Судья Ронгонен М.А. | № 33а-2075/2022 (10RS0016-01-2022-000980-37) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Коваленко В.В., Колбасовой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя ФИО1 на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 22 апреля 2022 г. по административному делу № 2а-469/2022 по административному исковому заявлению администрации Сегежского муниципального района Республики Карелия к УФССП России по Республике Карелия, судебному приставу-исполнителю ФИО1 об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Сегежского муниципального района (далее – администрация, должник, административный истец) обратилась с административным иском о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 10.02.2022 о возбуждении исполнительного производства №-ИП, полагая, что взыскание по данному исполнительному производству должно осуществляться в порядке и в сроки, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
С принятым судебным постановлением не согласен судебный пристав-исполнитель, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что исполнительное производство в отношении администрации подлежало возбуждению применительно к положениям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), поскольку требования судебного решения, на основании которого возбуждалось исполнительное производство, являются требованиями неимущественного характера.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 5 февраля 2019 г. по делу № 2-434/2019 (с учетом определения Сегежского городского суда Республики Карелия от 3 сентября 2021 г. об изменении способа и порядка исполнения решения суда) частично удовлетворены исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Сегежском, Беломорском, Кемском и Лоухском районах к МКОУ СОШ № 4 г. Сегежи, администрации Сегежского муниципального района о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия.
Суд признал незаконными действия (бездействие) МКОУ СОШ № 4 г. Сегежи по ненадлежащему исполнению требований предписания от 28.09.2018 № 7225/124-П.
Обязал МКОУ СОШ № 4 г. Сегежи в срок до 01.09.2019: обеспечить соблюдение нормы площади на одного учащегося в кабинетах №№ 1-6 в соответствии с пунктами 4.9, 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечить состояние полов без щелей, дефектов и механических повреждений в кабинете № 10 в соответствии с пунктом 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечить в школе соблюдение питьевого режима в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости, в соответствии с пунктом 10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08; обеспечить наличие школьных парт, обеспеченных регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, для обучающихся начального общего образования в соответствии с пунктом 5.3, таблицей 1 СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечить асфальтирование или бетонирование контейнерной площадки под контейнер для мусора в соответствии с пунктом 3.11 СП 3.5.3.3223-14; обеспечить прохождение должностными лицами и работниками учреждения, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в соответствии с пунктами 11.9, 13.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.
В срок до 30.06.2022 до обеспечения МКОУ СОШ № 4 г. Сегежи расстановки торгового оборудования, исключающей встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала, осуществлять приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов, доставляемых из ООО «Аквалана» (<...>).
В случае недостаточности денежных средств у МКОУ СОШ №4 г.Сегежи на организацию и осуществление возложенных обязанностей суд возложил на администрацию Сегежского муниципального района субсидиарную ответственность в части финансирования исполнения возложенных на казенное учреждение обязательств за счет средств муниципального образования «Сегежский муниципальный район».
В отношении администрации выдан исполнительный лист от 19.01.2022, который предъявлен взыскателем в отделение судебных приставов по Сегежскому району УФССП по Республике Карелия.
10.02.2022 возбуждено исполнительное производство №-ИП; администрации предоставлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
Постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в адрес администрации 22.02.2022.
04.03.2022 администрация обратилась с настоящим административным иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у судебного пристава-исполнителя оснований для возбуждения исполнительного производства в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий «денежные обязательства» и «получатель бюджетных средств», приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3-242.6 Кодекса, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 5 февраля 2019 г. по делу № 2-434/2019 на МКОУ СОШ № 4 г.Сегежи возложена обязанность по совершению определенных действий, следовательно, следовательно, данный судебный акт не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть не подлежит исполнению в порядке, предусмотренном главой 24.1БК РФ.
По мнению судебной коллегии, у судебного пристава-исполнителя на 10.02.2022 не имелось предусмотренных частью 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства. Ссылки суда первой инстанции на судебное постановление от 18.03.2022, предоставившее администрации отсрочку исполнения решения суда до 31.12.2022, на законность возбуждения исполнительного производства 10.02.2022 не влияют и правового значения с учетом предмета административного спора не имеют.
С учетом изложенного решение в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 22 апреля 2022 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи