ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2079/2017 от 01.02.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Шестакова С.Г. Дело № 33а-2079/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 февраля 2017 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сергеева С.С.,

судей Тертышной В.В., Антропова Е.А.,

при секретаре Шишкиной А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Балушкиной Л. В. к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, Комитету земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании не действующим в части постановление № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения

по апелляционной жалобе представителя административного истца Балушкиной Л. В.Гаврилова В. Н.

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 1 ноября 2016 года, которым индивидуальному предпринимателю Балушкиной Л. В. в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия по административным делам

УСТАНОВИЛА:

ИП Балушкина Л.В. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области, Комитету земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области о признании недействующим в части постановление № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указала, что постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Согласно подпункту 71 приложения к данному постановлению, площадь принадлежащего истцу нестационарного торгового объекта (павильона), расположенного по адресу: <адрес>, указана <.......>. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 83 постановления администрации городского округа- город Волжский от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, площадь указанного объекта - <.......>

Фактически площадь торгового павильона по <адрес> составляет <.......> и <.......>- площадь теневого навеса для ожидания транспорта.

Считала, что редакция подпункта 71 приложения к постановлению администрации городского округа- город Волжский от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> в части указания размера площади нестационарного торгового объекта нарушает её права в сфере предпринимательской деятельности.

Просила признать недействующим указанный подпункт приложения к постановлению администрации городского округа-город Волжский, Волгоградской области в части указания размера площади нестационарного торгового объекта распложенного по адресу: <адрес>, - <.......>, обязав ответчика указать в подпункте 71 приложения к оспариваемому постановлению размер площади объекта- <.......>

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Балушкиной Л.В. Гаврилов В.Н. оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя административного истца Гаврилова В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, Комитета земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области Черемушникову О.В., считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ).

Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 381-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом N 381-ФЗ.

Порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).

Как следует из ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, утверждение названной схемы является условием размещения нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального образования.

Схема размещения нестационарных торговых объектов издается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.

Исходя из части 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 225-0 часть 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность включения ранее существовавших мест размещения нестационарных объектов во вновь утверждаемую схему.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ

Решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> внесены изменения в решение Волжской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области».

Разработка проекта схемы, размещение его на официальном сайте администрации г. Волжского, рассмотрение проекта на заседании коллегиального органа и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом г. Волжского.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Указанное положение также содержится и в п. 7 ст. 33 Устава города Волжского.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Судом апелляционной инстанции установлено, что на основании договора аренды № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Балушкина Л.В. является арендатором земельного участка площадью <.......> с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования- <.......>

Постановлением администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, где в пункте 83 приложения к данному постановлению площадь, занимаемая нестационарным торговым объектов, расположенным по адресу: <адрес>, составляет <.......>.

Постановлением администрации городского округа- город Волжский Волгоградской области 13.09.2013 № 6960 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа- город Волжский Волгоградской области в новой редакции на срок с момента вступления данного постановления в законную силу до ДД.ММ.ГГГГ, где в пункте 92 приложения к данному постановлению площадь, занимаемая нестационарным торговым объектов, расположенным по адресу: <адрес>, составляет <.......>.

Дополнительным соглашением № <...> от ДД.ММ.ГГГГ пункт 1.1.договора аренды земельного участка с ИП Балушкиной Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, изложен в новой редакции - площадь земельного участка составляет <.......>

Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 26.12.2014 N 128-ВГД принято Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области.

Администрацией городского округа- город Волжский ДД.ММ.ГГГГ ИП Балушкиной Л.В. направлен ответ на обращение истца о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> из которого следует, что у ответчика оснований для предоставления в аренду на новый срок указанного земельного участка не имеется.

В соответствии с постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ

Решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 25.12.2015 N 234-ВГД внесены изменения в решение Волжской городской Думы от 26.12.2014 N 128-ВГД «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области».

В ДД.ММ.ГГГГ ИП Балушкиной Л.В. Комитетом земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский направлен проект договора о размещении нестационарного торгового объекта по <адрес>, площадью <.......>., на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Комитет земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский с заявлением о рассмотрении изменений в вышеуказанный договор о размещении нестационарного торгового объекта.

На указанное обращение Комитетом земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский в адрес ИП Балушкиной Л.В. направлен ответ ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истцом в Комитет земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский вновь направлено заявление, в котором предложено рассмотреть протокол разногласий, направленный ею ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский направил ИП Балушкиной Л.В. проекты договоров с протоколами разногласий, с предложением их подписать в срок до ДД.ММ.ГГГГ и вернуть в адрес Комитета для дальнейшего оформления.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет земельных ресурсов администрации городского округа- город Волжский направил ИП Балушкиной Л.В. уведомление об отказе от договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.

Площадь спорного нестационарного торгового объекта установлена с учетом требований Городского Положения «Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области» от 15.10.2009 № 480-ВГД, касающихся формирования архитектурно-градостроительного облика города.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый подпункт 71 Приложения к постановлению администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области» в части указания площади торгового объекта по адресу: <адрес>, равной <.......>, является законным.

В силу п. 7.5.1. Правил землепользования и застройки формирование архитектурно-градостроительного облика городского округа - город Волжский осуществляется в зоне особого регулирования градостроительной деятельности городского округа - город Волжский. Границы данной зоны определяются вдоль красных линий <адрес> согласно карте зоны особого регулирования градостроительной деятельности (введен решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 13.02.2015 № 139-ВГД).

В соответствии с пунктом 7.6.1. Правил объекты, земельные участки которых попали в зону особого регулирования градостроительной деятельности, формируют систему городских центров. Территория центров предназначена для прогулок, отдыха, развлечений горожан и должна отличаться от других территорий особым эстетическим содержанием. Архитектурно-градостроительный облик объекта в целом должен отражать внутреннее функциональное наполнение и вызывать у потребителя положительные эмоции (введен решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 13.02.2015 № 139-ВГД).

Согласно п. 2.6. Приложения № 2 к Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов торговых объектов на территории городского округа-город Волжский Волгоградской области (утв. Решением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 26.12.2014 № 128-ВГД) нестационарные торговые объекты должны обеспечить свободное движение пешеходов и доступ потребителей к объектам торговли, в том числе обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, а также беспрепятственного подъезда специализированного транспорта при чрезвычайных ситуациях.

Довод жалобы о том, что согласно п. 5.1 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Волжский Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ требования предъявляемые к обустройству нестационарных объектов – для остановочных павильонов не более <.......>, не распространяется на объекты, обустроенные до вступления в силу данного положения, в том числе на объект принадлежащий административному истцу, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку на момент публикации 30.12.2015 Постановления № 8356 от 18.12.2015 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов на территории городского округа г. Волжский Волгоградской области» были внесены изменения в п. 5.1 Решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 26.12.2014 № 128-ВГД «О принятии Положения о порядке размещения нестационарных объектов на территории городского округа г. Волжский Волгоградской области», согласно которым не предусмотрено особых условий его действия в отношении объектов нестационарной торговли, установленных до 30.12.2015. Изменения вступили в силу с момента публикации 30.12.2015 в «Волжском муниципальном вестнике» № 64.

По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309- 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 1 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Балушкиной Л. В.Гаврилова В. Н. – без удовлетворения.

Председательствующий судья /подпись/

Судьи /подписи/

Согласовано

Судья Волгоградского областного суда В.В. Тертышная