ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-20770/18 от 16.10.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-20770/2018

Судья: Самсонова Е.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Бутковой Н.А.

судей

Головкиной Л.А., Ивановой Ю.В.

при секретаре

Чернышове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2018 года дело № 2а-452/2018 по апелляционным жалобам Жилищного комитета Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 апреля 2018 года по административному исковому заявлению Прокофьева В. С. к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения административного истца, представителя административного ответчика Жилищного комитета Санкт-Петербурга – Ренни О.В., представителя административного ответчика СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» - Печавиной Я.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокофьев В.С. обратился в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным решение от 28.11.2017, принятое административным ответчиком, обязать Жилищный комитет Санкт-Петербурга устранить допущенное нарушение его прав, а именно направить имеющийся пакет документов от <дата>, рег. МФЦ 19462731 в расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с <дата> по <дата>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что <дата> он обратился в ГКУ «Многофункциональный центр» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив справку о доходах, выданную Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации за период с мая по октябрь 2017 года. <дата> административный ответчик отказал в принятии документов со ссылкой на недостоверность справки о доходах. Оспариваемое решение административный истец считает незаконным, основанным на предположениях.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 06.02.2018, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий».

Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 апреля 2018 года требования административного иска удовлетворены: признан незаконным отказ в удовлетворении заявления Прокофьева В.С. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформленный уведомлением СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» от <дата>; на Жилищный комитет Санкт-Петербурга возложена обязанность устранить нарушения права Прокофьева В.С. на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В апелляционных жалобах административные ответчики просят решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> отменить, как постановленное при неправильном установлении обстоятельств дела и применении норм материального права.

Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Прокофьев В.С. является собственником 61/73 долей в праве общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 111,00 кв.м., жилой площадью 60,60 кв.м., где имеет постоянную регистрацию с <дата> и занимает пять комнат в шестикомнатной коммунальной квартире.

<дата>Прокофьев В.С. обратился через ГКУ «Многофункциональный центр» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг. К поданному заявлению были приложены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, согласно которому Прокофьев В.С. является собственником жилого помещения – <адрес>, общей площадью 111,00 кв.м., жилой площадью 60,60 кв.м; справка из Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №... от <дата>, представленная в подтверждение доходов (ежемесячной денежной выплаты) за период с <дата> по <дата>, которые составляли 5500 руб. в месяц; копия трудовой книжки, из которой следует, что Прокофьев В.С<дата> был уволен из ООО «Ультро», где занимал должность юриста, по собственному желанию; квитанция по оплате жилищно-коммунальных услуг; квитанция по оплате газа, квитанция по оплате электроэнергии, копия паспорта гражданина Российской Федерации.

Иных доходов заявителем указано не было, сведений об их получении при обращении не представлено.

Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 28 ноября 2017 года №...-р в предоставлении субсидии на плату жилого помещения и коммунальных услуг Прокофьеву В.С. отказано со ссылкой на предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о доходах заявителя за май-октябрь 2017 года (п.14 Правил).

О принятии данного решения административный истец уведомлен СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» <дата>.

Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что суждение административного ответчика о предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений о доходах заявителя основано на предположениях, документально не подтверждено, а потому не могло являться основанием для отказа в предоставлении субсидии.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле данных расходов в совокупном доходе семьи.

Названные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Частью 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Исходя из приведенных выше законоположений, реализация права граждан на предоставление субсидий в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, зависит от подачи соответствующего заявления с прилагаемыми к нему документами.

Согласно части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидий и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ (далее – Правила).

Согласно п. 3 Правил, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Пунктом 4 Правил определено, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Согласно п. 6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

Подпунктом «д» пункта 8 указанных Правил к числу документов, подлежащих предоставлению, отнесены документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).

Согласно п. 33 Правил, при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

На основании п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", с учетом: а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан; б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; в) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем; г) компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан; д) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного; е) денежных средств, направленных на оплату обучения в образовательных учреждениях всех типов, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе; ж) доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования; з) доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных.

В соответствии с подп. «д», «е», «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 (в редакции от 01 декабря 2007 года) при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней доходы, государственных внебюджетных фондов, к которым относятся, в том числе, пенсии; от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся: доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов; доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); проценты по банковским вкладам; наследуемые и подаренные денежные средства.

В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы установлена ежемесячная выплата в размере 5500 рублей (п.1).

Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства 1 группы пенсии в период осуществления ухода за ним.

На основании вышеназванного Указа Президента РФ УПФР в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга Прокофьеву В.С. с <дата> по <дата> установлена ежемесячная компенсационная выплата, которая в период с <дата> по <дата> составляла 5500 руб. ежемесячно.

Из объяснений Прокофьева В.С. следует, что данная компенсационная выплата установлена ему в связи с осуществлением ухода за его несовершеннолетним сыном Прокофьевым С.В., 2012 г.рожд., являющимся ребенком-инвалидом.

Прокофьевым В.С. в нарушение требований п.8 Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не представил органу в полном объеме сведения о доходах членов семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, применительно к положениям п.33 Правил, а именно сведения о доходах несовершеннолетнего Прокофьева С.В., являющегося получателем пенсии. Обязанность предоставления сведений о доходе данного лежит на Прокофьеве В.С., как на лице, обратившемся за получением субсидии.

В апелляционных жалобах административные ответчики ссылаются на явные противоречия в предоставленных заявителем документах относительно уровня доходов, свидетельствующие о неполноте и (или) недостоверности представленных сведений о доходах, поскольку из справки о полученных доходах, выданной Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации, следует, что доход Прокофьева В.С. в период с <дата> по <дата> составлял 5500 руб. в месяц, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по <адрес> у административного истца не имеется, в октябре 2017 года Прокофьевым В.С. была произведена оплата жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 3925,28 руб., в сентябре начислено на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - 3684,67 руб., в августе – 3684,45 руб., в июле – 3681,02 руб., в июне – 5495,02 руб., в мае – 7555,29 руб. Кроме того, по имеющимся данным, административный истец также является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за которое начислена плата за октябрь 2017 года в размере 1907,79 руб. и собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за которое начислена плата за октябрь 2017 года в размере 2097,81 руб. Таким образом, в общей сумме расходы административного истца за октябрь 2017 года составляют 7719,60 руб., а доход 5500 руб., что подтверждается квитанциями на жилые помещения и свидетельствует о неполноте предоставленной информации о доходах Прокофьева В.С..

Данные доводы заслуживают внимания.

Обстоятельства, указанные в апелляционных жалобах административных ответчиков, Прокофьев В.С., в части принадлежности на праве собственности долей в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, несения бремя его содержания, не отрицал, представил суду апелляционной инстанции справку о регистрации, из которой усматривается, что он является собственником долей в праве общей долевой собственности на <адрес> на основании договора дарения от <дата>, соответствующих двум комнатам площадью 32,8 кв.м., в которых имел регистрацию в период с <дата> по <дата>, и где в настоящее время имеют регистрацию несовершеннолетние дети административного истца: Прокофьев Н.В., <дата> г.рожд., Прокофьев С.В., <дата> г.рожд., Прокофьев И.В., <дата> г.рожд., Прокофьева А.В., <дата> г.рожд., мать детей Прокофьева М.С..

Кроме того, как подтверждает сам Прокофьев В.С. в ходе разбирательства в суде апелляционной инстанции, им осуществлялась после увольнения в 2013 году с работы оплачиваемая деятельность по гражданско-правовым договорам. Сведения о размещении полученных в качестве дохода по гражданско-правовым сделкам денежных средств в банковских вкладах, акциях в целях получения прибыли, иных источниках доходов, административный истец не представляет, тем не менее, ссылается на неосуществление оплачиваемой деятельности более шести месяцев, в то время как сбережения, согласно пояснения Прокофьева В.С., у него имелись по состоянию на начало 2017 года.

Таким образом подтверждается, что сумма документально подтвержденных расходов Прокофьева В.С. не соответствует (превышает) сумму доходов.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о необоснованности суждения административного ответчика о предоставлении административным истцом неполных и (или) недостоверных сведений, что свидетельствует о неправомерности отказа Прокофьеву В.С. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Действительно пунктом 11 Правил установлено, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

В то же время, вывод административного ответчика относительно неполноты и (или) недостоверности представленных Прокофьевым В.С. сведений о доходах обусловлен не сомнением в подлинности представленной Прокофьевым В.С. справки из УПФР в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга от 12.10.2017.

Проверяя полноту и достоверность представленных административным истцом сведений о доходах на основе анализа поступивших от него документов и установив вышеуказанные обстоятельства, у Жилищного комитета Санкт-Петербурга имелись основания, предусмотренные пунктом 14 Правил, для отказа в предоставлении субсидии.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом отказ в удовлетворении его заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является обоснованным и не противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Прокофьева В.С. не имелось.

Учитывая изложенное, состоявшееся по делу решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 апреля 2018 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Прокофьева В.С.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 апреля 2018 года отменить.

В удовлетворении административного искового заявления Прокофьева В. С. к Жилищному комитету Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Городской центр жилищных субсидий» о признании незаконным решения – отказать.

Председательствующий:

Судьи: