Судья Рыбалко В.А. дело № 33а-2080/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2018 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Крючковой Н.П., Репиной Е.В.,
рассмотрев в упрощенном порядке в г. Пензе по докладу судьи Репиной Е.В. административное дело по апелляционной жалобе Ростовской таможни на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 03 апреля 2018 г., которым постановлено:
«Исковые требования Ростовской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Ростовской таможни задолженность по уплате таможенных платежей 758189 рублей 58 копеек, пени в размере 32266 рублей 17 копеек, а всего 790455 рублей75 копеек.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета 11104 рубля 55 копеек»,
У С Т А Н О В И Л А:
Ростовская таможня обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с ФИО1 в пользу истца 758189 рублей 58 копеек таможенных платежей и пени в размере 132266 рублей 17 копеек, всего 890455 рублей 75 копеек, мотивируя тем, что 20 июля 2015 г. гражданином Украины ФИО1 через таможенный пост МАПП Гуково Ростовской таможни было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство - автомобиль марки <данные изъяты>, 1992 года выпуска. Срок временного ввоза был установлен до 21 июля 2016 г. В установленный таможенным органом срок ответчик автомобиль за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез. Поскольку временно ввезенное вышеуказанное транспортное средство до истечения установленного таможенным органом срока ответчиком не было вывезено или задекларировано с целью выпуска, то у ФИО1 возникла обязанность оплатить таможенные платежи. В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика таможенные платежи и пени в соответствии со ст.75 НК РФ.
Сердобский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Ростовская таможня просит изменить решение, взыскав с ФИО1 в пользу истца таможенные платежи 758189 рублей 58 копеек и пени в полном размере 132266 рублей 17 копеек, всего 890455 рублей 75 копеек.
В судебное заседание представить административного истца Ростовской таможни, административный ответчик ФИО1 не явились, о дне, месте и времени слушания дела надлежаще извещены, в связи с чем на основании статьи 150 и части 1 статьи 307 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон по делу, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Статья 286 КАС РФ предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ст. 358 ТК ТС (действовавшего на дату перемещения объекта через таможенную границу), иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Согласно п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Как следует из п. 5 ст. 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Кодекса.
Пункт 6 подпункт 3 указанной статьи предусматривает, что в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса считается сроком уплаты таможенных пошлин.
Как следует из обстоятельств дела, согласно пассажирской таможенной декларации от 20 июля 2015 г. гражданин Украины ФИО1 ввез на территорию Российской Федерации через ТП МАПП Гуково Ростовской таможни автомобиль марки <данные изъяты>, объем двигателя 2449 куб. м, в качестве транспортного средства для личного пользования, до 21.07.2016, без уплаты таможенных платежей.
В связи с истечением установленного срока временного ввоза транспортного средства, по результатам таможенного контроля установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства, зарегистрированного за иностранным гражданином.
Размер подлежащих уплате таможенных платежей составил 758189 рублей 58 копеек (2449 куб.см. х 61 рубль 61,9183 коп х 5), где объем двигателя 2449 куб.см.; ставка 5 евро за 1 куб.см. (единая ставка на легковые автомобили, с момента выпуска которых прошло более пяти лет), 61,9183 курс евро по состоянию на 18 июля 2015 г.).
24 января 2017 г. Ростовский таможней сформировано требование № об уплате таможенных платежей и направлено по адресу регистрации ФИО1 и по адресу его временной регистрации. Согласно данному требованию, ФИО1 обязан в срок не позднее 20 дней со дня вручения требования уплатить всю сумму задолженности.
Требование в установленный срок исполнено не было.
25.07.2017 и.о. мирового судьи судебного участка №3 мировой судья судебного участка №1 Сердобского района Пензенской области Безсонова А.А. выдал судебный приказ о взыскании с ФИО1 таможенных платежей и пени, который впоследствии по заявлению должника был отменен.
Удовлетворяя частично требования Ростовской таможни, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не было выполнено условие о вывозе временно ввезенного транспортного средства в предусмотренный законодательством срок, в связи с чем имеются основания для взыскания таможенных платежей и пени.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии со ст. 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.
В соответствии со статьей 12 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (Соглашение) таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.
Пунктом 24 Приложения № 3 Соглашения в числе товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, указан автомобиль, находящийся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий:
- их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;
- такой автомобиль должен находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированным на третьих лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 356 Таможенного кодекса Таможенного союза подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в частности документа, удостоверяющего личность (в том числе несовершеннолетнего лица); документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающих временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающих признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов таможенного союза.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 12, пункта 8 раздела 1 Приложения 3 к Соглашению, освобождение от уплаты платежей предоставляется в отношении товаров для личного пользования, ввозимых физическими лицами, прибывающими (переселяющимися) в государство-член Таможенного союза на постоянное место жительства.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 2 Соглашения определено, что датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Из системного толкования вышеприведенных норм усматривается, что право на освобождение от уплаты таможенных платежей предоставляется лицам, прибывающим и переселяющимся в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства.
Из дополнительно представленных в судебную коллегию материалов следует, что ФИО1, прибыв на территорию России, обратился с письменным ходатайством о предоставлении ему временного убежища. Прибытие ФИО1 на территорию РФ было связано с обострением внутриполитической обстановки в стране происхождения.
04 сентября 2015 г. ФИО1 выдано свидетельство о временном убежище, административный ответчик поставлен на учет с 13.11.2015 до 04.09.2016, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным данным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
При переселении физического лица на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 документом, подтверждающим признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства, является предусмотренное данным правовым актом свидетельство участника Государственной программы.
В соответствии с пп. "а" п. 19 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Пунктом 44 Государственной программы установлено, что участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с п. 26 Положения об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 № 403, свидетельство подтверждает статус участника Государственной программы, его права и обязательства.
26.08.2016 административному ответчику ФИО1 выдано свидетельство участника программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
21.12.2016 ФИО1 получено разрешение на временное проживание до 21.12.2019.
Управлением по вопросам УМВД России по Пензенской области было рассмотрено заявление ФИО1 о приеме в гражданство Российской Федерации, по итогам рассмотрения которого, 10 апреля 2017 г. принято решение принять ФИО1 в гражданство Российской Федерации в соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
29 апреля 2017 г. ФИО1 получил паспорт гражданина РФ.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 переселился на территорию Российской Федерации, имеет намерение постоянно проживать в Российской Федерации, а следовательно, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, имеет право на льготу по уплате таможенных платежей при таможенном оформлении товара.
То обстоятельство, что ФИО1 не были предоставлены в таможенный орган документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие признание его переселяющимся на постоянное место жительства, не может свидетельствовать об отсутствии у ФИО1 права на получение льготы.
Формальное нарушение ФИО1 обязанности по предоставлению в таможенный орган документов, подтверждающих право на льготу, не должно влечь для административного ответчика таких последствий, которые противоречат целям, которые взяло на себя государство по обеспечению баланса интересов переселенцев.
При таком положении, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Ростовской таможни не имелось.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона подлежащего применению.
С учетом изложенного, решение Сердобского городского суда Пензенской области от 03 апреля 2018 г. подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Ростовской таможни к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия -
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сердобского городского суда Пензенской области от 03 апреля 2018 г. отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении административного иска Ростовской таможни к ФИО1 о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пени, отказать.
Председательствующий:
Судьи: