие жилищной комиссии Управления, выразившееся в нерассмотрении его заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и обязать указанное должностное лицо устранить допущенное нарушение.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы излагает обстоятельства дела и указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Лысенкову Я.А. были направлены уведомление о принятом ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Управления решении и выписка из протокола заседания данной жилищной комиссии №. В связи с этим представитель считает, что поскольку о принятом решении жилищной комиссии Лысенков Я.А. узнал не позже ДД.ММ.ГГГГ, а обратился в суд в ДД.ММ.ГГГГ г., тем самым оне пропустил процессуальный срок для обращения в суд.
Кроме того, в апелляционной жалобе указывается, что на момент обращения Лысенкова Я.А. в жилищную комиссию Управления с повторным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ он утратил статус военнослужащего и поскольку не был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения военной службы, правовых оснований для рассмотрения его заявления жилищной комиссией Управления не имелось. При этом вышеуказанное обращение Лысенкова Я.А. было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» и правовыми актами ФСБ России.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя председателя жилищной комиссии Управления – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе и возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В чч. 1, 5 и 8 ст. 219 КАС РФ определено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Лысенкову Я.А. было сообщено об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по причине невозможности получения из Государственной регистрационной службы <адрес> сведений о наличии прав собственности у административного истца и членов его семьи на объекты недвижимости на территории <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При этом в указанном письме сообщалось о повторном рассмотрении его заявления после получения указанных сведений. Получив самостоятельно из Государственной регистрационной службы <адрес> вышеуказанные сведения, Лысенков Я.А. ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в жилищную комиссию Управления с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако жилищной комиссией это его заявление установленным порядком рассмотрено не было.
Из письма Врио начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ № № усматривается, что в связи с необходимостью истребования дополнительных документов из государственных органов направлен запрос в Министерство иностранных дел РФ, в связи с чем срок рассмотрения обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ продлен.
Письмом заместителя начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ № № Лысенкову Я.А. сообщено о том, что представленные им ДД.ММ.ГГГГ сведения о наличии (отсутствии) прав собственности на недвижимое имущество у граждан, проживающих на территории <адрес> свидетельствуют о его правах на недвижимое имущество в <адрес>, однако согласно требованиям Правил организации в органах ФСБ работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом директора ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила), для признания нуждающимся в жилом помещении и принятия на соответствующий учет, жилищная комиссия обязана рассмотреть выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у граждан объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с ДД.ММ.ГГГГ) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет.
С административным иском в суд Лысенков Я.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ
Пропуск трехмесячного срока подлежит выяснению судом в предварительном судебном заседании или в судебном заседании независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При этом суд первой инстанции правильно признал, что до настоящего времени жилищной комиссией Управления заявление Лысенкова Я.А. о принятии его и членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении повторно не рассмотрено, поэтому вопреки доводам жалобы, оснований считать, что Лысенков Я.А. пропустил срок обращения в суд с административным исковым заявлением не имеется.
Согласно материалам дела Лысенков Я.А. уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, перед увольнением с военной службы, ДД.ММ.ГГГГ, он ставил перед командованием вопрос о принятии его на жилищный учет для обеспечения жилым помещением. Этот вопрос до настоящего времени по существу не разрешен, поскольку административному истцу отказано в принятии на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (ответ органа государственной власти на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет, если соответствующий документ не был представлен заявителем, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов подтверждает право граждан стоять на учете).
На основании ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 164 «О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, и документов о прохождении ими военной службы» Лысенков Я.А. относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.
В силу п. 7 Правил жилищная комиссия должна рассмотреть заявление военнослужащего о признании нуждающимся в жилом помещении в течение тридцати рабочих дней со дня представления военнослужащим необходимых документов.
Пунктом 3 Правил установлено, что для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу, к которому прилагаются ряд документов. В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.
Согласно п. 3.1 Правил военнослужащие и члены их семей вправе по собственной инициативе представлять в жилищную комиссию:
а) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с 31 января 1998 г.) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет;
б) справки (сообщения) бюро технической инвентаризации о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности (со всех мест регистрации по месту жительства, а также с мест прохождения военной службы, начиная с 11 июля 1991 г. по 31 января 1998 г.);
в) иные документы, по мнению военнослужащих и членов их семей, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Жилищной комиссией самостоятельно запрашиваются документы, указанные в подп. «а» и «б» настоящего пункта (их копии или содержащиеся в них сведения), в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.
В связи с изложенным, вопреки доводам апелляционной жалобы, обращение Лысенкова Я.А. о принятии на жилищный учет, поданное в период военной службы, подлежит рассмотрению по существу жилищной комиссией Управления в соответствии с Правилами, с учетом необходимости всей необходимой документации, в том числе и той, которую Лысенков Я.А. был не в состоянии получить самостоятельно.
В связи с изложенным мнение представителя председателя жилищной комиссии Управления о том, что обращение Лысенкова Я.А. от ДД.ММ.ГГГГ было правомерно рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» и правовыми актами ФСБ России, является несостоятельным.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы представителя административного ответчика не имеется.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 5 сентября 2016 г. по административному исковому заявлению Лысенкова Я.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя председателя жилищной комиссии Управления ФСБ <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи